2

«Алкогольная» статья КоАП и лодки, не подлежащие регистрации

нетрезвое состояние и нерегистрат

Азы

Давайте вспомним текст так называемой «алкогольной» статьи КоАП, устанавливающей наказание за управление судном в  пьяном виде.

Статья 11.9. Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения
1. Управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

2. Уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Как видите, КоАП никак не связывает ответственность за управление маломерным судном в состоянии опьянения с тем, подлежит судно регистрации или нет.

«Алкогольная» логика

Вроде всё после прочтения статьи Кодекса ясно: поймали с несвежим дыханием за штурвалом хоть «регистрата», хоть «нерегистрата» — дуй в «трубу», держи протоколы, отдавай лодку на штрафстоянку, ну а потом штраф (если повезет) или лишение прав на годик-два.

И тем не менее, удивительное дело, некоторые граждане уверены, что пить за штурвалом «нерегистрата» можно!

Вот их базисная теза по этому вопросу: «Лодка, не подлежащая государственной регистрации, Государственной инспекции по маломерным судам не поднадзорна, поэтому не может инспектор ГИМС её останавливать, проверять и освидетельствовать судоводителя на состояние алкогольного  опьянения».

Есть и другая, не менее умилительная точка зрения: «Лодка, не подлежащая государственной регистрации, маломерным судном не является, а потому ГИМС не поднадзорна». Далее — по тексту основной тезы.

Обе точки зрения ошибочны. Но есть наивные люди-лодочники, которые верят любому печатному слову, даже напечатанному чьей-то (не исключено нетрезвой) рукой на форуме или где-то ещё в дебрях интернета. Поэтому давайте разбираться.

Что такое маломерное судно

В статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ даётся чёткое определение:

маломерное судно — судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать

Максимум 20 м и 12 чел и, заметьте, никаких оговорок про регистрацию\нерегистрацию. Т.е. и гребнонадувнушка с мотором, и Байлайнер – всё маломерные суда.

Поднадзорность

Имеет ли ГИМС полномочия осуществлять надзор за лодками, не подлежащими государственной регистрации?

Открываем Положение о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Утверждено постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 № 835 (ред. от 08.11.2013)).

Пункт 3 Положения, в числе прочего, устанавливает:

Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет свою деятельность в отношении принадлежащих юридическим и физическим лицам маломерных судов, используемых в некоммерческих целях

Никаких исключений в отношении маломерных судов, не подлежащих регистрации, не видим.

Пункт 4:

Основными задачами Государственной инспекции по маломерным судам являются:

осуществление государственного надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации (далее — водные объекты);

обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.

Пункт 5, подпункт 3 Положения:

Государственная инспекция по маломерным судам… организует контроль  за соблюдением правовых актов, регламентирующих порядок пользования маломерными судами

И тут никаких исключений.

Восьмой пункт (приведено только то, что касается темы данной статьи):

Должностные лица Государственной инспекции по маломерным судам имеют право:

1) запрещать в установленном порядке эксплуатацию маломерных судов, а также задерживать маломерные суда и помещать их на стоянку и хранение;

4) отстранять от управления маломерными судами лиц, находящихся в состоянии опьянения…

4(1) освидетельствовать в установленном порядке лиц, управляющих маломерным судном, на состояние алкогольного опьянения, направлять указанных лиц на медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

5) составлять протоколы об административных правонарушениях, применять в пределах своей компетенции административные наказания к должностным лицам и гражданам, совершившим административное правонарушение;

Таким образом, в Положении о ГИМС МЧС РФ нигде ни слова не говорится о зависимости осуществления государственного надзора за маломерными судами от того подлежат они госрегистрации или нет.

Следовательно инспектор ГИМС вправе привлечь судоводителя «нерегистрата» к административной ответственности, в том числе, с применением такой обеспечительной меры, как помещение лодки на штрафстоянку.

Ваши документы

Закон не обязывает вас иметь с собой какие-либо документы при управлении «нерегистратом». Однако, отсутствие документов не означает отсутствие протокола.

Конечно с мелочью и надув-флотом под мелкомоторами по пустякам вряд ли будут связываться. Тем не менее, в случае серьезного нарушения, при отсутствии документа удостоверяющего личность, судоводителя передадут в транспортную полицию для выяснения личности (пункт 3 статьи 10 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»), после чего им снова займется инспектор ГИМС.

Учитывая стоимость в некоторых регионах перемещения маломерного судна на специализированную стоянку 1 и хранения его там, ваши издержки на оплату штрафстоянки могут оказаться выше самого штрафа за совершенное нарушение в разы и даже порядки.

Не знаю как у вас, а в наших местах ГИМС и транспортная полиция ходят на акватории рядышком, а иногда и в совместных патрулях.

Конечно, я не имею понятия, что происходит на каждой отдельно взятой акватории нашей необъятной Родины, как там осуществляется надзор. Говорят, есть такие глухие места, где ни ГИМСа, ни транспортной полиции отродясь не видали – одни только медведи да лоси на водопой к реке выходят.

Я же просто объяснил, как на самом деле обстоят дела с «неуязвимостью» владельцев «нерегистратов» с точки зрения действующего законодательства. Надеюсь вам всё было понятно.

Итого

Статья 11.9. Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения КоАП РФ в полном объеме применима к судоводителям маломерных судов, не подлежащих регистрации. Что означает штраф или лишение права управления судном на срок от одного до двух лет. В качестве меры обеспечения маломерное судно помещается на специализированную стоянку.

Естественно, если нет прав (обратите внимание, не с собой, а вообще) будет штраф.

Так что будьте трезвы за рулем и румпелем.

Удачи и семь футов!

Примечания

1. Согласно законодательству в целях установления личности судоводителя судно задерживается (27.1·1·7 КоАП РФ).

Боцман

Подписаться
Подписаться на

2 комментариев
сначала старые
сначала новые
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии
Андрей
29.04.2023 02:48

даже если тебя поймали пьяного плывущего в спас жилете или на надувном круге , к тебе могут применить данную статью!

Данила
14.01.2024 23:20

Сапборд это что? Можно на нем бухать в жилете, это плав средство? Возможно жилет ваще на нем не нужен, так как на сапборде есть элемент крепёжный за который ты к нему пристёгиваешся…! Т.е. сап он же плав средство и средство спасения (два в одном). Если трезвый без жилета и залететь на штраф дело не приятное!

Last edited 11 месяцев назад by Данила