Содержание
22.05.2019. Внимание! Точка зрения руководства ГИМС (которое сменилось со времени написания данной статьи) по поводу массы маломерного судна видимо изменилась, о чём говорит письмо МЧС РФ от 20 марта 2019 г. № 29/1-3-626, где предлагается (согласно п. 3.16 Административного регламента по освидетельствованию маломерных судов) массу маломерного судна определять взвешиванием. Подробнее читайте здесь.
17.06.2018. Согласно п. 1 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ Государственной регистрации не подлежат суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт (10,88 л.с.) включительно.
Простой, казалось бы, вопрос — что считать массой судна, вдруг оказался неоднозначным и породил массу противоречивых концепций. 🙂
История вопроса
Сначала всё было просто, — массу моторной лодки, в соответствии с ГОСТ 19356-79, в ГИМС решили было определять путем взвешивания судна:
Массу судна, полностью укомплектованного судовыми устройствами и предметами снабжения, следует определять взвешиванием.
(П. 1.3.2.1. ГОСТ 19356-79 «Суда прогулочные гребные и моторные. Методы испытаний»)
Если судно в таком виде не вывешивало за 200 кг, регистрации не требовалось. В общем и целом всё понятно, — производитель комплектует, взвешивает, а ГИМС пользуется его данными. Логично? Вполне. Граждане довольные расходятся по домам (С).
Несмотря на то, что вес мотора никак не упоминался ни в ст. 16 КВВТ, ни в данном ГОСТе, чуть позже ГИМС начала его учитывать в массе (что, вообще-то, имеет смысл). Но тут некоторые граждане-лодочники начали писать в МЧС письма, что, мол, на основании чего?
Я, кстати, согласен, что вес лодки должен считаться вместе с двигателем. ПЛМ — это часть моторной лодки, которая, собственно, и делает её моторной. Что тут не понравилось неутомимым гражданам-активистам непонятно. Зато понятно, чего они в итоге добились. 🙂
Руководство ГИМС, письменно поблагодарив особо ретивых двигателей представителей водномоторной общественности за их активную жизненную позицию, согласилось что нет оснований считать вес ПЛМ, если только… не взять другой ГОСТ. И другой ГОСТ был взят.
4 февраля 2015 г. в подразделения ГИМС центральным руководством рассылается письмо № 29/1-3-153, где говорится, что в настоящее время однозначного толкования длины судна и его массы, предусмотренных КТМ и КВВТ, нет. И поэтому под длиной маломерного следует понимать «наибольшую длину корпуса судна», а под массой маломерного судна — «массу укомплектованного судна». Определять эти показатели сотрудники ГИМС обязаны согласно ГОСТ Р ИСО 8666-2012 «Суда малые Основные данные».
Согласно этому ГОСТу масса укомплектованного судна считается, в том числе, с массой наиболее тяжелого мотора, рекомендованного изготовителем, несмотря на то, что пользователь может установить более легкий мотор.
Производители, особенно советских лодок, не часто указывали максимальный вес мотора. Вот и остается только подбирать «тяжеловеса» из ПЛМ разрешенных по диапазону мощностей. Т.о., если на лодку можно установить мотор 30 л.с., то «искать» и учитывать ГИМС будет именно его вес, а не 10-ки, которая, допустим, по факту установлена на эту лодку.
В общем, противоречия. А что если за время, прошедшее с «дебюта» применения указанного ГОСТа, что-то поменялось? Вопрос был задан в МЧС и вот ответ получен.
Изменений нет
Это если вкратце.
Привожу (курсивом) полный текст ответа от руководства ГИМС (МЧС):
МЧС России рассмотрело обращение от 22.04.2018 по вопросам государственной регистрации маломерных судов и сообщает.
В соответствии с требованиями Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее — КТМ) и Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее — КВВТ) не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 кг включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт включительно.
Вместе с тем КТМ, КВВТ, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации термин «масса судна» не раскрывают.
Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России (далее — ГИМС МЧС России) является органом, уполномоченным на классификацию и освидетельствование маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, их государственную регистрацию в реестре маломерных судов и выполнение иных функций в установленной сфере деятельности.
МЧС России, как орган осуществляющий руководство деятельностью ГИМС МЧС России, считает, что под массой судна следует понимать массу укомплектованного судна, поскольку расчет такой массы производится на основе объективных критериев, применение которых минимизирует возможности произвольного толкования нормы должностным лицом ГИМС МЧС России при принятии решения о необходимости государственной регистрации маломерного судна, используемого в некоммерческих целях.
Порядок определения массы укомплектованного судна содержится в ГОСТ Р ISO 8666-3:2012 «Суда малые. Основные данные» (далее — стандарт).
Указанный стандарт является документом национальной системы стандартизации, идентичен международному стандарту ИСО 8666:2002 «Суда малые. Основные данные» (ISO 8666:2002 «Small craft — Principal data») и обеспечивает единство определений основных размерений и соответствующих сведений, спецификаций масс и условий загрузки и применяется к малым судам с длинной корпуса до 24 м.
К таким массам относятся:
- масса судна транспортировочная;
- полная транспортировочная масса судна;
- масса укомплектованного судна;
- масса судна при ходовых испытаниях;
- масса судна при буксировке на прицепе.
Масса укомплектованного судна должна задаваться вместе с массой наиболее тяжелого мотора (моторов), рекомендованного изготовителем, вне зависимости от того, что пользователь может не устанавливать мотор или установить более легкий мотор и сопутствующее оборудование, с массой установленной стационарной топливной системы, систем управления двигателем и рулевой системы.
Изготовитель серийно выпускаемых судов публикует технические данные судна, включая массу укомплектованного судна, максимально допускаемую грузоподъемность, максимально допустимое количество людей на борту, и указывает их в руководстве для пользователя.
По мнению МЧС России, применение для целей государственной регистрации маломерных судов иных масс, поименованных в стандарте, не представляется обоснованным вследствие вариативности в расчетах таких масс для однотипных судов в зависимости от комплектации судна, либо невозможности исключения ряда параметров для корректного расчета массы судна.
В отношении судов, построенных кустарным способом, а также выпущенных до утверждения стандарта и не имеющих документов, подтверждающих массу укомплектованного судна, может быть проведена процедура освидетельствования (классификации) в соответствии с Правилами классификации и освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2013 г. N 820. По результатам освидетельствования органом ГИМС МЧС России определяется масса укомплектованного судна. Также такая масса может быть определена иным органом, уполномоченным на проведение классификации маломерных судов в Российской Федерации.
Дополнительно сообщаем, что в настоящее время МЧС России разрабатывается проект федерального закона «О безопасности судоходства маломерных судов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — законопроект).
Законопроектом предусматривается формирование государственной политики в области судоходства маломерных судов, определение основных понятий в области судоходства маломерных судов, определение правового статуса субъектов общественных отношений в области судоходства маломерных судов. В том числе законопроектом предусматривается корректировка критериев отнесения судов к категории не подлежащих государственной регистрации с целью исключения неоднозначности их толкования.
С законопроектом Вы можете ознакомиться, а также принять участие в его обсуждении на официальном сайте в сети Интернет regulation.gov.ru, ID проекта 00/03-15162/05-04/6-5-4.
Разночтения или вести с мест
Итак, центральное руководство ГИМС по-прежнему предлагает понимать под массой маломерного судна, массу укомплектованного судна, т.е. с самым тяжелым из разрешенных к установке двигателем.
Недавно я был в своей (не московской) ГИМС по своим частным делам и, воспользовавшись возможностью, спросил что, из маломерных судов не подлежит регистрации.
Устным образом мне был дан ответ, что если полностью снаряженная лодка, — с полным баком бензина, с мотором, с веслами и т.д. весит не более 200 кг, то она не подлежит государственной регистрации. Таким образом, наша местная ГИМС максимально тяжелый мотор не считает и ГОСТ 8666:2012 не применяет в вопросах касательно массы маломерного судна.
Конечно, на фоне рассуждений о каком-то самом увесистом двигателе, эта точка зрения на массу судна выглядит более логично. Но всё равно и тут возникают вопросы: почему она [масса] взята именно такой, со снаряжением (которое может весить по-разному, — взять те же весла) и бензином (та же история, – баки можно использовать самой разной ёмкости). К тому же, сотрудником ГИМС был употреблен неизвестный мне термин «полная снаряженная масса»…
Кроме того, а как же центральное руководство ГИМС МЧС с его письмами с отсылками к ГОСТ Р ISO 8666-3:2012? Для кого они?
Вот и получается, что письма письмами, а точку зрения своей ГИМС надо бы знать, так как мнение редакции, как говорится, может отличаться. Надеюсь, вы уяснили примерное положение дел, которое я постарался проиллюстрировать на примере выше.
Вопрос о том, зачем все усложнять и почему бы просто не брать массу лодки с заводской таблички (паспорта) и прибавлять к ней массу установленного двигателя стоит особняком.
Ветер перемен
Возвратимся к опубликованному выше письму.
Во-первых, в нём говорится (и это новость для меня), что если в паспорте лодки не указана масса укомплектованного судна, то можно отправиться в ГИМС, где в отношении вашего плавсредства будет проведена процедура классификации. И тогда заветный параметр появится в вашем судовом билете. И, может быть, этот параметр будет именно таким, каким вы хотите его видеть. 🙂
Во-вторых, если вы прочли письмо, то у вас наверняка возник вопрос, а что же это за «корректировка критериев отнесения судов к категории не подлежащих государственной регистрации » в проекте нового Закона?
Смотрим этот законопроект. И вот она, обнадеживающая новость. Касательно «нерегистратов», о массе судна в проекте Закона предлагается забыть, а учитывать только его [судна] длину и мощность силовой установки. Причем выбраны следующие критерии: длина – 5,5 м, мощность двигателя – 15 кВт (20,39 л.с.). Всё водномоторное, по любому из этих двух критериев превышающее указанные значения, подлежит регистрации. Кстати, это, практически, перенятие финского опыта (там 5.4 м и 20 л.с.). Вот дословно содержание пункта 2 статьи 7 (Государственная регистрация маломерного судна) проекта Закона:
Не подлежат государственной регистрации маломерные суда, являвшиеся принадлежностью других судов, а также маломерные суда с наибольшей длиной корпуса мене 5,5 м и установленным двигателем менее 15 кВт.
Данное новшество давно ожидаемо, уместно и обоснованно. Вот почему будет правильно, если вы присоединитесь к обсуждению проекта закона «О безопасности судоходства маломерных судов» с тем, чтобы горячо одобрить новые критерии «отнесения судов к категории не подлежащих государственной регистрации».
Семь футов!
Я думаю, что изменения в регистрации лодок по длине и мощности это правильно, но параметры завышены. Для нерегистрата длины 4.5 метра и мощи 8 киловатт будет достаточно!
Евгений вы думаете,что Россия состоит только из ближайшей к Вам речки? Я живу на Черном море и для меня 5,5 метра лодки и 20 л.с. могут быть в СМУ очень нужными.
4.20 длинна и мотор 20 л.с. думаю оптимальный вариант…
Водоемы разные бывают, с регистрацией гемор, и будут люди выходить на максимально разрешенной без регистрации в моря и океаны, с летальными последствиями.
Считаю вариант проекта увеличение параметров (веса, длины и мощности мотора) только пойдет на пользу всем — прежде всего для населения и экономики России.
Необходимо- упрощать для развитие водномоторного направление (и ужесточать ответственность за нарушения), принять новые правила по навигации (основной период апрель май и середина июня — находится под запретом плавание на моторе) — да Экология превыше всего, но надо разработать новые правила например: Экологическое судно (без выбросов, с минимальным волнообразованием, без шума, и движитель не наносит ущерба рыбе и малькам) Класс (экосудно )- присваивается комиссией Гимс после реального изучения и тестирования судна, и данное судно имеет право эксплуатироваться в заявленных водоемах.
Правила пользования водномоторной техникой необходимо упрощать и идти в ногу со временем, что позволит предпринимателям создавать новые суда под новые требование и условия и безусловно повлияет на развитие производства в этом направлении!
Спасибо всем:
Гл. конструктор «Лодки Мефодий», Мефодьев О.Г.
Любое маломерное судно так или иначе шумит и баламутит воду. Так что с классом судов «Экологичное» вряд ли что-то получится придумать.
Здравствуйте. 5,5 метров длина и 15 кВт это самое то. И как правильно подметил Николай, в России есть еще и моря! Если будут приняты эти нормы, людям станет более комфортно передвигаться по воде, не жертвуя своим комфортом в угоду правилам.
