5

Мотор Suzuki DT 9.9 AS — лучший выбор минималиста

Подвесной лодочный мотор Suzuki-DT9.9AS

Вместо пролога

Этим летом мне нужно было обзавестись подвесным мотором для небольшой (4 метра) алюминиевой сварной лодки. Причем таким мотором, с которым бы лодка не подлежала государственной регистрации. Из нескольких вариантов был выбран легендарный Suzuki DT 9.9 AS, — двухтактный мотор мощностью 9.9 лошадиных сил.

В данном отзыве я, сохраняя объективность, коротко опишу основные и существенные моменты, касающиеся этого ПЛМ, что, надеюсь, поможет сделать правильный выбор.

Почему Сузуки? Во-первых, я не настолько богат, чтобы покупать дешёвые моторы, поэтому сразу рассматривались только бренды группы «A»: Yamaha, Honda, Tohatsu, Suzuki, Mercury.

В конечном итоге выбирал из двух моторов: Yamaha 9.9 GMHS и Suzuki DT 9.9 AS. И победил ПЛМ от Сузуки. Почему так?

Я очень люблю моторы Ямаха и, в частности, мне симпатичен был 9.9-сильный двухтактник этой марки: ровный, приятный звук на низах, стильный дизайн, не маркий цвет, ликвидный популярный бренд, — всё это  подкупало. Но:

  1. Yamaha 9.9 тяжелее конкурента на 3 кг по официальным тех. характеристикам, а при натурном взвешивании с маслом и винтом разница ушла за 5 кг. Для носимого мотора это существенное различие, во всяком случае для многих среднестатистических людей.
  2. Рабочий объем цилиндров двигателя Ямахи составляет 246 куб. см., что на 15% меньше чем у Сузуки (284 куб. см.).
  3. Ямаха на 10 000 руб. была дороже своего одноклассника от Suzuki. Впрочем для меня это был далеко не самый весомый аргумент.

Если коротко обосновать мой выбор, то Сузуки я взял именно из-за большего рабочего объема, так как для сто сорока килограммовой лодки 9.9 л.с. — минимально допустимая во всех смыслах мощность. И здесь, при равной мощности двигателей, рабочий объем — решающий аргумент.

Испытания на воде показывают, что, на одинаковых лодках эти моторы отдают примерно одинаковые скорости,  но Сузуки 9.9 выводит лодку на глиссирование на несколько секунд быстрее по сравнению с Ямахой 9.9. Это важное преимущество.

Да, у Ямахи есть генератор переменного тока, и если он вам необходим, то 2-т Сузуки 9.9 — не ваш выбор.

Отличия Suzuki DT 9.9 AS от Suzuki DT 15 AS

Почти все двухтактные подвесные лодочные моторы мощностью 9.9 лошадиных сил — это на самом деле 15-сильные моторы с уменьшенным тем или иным способом впуском. Мотор Suzuki в этом плане не стал исключением. И если до 14 года Сузуки 9.9 отличался от 15-сильной модели, ко всему прочему, еще и карбюратором (что делало затратным переделку его в 15 л.с.), то теперь отличия незначительны:

  1. Две пластины ограничителей впускных лепестковых клапанов.
  2. Винт ограничителя газа .

Suzuki-DT9.9 ограничители лепестковых клапанов

Т.е. снимаем винтик (2), который ограничивает привод открытия дроссельной заслонки, меняем две пластинки (1) на впуске — и получаем «пятнашку» от Сузуки. Некоторые умельцы не тратят 400 руб на пятнашечные ограничители лепестковых клапанов, а вручную отгибают ограничители на тех, что стоят на 9.9.

На воде

Мотор Suzuki 9.9 мне, в общем и целом в процессе, эксплуатации нравится. На горячую заводится лёгким движением руки (чего не всегда можно сказать о холодном запуске).

Power and torque

Эта фраза, означающая «мощность и упор», красуется на колпаке нашего двигателя. Под упором подразумевается крутящий момент. Соответствует ли Suzuki DT 9.9 AS этим громким словам? Пожалуй, да, соответствует.

Мотор пришел с винтом 11-го шага при диаметре 9,25 дюйма.

Винт Suzuki 9 1\4 X 11"

Честно говоря, я опасался что для алюминиевой лодки весом 140 кг 11-ый шаг пропеллера будет великоват. Однако —  нет, все оказалось на месте, т.е. уместно. Лодку со мной одним мотор довольно бодро ставит на глиссирование. При увеличении количества пассажиров бодрости уже меньше, конечно. Однако при загрузке 270 кг (три человека + багаж + собака) судно глиссировало. Ну что еще надо минималисту? Словом, в плане грузоподъемности мотор не подвёл и оправдал надежды.

Приятные мелочи

Очень удобна кнопка выключения двигателя на рукоятке румпеля. Согласитесь, для ситуаций, когда нужно экстренно заглушить двигатель эта опция очень полезна

Кнопка выключения двигателя

Сам румпель оптимальной длины и полностью откидывается назад (удобство при транспортировке).

Румпель Suzuki-DT9.9AS

Коннектор топливного шланга несравненно удобнее двухпозиционного ямаховского. Просто несравненно.

Отдельное спасибо инженерам-сузуковцам за ручку для переноски двигателя — в одной руке нести хоть и тяжело (34 кг по факту) но хват удобный, к тому же мотор в таком положении сбалансирован и не норовит кувыркнуться вперед или назад (в отличие от некоторых своих конкурентов по классу).

Ручка для переноски мотора Suzuki-DT9.9

В плане обслуживания мотор удобен и эргономичен. Техническое обслуживание самому провести не составит никакого труда — все доступно.

