1

Массу маломерного судна предлагается определять взвешиванием

Масса лодки определяется взвешиванием

Объема моих статей о массе маломерного судна уже хватает на опубликование брошюры средней толщины, но, как видим, данная тема неисчерпаема как атом. «Приключения» массы лодки продолжаются.

20 марта 2019 года руководителям региональных подразделений МЧС было разослано письмо за подписью начальника Управления безопасности людей на водных объектах МЧС России Д.В. Тарасова, в котором ставится очередная точка в определении массы маломерного судна.

Теперь массу маломерного судна предлагается определять взвешиванием.

Давайте разбираться.

Для начала рекомендую ознакомиться с самим письмом, — там всего две странички текста.

В двух словах

В письме обращается внимание региональных руководителей ГИМС на неукоснительное соблюдение Административного регламента по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС РФ, а именно пункта 3.16:

3.16. Грузоподъемность маломерного судна определяется опытным путем. Допустимое количество людей на борту маломерного судна, максимальная грузоподъемность надувной лодки определяется расчетным путем.

Масса маломерного судна, полностью укомплектованного техническими средствами и минимальным набором средств безопасности, определяется взвешиванием <1>.

<1> Проверка проводится только для маломерных судов, ориентировочная масса которых около 200 килограмм.

Максимальное время определения допустимого количества людей на борту маломерного судна составляет 10 минут.

Ответственным за надлежащее выполнение административных действий по определению грузоподъемности и допустимого количества людей на борту маломерного судна является должностное лицо подразделения ГИМС. Результаты полученных расчетов оформляются в заключении.

Завершается письмо так:

В целях исключения претензионных вопросов при обращении граждан по определению необходимости регистрации маломерных судов, имеющих массу менее 200 кг с установленными на них пользователями двигателями мощностью 8 кВт и менее, рекомендовать их владельцам предоставлять суда на освидетельствование, в рамках которого проводить процедуру взвешивания.

По результатам данного освидетельствования выдавать владельцам заключение, в котором указывать:

— суммарную массу судна, укомплектованного в соответствии с нормами и установленным на нем двигателем;

— марку и модель, двигателя установленного, на судне в момент освидетельствования;

— сведения о необходимости государственной регистрации судна.

По сути, предлагается всем сомневающимся в необходимости регистрации своей лодки гражданам укомплектовать  её в соответствии с нормами оснащения маломерных судов и проследовать на весы.

Наиболее тяжелый мотор

Письмо содержит описание, как определяется масса маломерного судна с применением ГОСТ 8666-2012:

При расчете массы укомплектованного судна используются положения п.6.3.1.4.2 ГОСТ Р ИСО 8666-2012, в котором указано следующее:

«Масса судна должна задаваться вместе с массой подвесного мотора (моторов), как описано ниже:

масса наиболее тяжелого мотора (моторов), рекомендованного изготовителем, вне зависимости от того, что изготовитель может установить более легкий мотор…».

В тоже время в письме содержится замечание, что  «ГОСТ Р ИСО 8666-2012 устанавливает требования в отношении изготовителя, но не пользователя судна».

Это позволяет надеяться, что ГИМС на местах теперь не будет использовать данный ГОСТ для подсчета массы маломерного судна.

Хотя, с другой стороны, как видите, письмо не содержит прямого указания на то, что массой маломерного судна в целях определения необходимости его регистрации не следует считать массу укомплектованного  судна (МУС) по ГОСТ 8666-2012.

Вопросы

Вернемся к истокам. Согласно п. 1.1 ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ не подлежат государственной регистрации маломерные суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 10,88 л.с. (8 киловатт) включительно.

Отмечу несколько моментов:

  1. В РФ в настоящее время нет ни одного стандарта, или нормативного акта, который бы толковал это понятие, как оно звучит в законе («масса маломерного судна»).
    Есть разнообразные «массы» (масса укомплектованного судна, массы транспортировочные, массы при ходовых испытаниях, буксировочная и пр.), но именно понятия «масса маломерного судна» не существует.
    Тогда почему бы не подойти к вопросу упрощенно? Есть заводская табличка, есть паспорт лодки, где указан ее вес. И этот параметр наиболее близок к тому, что указано в Кодексе.
  2. Если лодка имеет все необходимые сертификаты, в т.ч. соответствия техрегламенту ТС, с какой целью её взвешивать? Сведения о массе маломерного судна содержатся в руководстве пользователя/паспорте лодки и на заводской табличке. Для того и проводится сертификация.
  3. Если нет доверия заводским табличкам, как на акватории инспектор определит, что вон та лодка весит гораздо меньше 200 кг, а вот у той вес «около 200 килограмм»?
  4. А если есть доверие, то, как инспектор определит вес снабжения (его ведь требуют учитывать, исходя из текста письма со ссылкой на Регламент)? Разве что раздать в патрульные группы весы-безмены.
  5. Допустим, взвесили лодку в ГИМС и дали заключение – лодка регистрации не подлежит. Этот документ возить с собой? Но ведь не существует нормы закона, обязывающей судоводителя иметь при себе подобные бумаги от ГИМС.

В общем, нет по-прежнему полной определенности в данном вопросе.

При этом цена неопределенности сейчас, с появлением коммерческих штрафстоянок, куда ГИМС  отправляет нарушителей порядка регистрации, очень высока. Настолько, высока, что в некоторых регионах штраф за управление не зарегистрированным судном  составляет лишь десятую часть от общих расходов судовладельца, связанных с задержанием судна и помещением его на специализированную стоянку.

Выводы

Концепт определения массы маломерного судна, совершив полный оборот, похоже, вернулся к прежнему – взвешиванию укомплектованного судна1 . С той лишь разницей, что теперь ссылаются не на ГОСТ 19356-79, а на пункт 3.16 Административного регламента по освидетельствованию маломерных судов.

При всех вопросах, изложенных выше, лодкам всё-таки перестанут приписывать несуществующие килограммы, добавляемые «теоретическим» наиболее тяжелым двигателем. Поэтому данное письмо облегчает жизнь некоторым категориям водномоторников.

Тем не менее, на мой взгляд,  масса маломерного судна — это очень неоднозначный параметр в качестве критерия обязательности регистрации МС. Во всяком случае, не проверяемый «на воде».

В проекте Закона о безопасности судоходства маломерных судов в данном качестве вместо массы предлагается использовать длину маломерного судна, что, на мой взгляд, очень правильно.

Однако проект пока остается проектом.

Семь футов!

Примечания:

1. 2013 г. — Разъяснение управления ГИМС МЧС России в связи с вступлением в силу Федерального закона № 36-ФЗ, где указывается что масса судна определяется в соответствии с ГОСТ 19356-79 «Суда прогулочные гребные и моторные. Методы испытаний» (т.е. взвешиванием).

Боцман

Подписаться
Подписаться на

1 Комментарий
сначала старые
сначала новые
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии
Михаил
12.12.2019 22:19

Вау, вот это я сегодня хорошо зашел. Отличный сайт. Информативен!! Благодарность автору за статьи, есть что почерпнуть!! А можно узнать что включает в себя комплект соответствующий нормам оснащения маломерных судов? Или если можно ссылку где можно узнать эту инфу? А то вдруг есть требование что на борту также необходимо иметь штук 10 огнетушителей, например, которые также будут взвешивать с лодкой и мотором одновременно, а тогда и за 200 кг перевалить не долго… Спасибо.