15

Вопросы государственной регистрации лодки без документов

Лодка без документов

Поговорим о целесообразности приобретения лодки, подлежащей государственной регистрации, если продавец не располагает правоустанавливающими  документами на неё.

Целесообразность приобретения в данном случае состоит в ответе на вопрос: «Можно ли лодку без документов поставить на учёт в ГИМС?».

Хоть Боцман с «Русской Лодки» и является любителем углубляться в детали в своих статьях, в этот раз он (наверное) будет краток. И вот почему.

Дело в том, что основные проблемы, связанные с внесением в реестр маломерных судов лодки, купленной  без документов, возникают по именно при отсутствии судового билета по причине того, что лодка никогда не стояла на учёте. В дальнейшем в статье подразумевается именно эта ситуация: нет ни судового, ни предыдущей государственной регистрации.

Ситуации, когда утерян паспорт лодки или заводская табличка решаются в подавляющем числе случаев в ГИМС, т.е. без суда, а значит быстро и просто. И, конечно, решать всё это должен продавец, а не покупатель, и не после, а до продажи маломерного судна. В противном случае будет сложнее. Впрочем, все эти вопросы можно отразить в степени понижения цены товара, — почему бы нет.

Поэтому, очевидно, имеет смысл рассмотреть лишь вариант, когда нет «в природе» судового, что будет быстрее и короче.

На форумах и прочих местах массового скопления любителей безответственного трёпа можно встретить «авторитетные» высказывания о том, что если есть договор купли-продажи, то отсутствие судового билета — это сущий пустяк. Ведь согласно договору вы становитесь собственником лодки, и у ГИМС нет иного выхода, кроме как зарегистрировать лодку – хоть с судовым, хоть без оного. Таким образом, следуя данной логике, лодка без документов вполне ставится на учёт, — был бы листок бумаги и ручка, чтобы за пять минут написать ДКП-палочку-выручалочку, и — woo a la!

На самом деле – нет!

И тут дело даже не в том, что лодка без судового приобретает некоторые, гм… серые оттенки. С  лодкой может быть всё в порядке. Просто тут есть один нюанс:

Маломерное судно является недвижимостью

Да, да, читатель, не удивляйся! Твоя старая алюминиевая кастрюлька лодка — есть недвижимость. Да что там «люминий», надувная суть плавсредства, — и та не спасает от принадлежности к недвижимости, если маломерное судно подлежит госрегистрации.

Юридическая база

Статья 130 Гражданского кодекса РФ, в числе прочего, гласит:

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания.

(130·1·ГК РФ)

Право собственности на недвижимые вещи, его переход, изменение или прекращение подлежат регистрации в государственном реестре органами, уполномоченными производить такую регистрацию (131·1·ГК).  В отношении маломерных судов реестром является Реестр МС, а уполномоченным органом – Государственная инспекция по маломерным судам, ГИМС.

Если отчуждение недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у покупателя возникает с момента госрегистрации (223·2·ГК).

Далее:

Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

(551·1·ГК)

И, наконец, статья 15 Кодекса внутреннего водного транспорта:

Право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов.

(15·2·КВВТ)

Юридический популярный

Давайте обобщим всё это и переведем с юридического профессионального на юридический популярный язык.

На самом деле всё просто. В субъективном плане право собственности на вещь можно разложить на три составляющие: владение, пользование, распоряжение. Если эти три слова произнести в присутствии студента юрвуза он сразу воскликнет: «Триада права собственности!». Так и есть – ТПС.

В свете вышеупомянутых статей законов становится понятно, что именно из этой тирады получает покупатель после заключения ДКП на бывшее в употреблении маломерное судно без судового билета (но подлежащее госрегистрации). Это права владения и пользования.

Право владения означает, что никто кроме вас не является обладателем данной лодки, никто у вас не может ее отобрать и т.д. Ваши права охраняются законом.

Право пользования означает, что вы можете использовать эту лодку как хотите, но в пределах, разрешенных законодательством. Т.е. вы можете принимать в ней ванны или сделать из неё клумбу. Но эксплуатировать по прямому назначению вы её не вправе — нет государственной регистрации (16·1·КВВТ РФ).

Право распоряжения (продажа, дарение, передача под залог и т.д.) у владельца незарегистрированной лодки, понятное дело, отсутствует.

Вот так, прибегая к понятию триады права собственности, легко и просто всё понять.

Таким образом

Если вы придете в ГИМС с договором купли продажи на лодку, катер или другое маломерное судно без судового билета, ГИМС в регистрации МС откажет и посоветует обратиться в суд с иском о признании права собственности на ваше приобретение.

В суде вам будет в удовлетворении иска отказано с выдачей на руки судебного решения, где в мотивировочной  части будут перечислены все статьи кодексов, которые перечислил я, Боцман с «Русской Лодки», в этой статье. Причем, перечислил бесплатно, заметьте, да и времени вы немного потеряли. 🙂

В качестве примера предлагаю ознакомиться с  одним из таких судебных решений (формат PDF).

Вывод

Никому не советую связываться с лодкой, у которой отсутствует правоустанавливающий документ, — судовой билет, и которая не была ранее продавцом зарегистрирована. Такую лодку ГИМС на учет не поставит.

В интересах любого добросовестного, адекватного и вменяемого продавца решить заранее все вопросы с регистрацией лодки, катера до выставления ее на продажу. Пусть даже, в отдельных случаях, и через суд.

Также может возникнуть ситуация, когда у продавца есть договор купли продажи, по которому он приобретал лодку, и даже чеки из магазина сохранились, но лодку он на учет не ставил (либо ранее не требовалось по закону, либо считал, что не требовалось).