Здрасьте Всем! Построил плот(не маленький, но менее 200кг.)))) на озере в сельской местности. Безвесельный, т.е. не гребная лодка — шестом толкаться- нужна регистрация? По закону ток гребные лодки?
Здравсвуйте! Зашел я в свой ГИМС и спросил,подлежит ли регистрации мой Вельбот 37 массой 95 кг и мотором 9.9? Ответ инспектора,да подлежит ,ведь у вас на табличке мощность допустимого мотора 15 лс и не важно какой мотор установлен.Прокоментируйте ,что то я запутался.
Ваша лодка даже с самым тяжелым мотором 15 л.с. не «наберёт» 200 кг. Мощность учитывается фактически установленная, а не допустимая.
Таким образом, ваша лодка государственной регистрации не подлежит.
Спасибо! Дайте если есть ссылку что бы распечатать и сунуть им под нос и на воде с собой возить.Такое ощущение ,что все они прекрасно знают,только воду мутят.
Да в тексте же ссылка есть на ответ из МЧС.
подскажите имею лодку фортус 400 вес 120кг. максимально разрешённый мотор 25 л.с. нужна ли мне регистрация? по моему разумению мотора весом 80 кг. мощностью 25л.с. просто не существует.
Наверное нет такого мотора и, следовательно, Ваша лодка регистрации не подлежит.
Обратите внимание на два момента.
Во-первых, «Лодка + мотор» для понятия массы укомплектованного судна — это слишком упрощенно. В эту массу входит не только судно «по табличке» и мотор. Подробнее здесь.
Во-вторых, стоит обратиться в местную ГИМС, если есть сомнения. Логичнее спрашивать тех, кто надзирает за вашей акваторией
сегодня позвонил спросил, сказали да подлежит. лодка 120 кг.мотор 50кг. и остальным доберём свыше двухсот(топливо. якорь. вёсла. огнетушитель. спасательный круг. аптечка и т.д.) я считаю просто голову морочат. пытался что то доказать бестолку. например что у меня не стационарная топливная система,на что мне ответили а как у тебя мотор без бензина будет работать? я тоже спросил а как он будет работать без судоводителя? ответ получил что можешь не регистрировать на свой страх и риск.
Я Вам давал ссылку на статью нашего Справочника судоводителя о массе укомплектованного судна. Почитайте что туда входит, а что нет. До 200 кг по моим подсчетам еще далековато. Там есть ссылка на ГОСТ Р ИСО 8666-2012, распечатайте его (достаточно пункт 6.3) и подойдите с этим в ГИМС, пусть объяснят чем они собрались «добивать» до 200 кг. Топливо в массу укомплектованного судна не включается (п. 6.3.2 вышеупомянутого ГОСТа).
Пока не сезон советую обратиться в свою ГИМС официально, т.е. письменно. Это можно сделать и через сайт, если он у них есть. Получите официальный ответ, а не устные мысли «по поводу».
Советую так же не ждать, что Вам ответит Ваша ГИМС, а одновременно обратиться с этим вопросом и в центральный аппарат ГИМС МЧС. Перечислите характеристики Вашей лодки. Скорее всего Вам ответят, что Ваша лодка регистрации не подлежит.
Сын купил несколько лет назад лодку 3.5м пластиковую.Пролежала на даче .За не надобностью решил продать а документы на приобретение сын потерял .Могу ли я продать лодку и нужно ли ее регистрировать в ГИМСе новому владельцу.
1. Если лодка не подлежит государственной регистрации, то спокойно можете.
2. В зависимости от п. 1.
здравствуйте скажите сколько по времени ждать ответ центрального управления ГИМС?
В среднем ответ приходит через 30 дней, иногда чуть быстрее, иногда чуть позже.
Поэтому вопросы касательно пользования маломерными судами имеет смысл задавать в межсезонье.
Имейте в виду, если в вопросе содержится местная специфика, регулируемая законодательством субъекта РФ (стоянки, навигация и т.д.) вопрос сбрасывается в региональное подразделение ГИМС, которое и отвечает на Ваш вопрос.
я просто указал характеристики лодки и с каким мотором буду использовать и задал вопрос по существу нужно ли мне регистрировать данный комплект.
получил письменный ответ от гимс:»Ваша лодка не подлежит регистрации.» Согласно гост р исо 8666-2012 как Вы и говорили. спасибо за помощь.
Пожалуйста! Отксерьте на цветном ксероксе или возите в лодке оригинал ответа в гермопакете.
да так и поступлю
Меркурий 20 ,4т,и лодка 4м. надувное дно,надо регистрировать?
Смотрите паспорт\руководство пользователя Вашей лодки и определяйте подлежит она регистрации или нет. Если самостоятельно не можете определить, напишите сюда вес лодки, максимальную мощность разрешенного производителем мотора или его максимальный вес.
Не правильно учитывать вес самого тяжёлого мотора. Тогда нужно внести предложение учитывать вес капитана. 🙂
Лодка РИБ winboat 360,вес 50кг максимальный мотор 25л.с ,по факту ямаха 15л.с,нужно регистрировать?
Всё, что передвигается по воде и имеет двигатель мощнее 8 кВт (10,88 л.с) или тяжелее 200 кг подлежит государственной регистрации.
Тип лодки: моторно-гребная
Грузоподъемность: 275 кг
Масса изделия в комплекте: 23 кг
Пассажировместимость: 2 чел.
Длина: 2,55 м
Ширина: 1,44 м
Диаметр баллона: 0,4 м
Крепление банок: ликтрос–ликпаз
Плотность ткани ПВХ: 800 г/м.кв.
Количество надувных отсеков: 3 + дно шт.
Максимальная мощность мотора: 5 л.с
Длина кокпита: 1,65 м
Ширина копита: 0,63 м
Назначение: для рыбалки и охоты
Киль: с килем
Транец: с транцем
Тип транца: стационарный
Вместимость: двухместная
Окружающая среда: для тяжелых условий
Высота воды: для мелководья
Весовая категория лодки: легкая
Тип надувного дна: дно низкого давления
Подтип надувного дна: стационарное килевое надувное дно
Модельный ряд: Модельный ряд «СТЕЛС»
я правильно понимаю? с мотором прописанном в хар-ках регистрации не подлежит
Конечно не подлежит
спс. читаю и ни чего нового . хожу по азову лодка пластик 4.20м. и мотор ямаха5. весь мозг вынесли пограничники за регистрацию. собрался и поехал на заставу и всё прояснил что читал в ваших ответах . теперь всё норм. и никто не трогает. спасибо.
Приобрели катер 5,4 метра,по характеристикам максимальная мощность мотора 115,а на катере установлен 140,отказали в регистрации,хотя по весу он легче,чем 115,правомерный отказ?
Вес мотора здесь абсолютно не причем.
На судне установлен двигатель, мощность которого превышает допустимую мощность, установленную производителем для данного судна.
Отказ правомерен.
можно ли на лодке не подлежащей регистрации пересекать реку и ехать вдоль берега по судоходной реке
Никаких дополнительных ограничений на маломерные суда, не подлежащие регистрации законодательство РФ не предусматривает.
Купил южанку2. Имею 2 мотора. 10 и 30 л.с. В гимсе чётких ответов не дают. С 30кой понятно, надо регистрировать. А с 10 говорят ставь и не парься, типа не подлежит регистрации. И второй вопрос как быть, если хочу использовать разные моторы в разное время
Регистрируете лодку с 30 л.с. Мотор 10 л.с. вписываете в судовой билет с отметкой, что двигатели будут использоваться попеременно.
Уважаемый Боцман, подскажите приблизительные сроки принятия нового Законопроекта, о котором вы упомянули в статье выше. Может есть хоть какая то информация.
С Уважением, заранее благодарю
Подскажите пожалуйста, друг купил участок в СНТ и на нем была лодка пластиковая. Удалось в интернете найти что это Сава 420. Хозяева дачи продавали наследство и никаких документов не имеют. Таблички на лодке тоже нет никакой. Можно ли на такой лодке плавать по рекам? Лодка весельная,в интернете указан вес 70 кг, она переносится без проблем вдвоем. Другу лодка не нужна, предлагает забрать
И без документов, и без заводской таблички плавать по рекам нельзя.
Добрый день. Приобрел байдарку Вега 3, по паспорту длина 560 см. Готовиться мне к регистрации по новому проекту закона?