Содержание
Преамбула
На днях попалось мне обсуждение одной интересной ситуации. Далее описываю со слов непосредственного и главного участника.
Один человек-лодочник приехал отдыхать на берег речки за рулем лодки, на 100% подлежащей регистрации (мотор 30 л.с.), но, тем не мене, незарегистрированной в установленном порядке.
Отдыхает он себе в компании друзей, как вдруг, откуда ни возьмись, появляется ГИМС. Лодка под «тридцаткой», но без номеров привлекла внимание государственного инспектора.
Далее составляется протокол (или постановление, я так и не понял). Где судоводителю вменяется административное правонарушение по части 3 ст. 11.8 КоАП, которая звучит так:
Управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не зарегистрированным в установленном порядке либо имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, — влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Кроме штрафа, как многие, наверное, знают, при данном нарушении в качестве обеспечительной меры осуществляется задержание транспортного средства и помещение его на специализированную стоянку (ч.1 ст. 27.13 КоАП РФ).
Вернемся к ситуации с «судоводителем-нерегистратором». Данный гражданин в протоколе везде написал «согласен», где нужно писать об ознакомлении (на будущее – Вы не обязаны соглашаться или не соглашаться, в таких случаях от вас требуется лишь собственноручно подтвердить факт именно ознакомления). На штрафстоянку лодку забирать не стал инспектор (видимо по причине отсутствия оной), но штраф в пару тысяч судоводитель получил.
По возвращении домой гражданин вспомнил, что он не управлял лодкой (а статья считает нарушением именно управление маломерным судном) и пришел к выводу, что он ничего не нарушал, и инспектор ГИМС не прав. После чего написал жалобу в прокуратуру.
Чем всё в итоге закончилось, и было ли какое-то разбирательство неизвестно, т.к. администратор форума тему закрыл.
Давайте разберемся сами, что тут к чему.
По делу
Итак, часть 3 статьи 11.8 Кодекса об административных правонарушениях прямо указывает на факт управления незарегистрированным маломерным судном. Сам факт отсутствия регистрации МС административным правонарушением (пока) не является.
Таким образом, сидя на берегу и любуясь своей незарегистрированной лодкой, подлежащей регистрации, Вы, получается, до момента пока не сядете за руль\румпель, ничего не нарушаете.
Наверное, большинство инспекторов ГИМС думает также и просто проедет мимо, будь Ваша лодка хоть 1000 раз без номеров.
Но при более детальном рассмотрении вопрос, оказывается, настолько творческий, что в случае если все-таки ГИМС заберет Вашу незарегистрированную лодку (катер, гидроцикл) — прямо от берега с шашлыками и ухой на штрафстоянку, то Ваши судебные перспективы могут оказаться не такими уж безоблачными, как это может показаться на первый взгляд.
Какие ваши доказательства?
Начнем с того что законодатель никак, с одной стороны, не определяет понятие «управление судном», а с другой, ничего не говорит о каком управлении в ст. 11.8 идёт речь, — о непосредственном, как говорится, в реальном времени или достаточно установить факт управления?
Конечно, Вы не управляете лодкой, которая пришвартована носом в берег, но ведь как-то она там оказалось. «Да я скажу, что меня на буксире приволокли друзья», — отвечают особо изворотливые. Можно и так, но в суде тоже ведь не простаки сидят и вряд ли им, просто по-человечески, понравятся такие несерьезные ответы. Но это лирика. А по факту Ваши друзья могут быть просто опрошены, как и работники стоянки, откуда Вы начинали свое путешествие, и вот они-то возможно и не захотят из-за Вашей простоты и безответственности нарушать закон, вводя суд в заблуждение.
Хорошо, допустим, нет у Вас свидетелей, да и на стоянке Вы лодку не держите и, вообще, отходили в предрассветной мгле от берега, и никто ни опровергнуть, ни подтвердить ничего не может.
Но дело-то все в том, что Вы ходите по водной глади, соблюдая не КоАП, а Правила, а именно:
- Правила плавания судов по внутренним водным путям (утверждены приказом Минтранса России от 19.01.2018 №19).
- Правила пользования маломерными судами на водных объектах РФ (утверждены приказом МЧС России от 29.06.2005 №502).
- Правила пользования маломерными судами на водных объектах субъекта РФ, где зарегистрировано Ваше маломерное судно.
Правила пользования МС прямо запрещают управление маломерным судном, не зарегистрированным в установленном порядке (пп. а) Пункта 8). Здесь все, как бы, как в КоАП.
Но вот пункт 3 начинается так:
Пользование маломерными судами разрешается после их государственной регистрации в судовой книге, нанесения бортовых (регистрационных) номеров…
Уже не управление, а пользование. Докажите, что не пользовались Ваше незарегистрированной лодкой, привязанной к пеньку на бережку.
Как видите, всё достаточно неоднозначно. По сути, раз Ваше незарегистрированная лодка запрещена к эксплуатации, то это означает, что, в целях безопасности, она должна быть исключена из процесса перевозки людей и грузов. А это штрафстоянка.
И тут уже всё зависит от степени формализации подхода суда в таких вопросах. Так что, как я уже упоминал, судебные перспективы неоднозначны.
Пример из жизни
Довольно быстро нашел подходящее судебное решение (20 ноября 2015 г. г. Чистополь, РТ , дело № 12-246/2015). Полностью приводить текст в силу громоздкости не буду. Но иллюстрирующие подход суда моменты процитирую.
Государственным инспектором Чистопольского инспекторского отделения ФКУ центр ГИМС МЧС России по РТ 17 сентября 2015 года вынесено постановление по части 1 статьи 11.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в отношении <данные изъяты>, которому назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1500 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, <данные изъяты> обратился в суд с жалобой, указав, что с постановлением о назначении ему наказания он не согласен, поскольку лодкой не управлял, так как она стояла на якоре, мотор в лодке не был подключен к бензобаку и находился в поднятом состоянии лишь для транспортировки…
Изучив представленные материалы, заслушав объяснение инспектора Чистопольского инспекторского отделения ФКУ центр ГИМС МЧС России по Республике Татарстан, а также заявителя <данные изъяты> суд приходит к выводу, что постановлениегосударственного инспектора Чистопольского инспекторского отделения ФКУ центр ГИМС МЧС России по РТ от 17 сентября 2015 года, согласно которому <данные изъяты> признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1ст. 11.8 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 1500 рублей, подлежит оставлению без изменения, а жалоба <данные изъяты> без удовлетворения по следующим основаниям…
В судебном заседании установлено, что <данные изъяты> в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут управлял мотолодкой <данные изъяты>» с заводским номером № с подвесным лодочным двигателем «<данные изъяты> мощностью 23 л.с. (16.91 кВт) заводской №, которые не были зарегистрированы в установленном порядке.
Согласно приказу МЧС России от 29 июня 2005 года №502 п.3, в котором указано, что пользование маломерными судами разрешается после их государственной регистрации в реестре маломерных судов, нанесения бортовых регистрационных номеров и технического освидетельствования (осмотра) с соблюдением установленных условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, району плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями.
Как следует из материалов дела, данное маломерное моторное судно не прошло первичного освидетельствования перед государственной регистрацией, а поэтому <данные изъяты> не мог знать разрешается ли ему эксплуатировать указанную мотолодку, в каком районе плавания, высотой волны, грузоподъемностью, оснащению спасательными средствами и другим оборудованием.
Таким образом, <данные изъяты> не имея удостоверения на право управления маломерным судном, мог создать аварийную ситуацию с маломерными суднами, что является одним из грубых нарушений.
Далее следуют: объяснение, почему еще и за отсутствие прав этого человека оштрафовали (что не совсем наш случай) и решение суда оставить без изменения постановление инспектора ГИМС о привлечении к административной ответственности, а жалобу гражданина без удовлетворения.
Что тут можно сказать? Получается, инспектор ГИМС таки может решить, что Вы со своей пришвартованной к берегу, но незарегистрированной лодкой создаете опасность на акватории и поэтому ее надо исключить из процесса передвижения по водной глади, поставив на штрафстоянку. И суд, не исключено, встанет на позицию государственного инспектора, что подтверждается примером реального судебного решения.
Семь футов!