В этой ситуации ГИМС тоже, скорее всего, вас обоих направит в суд. Суд может и признать ваше право собственности, вернее, признает. Но, опять-таки, правильнее будет, если продавец со своими правоустанавливающими документами явится в ГИМС и сначала поставит лодку на учет, а уж потом вам ее продаст.

Еще есть вариант с приобретательной давностью, которая для недвижимого имущества составляет 15 лет (234·1·ГК РФ). Но это тема отдельной статьи.

Удачных и продуманных покупок!

15 комментариев

  1. Что-то здесь не так, из приведенных в статье аргументов следует, что и производитель МС должен зарегистрировать свои МС прежде чем продавать их покупателям, но очевидно, что это не так. А для производителей нет отдельных законов обязывающих из регистрировать свою продукцию ни сразу после производства ни спустя годы хранения на складе.

    • Здесь не чьи-либо аргументы, а статьи кодексов. Сухой язык закона, как говорится 🙂

      Обратите внимание, речь идет о регистрации ПЕРЕХОДА права собственности, что подразумевает наличие его регистрации на предыдущего владельца. Это ключевой момент. Судовой может быть и утерян, но есть Реестр маломерных судов, и если там существует запись, то проблем с регистрацией на нового владельца не возникнет, — надо только продавцу, при снятии с учёта по ДКП, обращаться в ГИМС, который регистрировал лодку. Если судового (т.е. регистрации) не было никогда у предыдущего собственника, — вот тогда трудности и возникают. Об этом и статья.

      Для регистрации ВОЗНИКНОВЕНИЯ права собственности (о чем Вы, собственно, и говорите) ключевую роль (после ДКП) играет паспорт МС с отметкой (печатью) производителя (торгующей организации). Естественно ни дилер, ни производитель не обязаны регистрировать новые продаваемые лодки на себя перед продажей, если только они сами не намерены их эксплуатировать.

      • Я же думаю, что на самом деле дело в том, что «судно» это юридический статус собственности. То есть до момента государственной регистрации собственности она не является «судном» с точки зрения закона, но остается собственностью во всех трех ипостасях. Ответственности за не перевод собственности в юридический статус «судна» нет (есть ответственность только за _эксплуатацию_ не зарегистрированного судна). Поэтому производители и могут держать продукцию на складе сколько угодно, и продавать ее дилерам, а дилеры другим дилерам, и так сколько угодно без нарушения принципа права собственности. Таким образом покупать судно без судового билета можно, и у кого угодно.
        Почему ГИМС отправляет в суд при покупке судна без судового билета? Наверное потому, что нет судебно практики по оспариванию таких требований ГИМС.

        • Ваши «оригинальные» теории и предположения не соответствуют действительности. Поэтому главный вывод неверен.

          Работая над статьёй, я просмотрел судебные материалы и, можно сказать, написал её по мотивам судебных решений, на одно из которых в тексте есть ссылка. Вывод: ну не получается у граждан ставить на учёт б/у лодки без «погашенного» судового предыдущего владельца и (или) свидетельства об исключении судна из реестра маломерных судов.

          Вся законодательная база приведена в статье, не гипотезы и вольные экстраполяции, заметьте, а статьи законов.

          Таким образом, новая лодка: ДКП + паспорт МС с отметкой торгующей организации. Бывшая в употреблении лодка: ДКП + судовой билет прежнего владельца с отметками об исключении МС из реестра маломерных судов.

          Вся эта система, направлена на то, чтобы Вы не пошли на лодочную стоянку в межсезонье и не купили лодку у сторожа дяди Васи по ДКП «на коленке» и не поставили её потом спокойненько на учёт в таком «упрощенном порядке». Надеюсь Вы это понимаете.

          • Ответьте пожалуйста, лодка Солар 400, вес 70кг, мотор до 40лс в тех документации на новые такие же лодки ограничение по весу двигателя 80кг, на старых не было такого ограничения. Вроде бы не подлежит регистрации, хозяин с мотором 9.9 её использовал, и не зарегистрировал хочу купить и 25лс двигатель поставить, могут возникнуть проблемы и какие? Спасибо!

  2. Добрый день!
    если документы есть, а зарегистрировать на себя не успели, и хозяин умер…
    какие действия , с чего начать?

  3. Добрый день. Разъясните пожалуйста следующую ситуацию — физ. лицо А купило лодку у дилера и не зарегистрировало право собственности в ГИМС, далее физ. лицо А продает лодку физ.лицу Б по ДКП. ГИМС отказывает в регистрации права собственности на лодку физ. лицу Б, т.к. физ. лицо А не имеет право продавать лодку. Все верно?

  4. уточнение к вопросу выше — лицо А судовой билет не получило, т.к. не было регистрации права собственности…

  5. Здравствуйте! По закону маломерное судно не подлежит регистрации если мощность мотора менее 10л.с и масса лодки менее 200 кг. Т.Е, если я приобрёл лодку ПВХ в размере 450 см и эксплуатировал её 7 лет на сплавах, под вёслами, и мотором 9 л.с. соответственно не регистрировав её, то как мне её продать?

    • Составляете ДКП и продаёте. Если лодка подлежит регистрации, сначала регистрируете, чтобы потом у покупателя не было проблем с постановкой на учёт в ГИМС.

  6. Странно. Если МС, с юридической точки зрения — недвижимость, то почему это МС — облагается транспортным налогом (в случае, если стоит на учёте)? Или после постановки на учёт — перестаёт быть недвижимым?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *