В пятницу, 20 октября 2017, на пленарном заседании Государственной Думы был принят в первом чтении проект Федерального Закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления административной ответственности за нарушение отдельных правил безопасности движения на водном транспорте) «.
В сентябре Руслодка очень подробно писала об этом законопроекте, суть которого заключается в постановке всех пойманных на акватории незарегистрированных судов на штрафстоянку и увеличении штрафов с владельцев таких плавсредств до 1000-2000 руб (сейчас 500-1000).
И вот данный законопроект подавляющим большинством голосовавших принят в первом чтении. Почти трехчасовое видео той части пленарного заседания ГД, где обсуждался данный законопроект вы можете посмотреть на сайте Государственной Думы РФ.
Для тех, кому не захочется блуждать по этому длинному видео в поисках нужного двадцатиминутного фрагмента, касающегося обсуждения сабжа, я снял с этого куска стенограмму. Довольно интересно, почитайте.
Стенограмма обсуждения в Государственной Думе проекта ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» на пленарном заседании 20.10.2017
Здание Государственной Думы. Большой зал. 20 октября 2017 года. 13 часов 19 минут. Председательствует Первый заместитель Председателя ГД Жуков Александр Дмитриевич.
Председательствующий. Возвращаемся к рассмотрению двадцатого вопроса. Осталось задать два вопроса. Пожалуйста, Альшевских Андрей Геннадьевич.
Альшевских Андрей Геннадьевич (Единая Россия). Спасибо. Людмила Николаевна, тема которую вы затронули она очень важная, её нужно решать комплексно, но, тем не менее, то направление, в котором сейчас законопроект разработан… Данным законопроектом мы даем возможность ставить суда на специализированные стоянки, в том числе и маломерные. Есть ли у нас где-то прописанная регламентирующая организация этих так называемых штрафных стоянок. Это первое. Второе, в протоколе будет указана причина, почему его туда поставили (или это судно не зарегистрировано, или, предположим, управление судном без права управления этими судами). И в законопроекте сказано, что выдать это судно можно после того как будут устранены эти нарушения. Так вот первое, насколько я знаю, если мне память не изменяет, для того чтобы зарегистрировать судно, его надо сначала предоставить инспектору, который будет это судно регистрировать. Это первое. Второе, если, предположим, судно поставили так как управляли без прав, я правильно понимаю, что для того чтобы забрать это судно сначала нужно человеку сдать на права, а потом прийти и забрать это судно?
Бокова Людмила Николаевна (докладчик, член Совета Федерации от Саратовской области). Спасибо за вопрос. Постараюсь пояснить позицию, которая прописана в законе. Во-первых, коллеги, в законе прописано, что право организации штрафстоянок есть у субъектов Российской Федерации и также у муниципалитетов, но это не обязанность. Поэтому в соответствии со своими полномочиями они могут реализовать данное право, либо идти в общем векторе и. соответственно, взыскивать с нарушителей только штрафные санкции. Поэтому вот эта мера [помещения] на штрафстоянки больше в профилактических целях может быть рассчитана и использована, соответственно, как право для муниципалитетов. То, что касается регламентации порядка и так далее — этим правом также наделён муниципалитет и субъект Российской Федерации. То, что вы задаете вопросы по предоставлению этих прав, как это будет работать. Я думаю, что те замечания, которые были высказаны в отзыве Правительства, — они как раз во многом учитывают этот порядок, этот процесс. И мы постараемся ко второму чтению четко следовать тем замечаниям, которые были высказаны…
Председательствующий. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич.
Нилов Олег Анатольевич (СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ). Людмила Николаевна, напомните коллегам насколько повышаются штрафы, с каких судов. И по юрисдикции штрафных стоянок. Как я понимаю, раз нет бюджетных расходов, значит это будут коммерческие штрафные стоянки, и тогда — это новый бизнес. Я понимаю, что таким образом вы пытаетесь и решить главную проблему — навести порядок, но ещё вы создаете целый бизнес. Бизнес никогда не работает без прибыли. Одно дело вы увеличивали бы штрафа в разы, в десятки раз, и штрафы бы шли в казну. Другое дело, — эти деньги, огромные деньги, будут идти в чей-то карман. И вот здесь есть, понимаете, какое-то противоречие: благое намерение, которое параллельно создает какую-то возможность для наживы и заинтересованность в том, чтобы судно стояло как можно дольше. Тогда и плата может быть таковой, что судно уже нет смысла забирать. Вот здесь нет ли противоречия? Какие анти коррупционные экспертизы, есть ли они? Представьте их, пожалуйста, на момент реализации этой идеи именно через коммерческие платные штрафстоянки. Кто устанавливает тарифы, кто регламентирует, кому покажется, что устранены недостатки (хозяину этой штрафстоянки), покажется, что наоборот невозможно никогда устранить. И вот здесь возникает масса вопросов.
Бокова Людмила Николаевна. Спасибо за вопрос. Ещё раз, коллеги, мы прописали это меру в качестве предупредительной меры, как право региона определить её и определить соответствующий порядок для неё. Они могут воспользоваться этим правом, могут не воспользоваться этим правом. И совершенно рано говорить о том, как эта мера будет реализована на практике. Но совершенно понятен вопрос и тональность, собственно говоря, этого вопроса, и я думаю, что мы проработаем с регионами, с субъектами Российской Федерации, которые как раз и были инициаторами данного законопроекта… Мы, конечно, эти вопросы проработаем, — как это будет работать, в каком формате, но уверяю, что только в рамках административного кодекса эта мера может быть реализована. Соответственно штрафы увеличиваются с тысячи рублей до двух тысяч рублей. Но, поверьте, ущерб в виде неналоговых отчислений, которые не получает муниципалитет гораздо больше на сегодняшний день. И общественная опасность не зарегистрированного судна, которое выходит на водный объект гораздо опаснее и опрометчивей на сегодняшний день. И об этой опасности как раз, в том числе, говорили коллеги из регионов. Но вот то, что вы говорите по анти коррупции, — я обязательно все эти запросы сделаю со своей стороны.
Председательствующий. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Включите режим записи на выступление, пожалуйста. Да, покажите список.
[На экране появляется список депутатов, записавшихся на выступление:
- Нилов О.А.
- Байгускаров З.З.
- Иванов С.В.]
Председательствующий. Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич.
Нилов Олег Анатольевич (СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ). Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, нет спора, порядок надо наводить на водных объектах, особенно там, где большое количество отдыхающих, большое количество предоставляющих услуги на разных видах моторных лодок и прочих маломерных судов. Но посмотрите, ведь основная идея, она абсолютно не работает. Повышены штрафы с тысячи до двух, т.е. абсолютно ничего не меняется. А значит, тогда основным смыслом наказания вот этих вот нарушающих порядок регистрации и эксплуатации судов заложен в виде постановки на штрафстоянку. Причем, подчеркиваю, на частную штрафстоянку, потому что, по понятным причинам, у муниципалитетов, у региональных властей нет этих самых территорий, потому что в прибрежной части попробуйте найдите сейчас, организуйте, профинансируйте. Это невозможно. Значит, создается просто ещё один вариант кормушки для тех, кто решил на этом заработать. Поэтому под благим намерением наведения порядка создаем вот эти штрафстоянки. Да, эффект, конечно же, будет, но вот здесь очень важно, что называется и не недоборщить, и не переборщить. Но я уверен, что когда будет здесь коммерческий интерес, мы получим огромное количество жалоб, обращений, и спросят с нас: «Куда же вы смотрели?». Поэтому мое предложение, коллеги, — если нужно ставить на штрафстоянку, то штрафстоянка должна быть государственной. И только в бюджет должны поступать все эти средства за плату за штрафстоянку, погрузку, разгрузку и так далее. Вот тогда меньше будет претензий, в том числе и к нам. Значит, не можете организовать штрафстоянку, ничего, организуйте тогда повышение такое штрафов за первое [нарушение], — пусть это будет не две тысячи, пусть это будет двадцать тысяч. За второе, — пусть это будет не двадцать, а сорок тысяч. Ну и так далее, вплоть до конфискации. Вот это мы готовы принять и поддержать. Если человек не понимает наказания штрафом, конфискуйте это плавсредство, реализуйте его, но не привлекайте сюда частный коммерческий бизнес. Сколько было, значит, вот здесь у нас дебатов по поводу штрафстоянок, эвакуации. Вы ещё хотите повторить тоже самое, — только теперь для владельцев судов, моторных лодок и так далее, и так далее? Я вас предостерегаю от этого, и поэтому наша фракция не будет голосовать, а кое-кто будет голосовать против, категорически вот этой концепции, этой идеи, заложенной в ваш законопроект. Повышайте штрафы, а, в крайнем случае, конфискуйте плавсредство за рецидивы. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Байгускаров Зариф Закирович, пожалуйста.
Байгускаров Зариф Закирович (Единая Россия). Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, законопроект необходим, поскольку мы все видим, знаем, какое большое количество нарушений совершается на водных объектах с участием маломерных судов, — их количество с каждым годом увеличивается, и в большинстве случаев это суда которые не стоят на регистрации. В четырнадцатом году было двадцать девять аварий, а уже в шестнадцатом году — тридцать две аварии, в которых погибли сорок три человека. Кроме этого, к великому сожалению, незаконная охота, незаконная рыбалка также совершается с использованием незарегистрированных маломерных судов. Их очень трудно разыскать, потому что они не стоят на учете, и бывают случаи, что их просто не находят. Также не нужно забывать, что если судно не зарегистрировано, соответственно не идут налоги в местный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации. Конечно, штрафные стоянки нужны, потому что, как правило, учитывая, что штрафы небольшие, они [судовладельцы] их оплачивают и продолжают использование судна без регистрации. Штрафстоянки нужны ещё и потому, что когда судно на неё помещается, можно по номеру его пробить и выяснить не находится ли в угоне и розыске данное маломерное судно. И, конечно, тут было сказано, что будут частные фирмы заниматься… Но для этого можно использовать ГУПы, МУПы и, соответственно, конечно государство будет получать деньги на содержание этих маломерных судов на штрафных стоянках. Поэтому, уважаемые коллеги, фракция Единая Россия поддерживает законопроект и просит за него проголосовать в первом чтении. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста.
Иванов Сергей Владимирович (ЛДПР). Уважаемые коллеги, конечно, чувствуется заинтересованность зала [иронично улыбается]. Постараюсь хоть немножко привлечь вас к данной теме. Вы знаете, сколько в России озер? Вот кто-нибудь может предположить? Не пятьсот тысяч [на реплику из зала]. В России два миллиона четыреста тысяч (свыше) озер, прудов, — вот таких вот водных объектов. И чуть больше двух миллионов рек. Поэтому даже, как говорил Александр Сергеевич Пушкин, друг степей калмык, — он тоже всё-таки находится между Волгой и Доном и он тоже отношение кое-какое имеет к водной технике. Вы знаете, два созыва назад, когда Государственная Дума принимала поправки в Кодекс торгового мореплавания она дошла до того, что мы в категорию маломерного средства определили… Сейчас как считается, — до двадцати метров длины и до двенадцати человек пассажиров. То есть, грубо говоря, обычная резиновая лодка по этому кодексу попадает под категорию маломерного средства… Ввели: грузоподъемность двести пятьдесят килограмм, — всё, вы обязаны регистрировать эту резинку-надувнушку. Слава Богу, не знаю, кто потом, кому памятник поставить, он отговорил большинство и решили таким макаром, что если двести килограмм весит лодка, тогда её надо регистрировать. Ну, конечно, гадость нам сделали: если вы ставите на эту резиновую лодочку маленький движок, мощностью пять лошадиных сил, вы уже должны пройти обучение и заплатить за это обучение не меньше десяти тысяч, дешевле не бывает. А если движок десять лошадиных сил, то вы должны и лодку зарегистрировать, и права иметь. Поэтому вот то, что сейчас мы применяем, это относится, практически ко всей России — у нас практически все живут возле воды. И вот данная тематика, ещё раз говорю, она грозит только тем, что если раньше инспектор ГИМСа, ну вот как знаете, раньше когда, поднимали мы штрафы, гаишника спрашивают: «Ну что?». Он говорит: «Ну, теперь в два раза больше буду взятки брать. Вот раньше брал тысячу, теперь две тысячи буду брать». Данный законопроект абсолютно никакого отношения к борьбе за безопасность на воде не имеет. Вот вообще — никакого. И данные статистические, которые здесь приведены [берет в руку лист с цифрами] они красноречиво об этом говорят. К сожалению, большая часть погибших на воде это [люди] в состоянии алкогольного опьянения. Такие аварии по типу «Булгарии», к несчастью, случаются, но, к счастью, не так