Транспортный налог на лодки и катера 2017: по субъектам и объектам

Транспортный налог на маломерные суда

Что такое транспортный налог

Это региональный налог, который платят владельцы транспортных средств указанных в п. 1 ст. 358 Налогового Кодекса РФ.

Если речь идет о водном транспорте, объектами налогообложения являются моторные лодки, катера, гидроциклы, яхты и парусно-моторные суда.

Уплатить транспортный налог (ТН) нужно не позднее 1 декабря года, следующего за налоговым периодом. Т.е. за 2017 год транспортный налог нужно уплатить до 1 декабря 2018 г. включительно.

Размер транспортного налога

Ставки данного налога  устанавливаются субъектами РФ. Если субъект не принял соответствующий закон и, таким образом, не  установил размер ставок, то ТН рассчитываются по базовым ставкам, установленным в Статье 361 Налогового кодекса Российской Федерации .

Базовые ставки транспортного налога на водный транспорт на 2016-2017 гг

Объект налогообложения Налоговая ставка, с каждой лошадиной силы, руб.
до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)
Катера, моторные лодки 10 20
Яхты, парусно-моторные суда 20 40
Гидроциклы 25 50

Как видно из таблицы, ставки налога дифференцированные и прогрессирующие: налог на 1 л.с. возрастает в два раза  для двигателей мощностью более 100 л.с.

В общем и целом базовые ставки ТН приемлимы и не отягощают бюджет домашних хозяйств.

В тоже время субъект РФ законом о  транспортном налоге может повышать или понижать базовые ставки ТН из приведенной выше таблицы. Уменьшать или увеличивать размер базовых ставок можно не более чем в 10 раз.

Таким образом, как несложно догадаться, ставка транспортного налога на лодки, катера и прочие гидроциклы в разных регионах нашей необъятной Родины могут здорово отличаться. И, конечно же, они отличаются. Причём порой очень значительно.

Ставки транспортного налога на моторные лодки и катера в субъектах РФ

Большинство регионов РФ придерживаются двух ставок ТН на маломерные суда, указанных в 361 ст. НК РФ: для двигателей мощностью до 100 л.с. (включительно) и двигателей мощностью свыше 100 л.с. Одиннадцать регионов пошли своим путём, и имеют дополнительную дифференциацию ставок транспортного налога на маломерные суда. Ставки для этих регионов указаны в отдельной таблице.

Таблица №1. Ставки ТН на лодки и катера в регионах РФ (без доп. дифференциации ставок) на 2017 г.

Код Субъект РФ Налоговая ставка с каждой лошадиной силы, руб.
до 100 л.с. включительно свыше 100 л.с.
01 Республика Адыгея 20 40
02 Республика Башкортостан 50 100
03 Республика Бурятия 7,4 55,5
04 Республика Алтай 40 60
05 Республика Дагестан 20 46
06 Республика Ингушетия 10 20
07 Кабардино-Балкарская республика 15 30
08 Республика Калмыкия 53 108
09 Карачаево-Черкесская республика 10 см. таблицу №2
10 Республика Карелия 13 200
11 Республика Коми 10 60
12 Республика Марий Эл 30 90
13 Республика Мордовия 40,9 82
14 Республика Саха (Якутия) 10 15
15 Республика Северная Осетия — Алания 10 60
16 Республика Татарстан 50 100
17 Республика Тыва 19 50
18 Удмуртская республика 40 70
19 Республика Хакасия 20 60
20 Чеченская республика 15 32
21 Чувашская республика 30 66
22 Алтайский край 30 100
23 Краснодарский край 30 100
24 Красноярский край 12,5 100
25 Приморский край 60 150
26 Ставропольский край 30 70
27 Хабаровский край 11 56
28 Амурская область 100 200
29 Архангельская область 26 52
30 Астраханская область 27 54
31 Белгородская область 100 200
32 Брянская область 40 80
33 Владимирская область 100 200
34 Волгоградская область 24 115
35 Вологодская область 15 100
36 Воронежская область см. таблицу №2 100
37 Ивановская область 30 80
38 Иркутская область 6,5 39,5
39 Калининградская область 69 138
40 Калужская область см. таблицу №2 80
41 Камчатский край 50 100
42 Кемеровская область см. таблицу №2
43 Кировская область 50 100
44 Костромская область см. таблицу №2 107
45 Курганская область 50 100
46 Курская область 50 100
47 Ленинградская область 50 100
48 Липецкая область 40 80
49 Магаданская область 30 60
50 Московская область 100 200
51 Мурманская область 5 10
52 Нижегородская область см. таблицу №2 100
53 Новгородская область 50 100
54 Новосибирская область 10 50
55 Омская область 40 90
56 Оренбургская область 50 100
57 Орловская область 25 50
58 Пензенская область 53 106
59 Пермский край 16 31
60 Псковская область 30 75
61 Ростовская область 15 100
62 Рязанская область 70 200
63 Самарская область см. таблицу №2 100
64 Саратовская область см. таблицу №2 200
65 Сахалинская область 50 100
66 Свердловская область 32,9 65,6
67 Смоленская область 100 200
68 Тамбовская область 100 200
69 Тверская область 10 100
70 Томская область см. таблицу №2 65
71 Тульская область 50 100
72 Тюменская область 30 60
73 Ульяновская область 30 60
74 Челябинская область 50 100
75 Забайкальский край 13 39
76 Ярославская область см. таблицу №2 96
77 Москва 100 200
78 Санкт-Петербург 50 100
79 Еврейская авт.обл. 10 20
83 Ненецкий автономный округ 2 20
86 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра см. таблицу №2 140
87 Чукотский а.о. 10 20
89 Ямало-Ненецкий автономный округ 30 60
91 Республика Крым 20 50

 

Таблица №2. Ставки ТН на лодки и катера в регионах РФ (с доп. дифференциацией ставок) на 2017 г.

Код Субъект РФ Налоговая ставка с каждой лошадиной силы, руб.
09 Карачаево-Черкесская республика до 100 л.с включительно — 10 руб.;
свыше 100 до 300 л.с. включительно — 20 руб.;
свыше 300 л.с. — 100 руб.
36 Воронежская область до 25 л.с включительно — 10 руб.;
свыше 25 до 50 л.с. включительно — 20 руб.;
свыше 50 л.с. до 100 л.с. включительно — 30 руб.;
свыше 100 л.с. — 100 руб.
40 Калужская область до 12 л.с включительно — 6 руб.;
от 12 до 45 л.с. включительно — 13 руб.;
от 45 до 100 л.с. включительно — 40 руб.
42 Кемеровская область до 60 л.с включительно — 8 руб.;
свыше 60 л.с. — 16 руб.
44 Костромская область до 50 л.с включительно — 22 руб.;
свыше 50 до 100 л.с. включительно — 44 руб.;
свыше 100 л.с. — 107 руб.
52 Нижегородская область до 40 л.с включительно — 30 руб.;
свыше 40 до 100 л.с. включительно — 50 руб.;
свыше 100 л.с. — 100 руб.
63 Самарская область до 30 л.с включительно — 33 руб.;
свыше 30 до 100 л.с. включительно — 51 руб.;
свыше 100 л.с. — 100 руб.
64 Саратовская область до 30 л.с включительно — 20 руб.;
свыше 30 до 75 л.с. включительно — 60 руб.;
свыше 75 до 100 л.с. — 100 руб.;
свыше 100 л.с. — 200 руб.
70 Томская область до 25 л.с включительно — 17 руб.;
свыше 25 до 100 л.с. включительно — 23 руб.;
свыше 100 л.с. — 60 руб.
76 Ярославская область до 50 л.с включительно — 36 руб.;
свыше 50 до 100 л.с. включительно — 50 руб.;
свыше 100 л.с. — 96 руб.
86 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра до 70 л.с включительно — 20 руб.;
свыше 70 до 100 л.с. включительно — 50 руб.;
свыше 100 л.с. — 140 руб.

Проблемы

Опять немного скучной теории

Поговорим подробнее об объектах ТН и его плательщиках. Для этого обратимся к двум статьям Налогового кодекса РФ.

Статья 357 определяет плательщиков налога:

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения…

Согласно ст. 358 определяет объекты налогообложения:

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе — транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Т.е. обязанность платить налог за маломерные суда возникает после их регистрации в установленном порядке, т.е. в ГИМС МЧС РФ. Незарегистрированное судно не является объектом транспортного налога. И это рождает проблемы в виде ухода части граждан, из малосознательных, от обязанности платить налог за свои плавсредства. Речь идет именно об отдельных гражданах, т.к. у юрлиц такой трюк не пройдёт.

Дело в том, что желающих прокатиться на незарегистрированном автомобиле найдётся мало: это гарантированные приличные финансовые и временные потери, связанные со штрафами и задержанием авто с помещением его на штрафстоянку. Иное дело с лодками катерами.

Эксплуатация маломерного судна, снятого с учета в ГИМС влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей (Ст. 11.8 КоАП РФ). Причем оштрафовать недобросовестного судовладельца за данное нарушение инспектор не может чаще, чем 1 раз в 24 часа. Если владелец докажет, что ему требуется времени более, чем 24 часа, чтобы привести судно на место постоянной стоянки, этот срок продлевается соответственно.

А теперь, посмотрев на таблицу со ставками налога на мощные моторы, несложно представить себе экономические расчёты некоторых малосознательных граждан.

Правда есть ещё нюансы ответственности за эксплуатацию незарегистрированных лодок и катеров, в том числе, предусматривающие помещение судна на штрафстоянку, но это тема отдельной статьи.

Итак, ясно, что в отношении ТН на маломерные суда система даёт сбой. Почему? Давайте разберем как «это работает».

Владелец маломерного судна обязан после приобретения зарегистрировать  его (если оно подлежит регистрации) в отделении ГИМС МЧС по месту прописки (регистрации) владельца. ГИМС передает в налоговую инспекцию сведения обо всех регистрационных действиях с маломерными судами, с указанием мощности двигательной установки МС. Далее налоговая инспекция начисляет налог, исходя из действующих в регионе налоговых ставок ТН.

Таким образом система построена на том, что 100% судовладельцев зарегистрирует свою технику, если она того требует по закону. Однако на деле всё не совсем так, и нет этих 100%. Причины этого явления:

  1. Отсутствие у ГИМС ресурсов для эффективного контроля за соблюдением судоводителями требования об обязательной государственной регистрации эксплуатируемых маломерных судов.
  2. Штраф за нарушение требования государственной регистрации водной техники по КоАП в несколько раз (а то и порядков, — в зависимости от мощности двигателя) меньше суммы транспортного налога.

Указанные причины, наложенные на несознательность некоторых граждан, и определяют проблему.

Решения и перспективы

Многие «эксперты» в качестве основной мотивации ухода от обязанности платить транспортный налог указывают высокие ставки, особенно, для маломерных судов с мощностью свыше 100 л.с.

Действительно, 7 регионов (г. Москва, Амурская область, Белгородская область, Владимирская область, Московская область, Смоленская область, Тамбовская область) на 2017 год имеют максимально повышенные от базовых (т.е. в 10 раз) ставки ТН. Но 7 регионов — это не вся Россия, а явление ухода от транспортного налога на маломерные суда (особенно дорогие и мощные маломерные суда) отдельных граждан распространено везде.

Что ни говори, а всё сводится к тем же двум причинам:  отсутствие должного контроля и довольно лёгкая ответственность за использование по прямому назначению незарегистрированных лодок и катеров.

По поводу контроля на стадии регистрационных действий нововведения есть: теперь лодку с учета не снимешь просто так, по желанию: нужно документально подтвержденное основание для исключения из Реестра маломерных судов. Здесь всё теперь встало на свои места. Но это правило действует лишь с января 2017 г.

А что делать с толпой, которая поснимала с учета свои лодочки и катерища до 2017 (когда для этого было достаточно желания владельца) и спокойно рассекает водную гладь с номерами на бортах (как положено) и с «погашенными» судовыми билетами?

Сборы от транспортного налога полностью остаются в субъекте РФ. А бюджеты регионов нуждаются в средствах, поэтому, конечно, будут проводиться мероприятия со строны ГИМС, направленные на «одомашнивание» нерегистрантов, из года в год вольно пасущихся на водных просторах. На тотальные проверки не хватит экипажей и бензина, хотя ясно, что такие действия в плановом порядке будут проводиться обязательно. Скорее всего, решение будет проще и эффективней: замена старых судовых билетов и бортовых номеров на новые. Естественно не за один год, но тем не менее.

Касательно налоговых ставок ТН, не думаю, что кто-то будет их снижать, но ведь перегибы-то очевидны. Поэтому не исключено, что некоторые регионы в следующие годы просто не будут поднимать ставки транспортного налога, чтобы со временем они не выглядели столь завышенными.

Документы по теме

Глава «Транспортный налог» Налогового кодекса РФ (с изменениями на 28 декабря 2016 года)