0

Переделанным транцам приготовиться!

Переделанный транец лодки

Переделанный транец лодки.

Эх, вот раньше были времена!

Штрафы «на воде» маленькие, а на иные нехорошие пристрастия судоводителей во время отдыха ГИМС смотрела сквозь пальцы, лишь бы человек сидел ровно и понимал суть задаваемых ему вопросов.

Что же касается лодок и моторов — там тоже было всё ОК. Мало тебе на Прогрессе-2 паспортных 30 л.с.? Не беда! Можно узаконить 40 коней, — только покажи транец, «усиленный » двумя длинными шпильками, и — счастливого пути тебе, друг!

Но всё проходит. И как говорится в старой латинской поговорке: Tempora mutantur et GIMS requisita mutantur in illis 1 .

Суть вопроса

На переделанные (как правило, для увеличения высоты монтажа мотора) транцы ГИМС стала требовать документацию.

Нет документов? Тогда лодка техническое освидетельствование не пройдёт. И как следствие:

  1. Если это первичное освидетельствование после покупки — отказ в государственной регистрации судна на нового собственника.
  2. Если это очередное освидетельствование — запрет на эксплуатацию данного маломерного судна.

Переделка транца — это модернизация судна

Поэтому по закону судовладелец должен предоставить техническую (конструкторскую) документацию по внесённым изменениям, а модернизированное судно должно пройти внеочередное техническое освидетельствование 2 .

Техдокументацию подготавливает и выдает уполномоченное на это предприятие.

Куда обращаться за конструкторской документацией?

Обращаться нужно в фирму, которая имеет «Свидетельство о соответствии предприятия», выданное либо Российским морским регистром судоходства, либо Российским речным регистром. В обиходе такое свидетельство иногда называют признанием Регистра.

Особенности момента

Поднятие транца — довольно незамысловатая в техническом плане вещь. Однако не всё так просто. Предприятие, которое возьмет заказ на выполнение данных работ должно будет сделать не только это.

Посмотрите на картинку в начале статьи. Это переделанный транец на моем первом «Салюте».

Работа сделана не где-нибудь, а на заводе-изготовителе данной лодки. Замечательный шов, да и вообще все чётко и ровно. И при всём при этом тут есть к чему придраться на ТО.

Дело в том, что работы по модернизации в данном случае выполнены не в полном объёме.

Дно подмоторной ниши (рецесса) завод не стал поднимать. Поэтому после поднятия транца увеличился объем рецесса. Причем увеличился значительно.

Такая глубокая ниша значительно увеличивает объем воды, задерживающейся в ней при кормовом захлёстывании.

Неприятные и нехорошие последствия избыточного кормового дифферента надеюсь никому не надо объяснять.

Таким образом, сохранение установленного уровня безопасности3 при поднятии транца возможно только в сочетании с поднятием дна рецесса, что кратно увеличивает стоимость работ.

Овчинка выделки то стоит?

Конечно сейчас жуткая ситуация с японскими моторами. Они теперь стоят хоррроших денег. Параллельный импорт, знаете ли….

Соответственно купить комплект с более мощным двигателем, вместо того, чтобы вкладываться в поднятие транца «по закону», — это дорого.

С другой стороны, я всё же затрудняюсь сказать для какой лодки были бы оправданы затраты на поднятие транца и, соответственно, дна рецесса.

В некоторых случаях цена вопроса даже выше рыночной цены корпуса.

Влияние на вторичный рынок

Глядя на Авито, отмечаю приличное количество «зависших» продаж старых «Прогрессов» и «Казанок» с неоформленными переделками транцев.

Дело в том, что покупатель стал понимать: взять такую лодку означает совершить глупость. Глупость большую, так как невозможно зарегистрировать данное приобретение в ГИМС, не затратив предварительно приличную сумму.

Выводы

Внимание ГИМС к самостоятельным переделкам транцев, безусловно, оправдано.

Естественно среди людей-лодочников есть и специалисты. Грамотные, технически образованные, владеющие слесарными, клепальными, фрезеровальными и прочими технологиями и навыками мастера на все руки.

Но есть и дяди в гараже, которые знают примерно, что сделать, соответственно, примерно как нужно и сделают. А потом «усовершенствованный» транец не выдержит удара дейдвуда о какой-нибудь пенёк под водой, и мотор будет задорно летать по кокпиту, накручивая всё встречное на пропеллер.

Утрированная страшилка и гипербола, конечно. Зато суть понятна.

Интересно, что же теперь делать владельцам лодок, которые «подняли» транцы без оформления во времена, когда контроль в этом вопросе не был столь жёстким.

Варианты:

  1. Вернуть всё к паспортному состоянию и снова поменять мотор?
    Вздор, да и дорого.
  2. Продать корпус и взять другой под мотор?
    Первое трудно, т.к. народ поумнел, хотя второе — вполне реально, хоть и дорого.
  3. Ничего не делать и ездить с биноклем, высматривая ГИМС?
    Если ГИМС все же Вас переглядит — штраф 5 000 руб. Если переглядит повторно, в течение 12 мес. со дня уплаты штрафа, тогда уже 10 000 руб.

Все решения как-то не очень, но таково положение дел с этими лодками, увы…

Что касается покупателей, думаю, последствия покупки лодки с «доработанным» умелой рукой хозяина транцем понятны.

Если продавец говорит, что конструкторской документации нет, но есть запись в судовом билете об изменении конструкции, то это может устроить ГИМС. А может и нет. Смотря какая информативность будет у записи.

Поэтому будет не лишним перед сделкой показать судовой продавца регистратору в подразделении ГИМС по месту планируемой государственной регистрации лодки.

Семь футов!

Примечания

1. Времена меняются и требования ГИМС меняются вместе с ними (лат.)

2. Подробно о переоборудовании и модернизации здесь.

3. Требование Технического регламента Таможенного союза «О безопасности маломерных судов»

 

Боцман

Подписаться
Подписаться на

0 комментариев
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии