Содержание
Эх, вот раньше были времена!
Штрафы «на воде» маленькие, а на иные нехорошие пристрастия судоводителей во время отдыха ГИМС смотрела сквозь пальцы, лишь бы человек сидел ровно и понимал суть задаваемых ему вопросов.
Что же касается лодок и моторов — там тоже было всё ОК. Мало тебе на Прогрессе-2 паспортных 30 л.с.? Не беда! Можно узаконить 40 коней, — только покажи транец, «усиленный » двумя длинными шпильками, и — счастливого пути тебе, друг!
Но всё проходит. И как говорится в старой латинской поговорке: Tempora mutantur et GIMS requisita mutantur in illis 1 .
Суть вопроса
На переделанные (как правило, для увеличения высоты монтажа мотора) транцы ГИМС стала требовать документацию.
Нет документов? Тогда лодка техническое освидетельствование не пройдёт. И как следствие:
- Если это первичное освидетельствование после покупки — отказ в государственной регистрации судна на нового собственника.
- Если это очередное освидетельствование — запрет на эксплуатацию данного маломерного судна.
Переделка транца — это модернизация судна
Поэтому по закону судовладелец должен предоставить техническую (конструкторскую) документацию по внесённым изменениям, а модернизированное судно должно пройти внеочередное техническое освидетельствование 2 .
Техдокументацию подготавливает и выдает уполномоченное на это предприятие.
Куда обращаться за конструкторской документацией?
Обращаться нужно в фирму, которая имеет «Свидетельство о соответствии предприятия», выданное либо Российским морским регистром судоходства, либо Российским речным регистром. В обиходе такое свидетельство иногда называют признанием Регистра.
Особенности момента
Поднятие транца — довольно незамысловатая в техническом плане вещь. Однако не всё так просто. Предприятие, которое возьмет заказ на выполнение данных работ должно будет сделать не только это.
Посмотрите на картинку в начале статьи. Это переделанный транец на моем первом «Салюте».
Работа сделана не где-нибудь, а на заводе-изготовителе данной лодки. Замечательный шов, да и вообще все чётко и ровно. И при всём при этом тут есть к чему придраться на ТО.
Дело в том, что работы по модернизации в данном случае выполнены не в полном объёме.
Дно подмоторной ниши (рецесса) завод не стал поднимать. Поэтому после поднятия транца увеличился объем рецесса. Причем увеличился значительно.
Такая глубокая ниша значительно увеличивает объем воды, задерживающейся в ней при кормовом захлёстывании.
Неприятные и нехорошие последствия избыточного кормового дифферента надеюсь никому не надо объяснять.
Таким образом, сохранение установленного уровня безопасности3 при поднятии транца возможно только в сочетании с поднятием дна рецесса, что кратно увеличивает стоимость работ.
Овчинка выделки то стоит?
Конечно сейчас жуткая ситуация с японскими моторами. Они теперь стоят хоррроших денег. Параллельный импорт, знаете ли….
Соответственно купить комплект с более мощным двигателем, вместо того, чтобы вкладываться в поднятие транца «по закону», — это дорого.
С другой стороны, я всё же затрудняюсь сказать для какой лодки были бы оправданы затраты на поднятие транца и, соответственно, дна рецесса.
В некоторых случаях цена вопроса даже выше рыночной цены корпуса.
Влияние на вторичный рынок
Глядя на Авито, отмечаю приличное количество «зависших» продаж старых «Прогрессов» и «Казанок» с неоформленными переделками транцев.
Дело в том, что покупатель стал понимать: взять такую лодку означает совершить глупость. Глупость большую, так как невозможно зарегистрировать данное приобретение в ГИМС, не затратив предварительно приличную сумму.
Выводы
Внимание ГИМС к самостоятельным переделкам транцев, безусловно, оправдано.
Естественно среди людей-лодочников есть и специалисты. Грамотные, технически образованные, владеющие слесарными, клепальными, фрезеровальными и прочими технологиями и навыками мастера на все руки.
Но есть и дяди в гараже, которые знают примерно, что сделать, соответственно, примерно как нужно и сделают. А потом «усовершенствованный» транец не выдержит удара дейдвуда о какой-нибудь пенёк под водой, и мотор будет задорно летать по кокпиту, накручивая всё встречное на пропеллер.
Утрированная страшилка и гипербола, конечно. Зато суть понятна.
Интересно, что же теперь делать владельцам лодок, которые «подняли» транцы без оформления во времена, когда контроль в этом вопросе не был столь жёстким.
Варианты:
- Вернуть всё к паспортному состоянию и снова поменять мотор?
Вздор, да и дорого. - Продать корпус и взять другой под мотор?
Первое трудно, т.к. народ поумнел, хотя второе — вполне реально, хоть и дорого. - Ничего не делать и ездить с биноклем, высматривая ГИМС?
Если ГИМС все же Вас переглядит — штраф 5 000 руб. Если переглядит повторно, в течение 12 мес. со дня уплаты штрафа, тогда уже 10 000 руб.
Все решения как-то не очень, но таково положение дел с этими лодками, увы…
Что касается покупателей, думаю, последствия покупки лодки с «доработанным» умелой рукой хозяина транцем понятны.
Если продавец говорит, что конструкторской документации нет, но есть запись в судовом билете об изменении конструкции, то это может устроить ГИМС. А может и нет. Смотря какая информативность будет у записи.
Поэтому будет не лишним перед сделкой показать судовой продавца регистратору в подразделении ГИМС по месту планируемой государственной регистрации лодки.
Семь футов!
Примечания
1. Времена меняются и требования ГИМС меняются вместе с ними (лат.)
2. Подробно о переоборудовании и модернизации здесь.
3. Требование Технического регламента Таможенного союза «О безопасности маломерных судов»