часто. И они никакого отношения к зарегистрированным маломерным средствам не имеют. Представьте, человек на незарегистрированном автомобиле выехал и начинает вести себя как неадекватный. Да он, не дай бог у него не зарегистрирована тачка, он чтобы ее перегнать с одного гаража в другой потихонечку, потихонечку уехал, чтобы его не заметно было. То же самое и здесь ситуация. На незарегистрированном маломерном транспортном средстве кто-то начинает носиться, пересекая судовой ход, подрезая сухогрузы, там, танкеры и так далее. Товарищи, это из раздела фантастики. Никогда такого не бывает. Основная идея данного законопроекта — увеличить выплату налогов. Вот тут собака как раз зарыта. Почему не регистрируют и не платят налоги владельцы, допустим, катеров, — вот этих больших, до двадцати метров или, там, гидроциклов. Потому что очень высокая ставка налога на это транспортное средство. Вот, к примеру сказать, обычный гидроцикл, который покупают довольно обеспеченные товарищи, бедному человеку он не по карману. У него двести шестьдесят мощность. Средняя ставка за лошадиную силу — двести пятьдесят. Таким образом, годовая ставка налога получается шестьдесят с лишним тысяч. А в некоторых регионах эта ставка и пятьсот рублей за лошадиную силу. Поэтому, разумеется, они и не хотят платить такие налоги. Ну, надо адекватно себя вести, потому что мы отдали на откуп регионам, — регионы бедные, они не могут позволить себе разбрасываться подобными вещами, хотят вот такие ставки вводить, — вводят. Итог какой? Все уходят из-под налогообложения. Как решать такую проблему? Можно просто напросто обязать продавцов вот таких вот дорогостоящих транспортных средств, типа люксовых катеров, гидроциклов, сразу при продаже ставить на учет. А можно, уважаемые коллеги, просто-напросто поднять зарплату инспекторам ГИМС, отстать от наших ребят, дедушек, которые выезжают на рыбалку на вот этих вот резиновых надувных лодках и, вообще, не принимать данный законопроект. И, может быть, тогда, уважаемые коллеги, мы не только восстановим свое положение на мировой арене, откажемся от двухсот миллиардных облигаций американских, но тогда может быть и жители штата Аляска проголосуют и войдут в состав российской империи. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Докладчик, — пожалуйста.
Бокова Людмила Николаевна. Спасибо большое за высказанные замечания в адрес законопроекта, особенно за конструктивные замечания. И конечно я благодарна коллегам, которые понимают и осознают всю проблематику, поставленную законопроектом. Это, прежде всего, относится к тем представителям, которые живут в городах, расположенных по берегам крупных рек. И как раз Виталий Валентинович Милонов высказал позицию в поддержку именно такого плана конструкции: расширения, не ограничением только, только что судно не зарегистрировано, [или] наложением административного наказания, а расширения как раз на другие правонарушения… И один комментарий по поводу определения, почему именно только в сторону коммерциализации идёт, мне совершенно непонятен. У нас строго прописано в законодательстве, в КоАПе о том, что правила организации стоянки — это полномочия региона и муниципалитета. И, соответственно, если он это организует, коллеги извините, но три копейки муниципалитеты будут получать от этого. Это достаточно неплохо. То есть здесь, в данном случае, никакой о коммерческой составляющей и развитии какого-то рынка речь не идет. Это строгая регламентация законодательства КоАПом. Прошу поддержать, коллеги, данный законопроект, он действительно очень важен.
Председательствующий. Спасибо. Содокладчик?
Содокладчик. Нет.
Председательствующий. Нет… Ставится на голосование проект Федерального Закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Пункт двадцатый повестки дня. Включите режим голосования. [Идёт голосование]. Покажите результаты.
[На экране результаты голосования:
За 310 ч. 68,9%
Против 16 ч. 3,6%
Воздержалось 4 ч. 0,9%
Голосовало 330 ч. 73,3%
РЕШЕНИЕ ПРИНЯТО
]
Председательствующий. Принят в первом чтении.
Ну что, голосуем за ЛДПР?