Мотор Сузуки DT9.9 без колпака

Струбцина (зажимной кронштейн) снабжена кольцом для крепления страховочного троса на случае срыва мотора с транца. Это удобно, однако, я очень рекомендую, при наличии такой возможности и условий эксплуатации, крепить мотор к транцу дополнительно двумя болтами, для чего имеются два отверстия.

По комплектации, опять же, никаких нареканий. Кроме отличного «родного» винта в коробку положили крыльчатку помпы, консистентную смазку для пресс-масленки, прокладку ГБЦ, прокладки под сливной и контрольный винты редуктора и две свечи BR7HS-10.

Запчасти в комплекте Suzuki-DT9.9

Не очень приятные мелочи

Дабы облегчить мотор сузуковские инженеры заменили алюминиевую нижнюю крышку (в простонародье — поддон) на пластиковую. Конструкция из-за этого приобрела некоторую нежность — поддон теперь легко гнется под усилием руки. Будем считать придиркой, но эта «пластмасска» при её повреждении обойдётся вам в $195.

Рычаг фиксатора дейдвуда расположен неудобно. Надо еще умудриться подлезть под откинутый мотор, чтобы его разблокировать. Ручка для переноски, под которой расположен этот фиксатор, удобства доступа к нему отнюдь не прибавляет.

фиксатор дейдвуда

С резиновым уплотнителем, на который ставится колпак, ситуация для меня вообще не понятная. Эта резинка просто одета на поддон, причем держится там весьма свободно, по причине чего при каждом снятии колпака этот уплотнитель слетает.

Резиновый уплотнитель

Резиновый уплотнитель, слетевший при снятии колпака

И в этом месте при установке колпака мотора плотного соединения нет. Тоже, можно сказать, мелочь. Но ведь Suzuki… не должно быть подобных мелочей у этого бренда, как мне кажется.

Задняя панель Сузуки DT 9.9 AS

Видны зазоры между уплотнителем и колпаком с поддоном

И, наконец, самая неприятная для меня мелочь. Если оставить мотор в откинутом положении и при этом не отсоединить топливный шланг, имеем реальный шанс вытекания топлива из карбюратора. Что и случилось однажды с моим мотором — вытекло миллилитров триста бензина в транец.

Производитель в руководстве пользователя предупреждает об этой возможности и рекомендует либо отсоединять топливный шланг, либо открывать вентиляционный клапан на бензобаке. Но почему даже при отсоединенном шланге немного бензина все равно вытекает? И хотя я, прежде чем заглушить мотор на длительное время, вырабатываю весь бензин, оставшийся в карбюраторе, радости такая конструктивная особенность не доставляет. Либо это неисправность карбюратора, и надо с ним разбираться.

Рекомендации в силу особенностей

Обязательно

Ручка включения скорости пластмассовая, и легко повреждается, если положить мотор на неё при транспортировке. Поэтому перевозить мотор имеет смысл на том боку, где расположен румпель.

Не обязательно, но полезно

В силу вышеуказанной особенности карбюратора, по окончании  выезда, если лодка будет простаивать несколько дней, имеет смысл выработать всё топливо из карбюратора, для чего отсоединить топливный шланг и дать мотору поработать пока не заглохнет.

Подводя итоги

Общее впечатление от мотора Suzuki DT 9.9 AS положительное, несмотря на перечисленные недочеты.

Мотор можно назвать этаким бодрым крепышом-трудягой. Удивительно насколько он «тяговитый» при таких скромных заявленных технических характеристиках. Смело рекомендую данный ПЛМ всем, кому нужен лёгкий мотор до 10 л.с. на относительно тяжелую лодку.

Боцман

Подписаться
Подписаться на

5 комментариев
сначала старые
сначала новые
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии
Омич
06.09.2018 15:36

Сузуки подойдет тем кому нужен 2-т лёгкий мот 9.9 лс, но практически с кубатурой Тохи 18 и, при этом, совсем не нужен генератор, вот и весь сказ.
Тоже отходил сезон с сабжем на амгшке 3.9 метра. Тянет паспортный груз на глисс с 11-м винтом (винт вообще песня по исполнению по сравнению с теми же ямашками, коих было у меня).
Нижняя крышка пластмассовая, это да, но она небольшая и ничего вообще особо не решает, скорее экономия себестоимости, чем веса. На форумах не пойму суть претензий насчет колпака. Колпак, как колпак всё нормально. Хотя тоже не понравилось решение с уплотнителем колпак-поддон. В остальном конструкция моторчика внушает доверие и хлипкой вообще не выглядит. На транце сидит железно на зажимах и двух болтах и не вибрирует, хотя у меня еще попробуй раскачай этот транец :).
Короче, мотор относительно дёшев (брал за 98 т.р. в мае) прост как три рубля, но тянет на червонец 🙂 . Для лодок, которым пятнаха практически в упор, самое то. Ещё отличное решение для изнеженных организмов в плане потаскать мот и\или поставить его без помощников на транец :).

Александр
07.12.2018 12:49

Отличный мотор, не хуже Ямахи и имхо получше Мерка. А генератор на наших румпельных лодках и не нужен вовсе.

Сергей
22.01.2019 18:20

кому нужен генератор — его можно легко установить самому, там все для этого предусмотрено…
Стоимость всех запчастей около 5 тыщ.

МИХАИЛ
23.01.2020 19:35
Reply to  Сергей

В ТРИ РУБЛЯ ВЛЕЗ…ЗАТО И ЗАРЯДКА И ЭХОЛОТ И Т.Д.

дима
22.10.2022 09:45

купил новый прошел обкатку затем на полном газу проподала струя воды охлаждения в итоге отдал обратно в магазин на ремонт содрали 8 тысяч корпус помпы пополавился заменили неприятный осадок остался еще не известно перегел неперегрел мотор.