49

И снова о лодках, не подлежащих государственной регистрации

Ответ ГИМС на письмо

22.05.2019. Внимание! Точка зрения руководства ГИМС (которое сменилось со времени написания данной статьи) по поводу массы маломерного судна видимо изменилась, о чём говорит письмо МЧС РФ от 20 марта 2019 г. № 29/1-3-626, где предлагается (согласно п. 3.16 Административного регламента по освидетельствованию маломерных судов)  массу маломерного судна определять взвешиванием. Подробнее читайте здесь.


17.06.2018. Согласно п. 1 статьи 16  Кодекса внутреннего водного транспорта РФ   Государственной регистрации не подлежат суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт (10,88 л.с.) включительно.

Простой, казалось бы, вопрос — что считать массой судна, вдруг оказался неоднозначным и породил массу противоречивых концепций. 🙂

История вопроса

Сначала всё было просто, — массу моторной лодки, в соответствии с ГОСТ 19356-79, в ГИМС решили  было определять путем взвешивания судна:

Массу судна, полностью укомплектованного судовыми устройствами и предметами снабжения, следует определять взвешиванием.

(П. 1.3.2.1. ГОСТ 19356-79 «Суда прогулочные гребные и моторные. Методы испытаний»)

Если судно в таком виде не вывешивало за 200 кг, регистрации не требовалось. В общем и целом всё понятно, — производитель комплектует, взвешивает, а ГИМС пользуется его данными. Логично? Вполне. Граждане довольные расходятся по домам (С).

Несмотря на то, что вес мотора никак не упоминался ни в ст. 16 КВВТ, ни в данном ГОСТе, чуть позже ГИМС начала его учитывать в массе (что, вообще-то, имеет смысл). Но тут некоторые граждане-лодочники начали писать в МЧС письма, что, мол, на основании чего?

Я, кстати, согласен, что вес лодки должен считаться вместе с двигателем. ПЛМ — это часть моторной лодки, которая, собственно, и делает её моторной. Что тут не понравилось  неутомимым гражданам-активистам непонятно. Зато понятно, чего они в итоге добились. 🙂

Руководство ГИМС, письменно поблагодарив особо ретивых двигателей представителей водномоторной общественности за их активную жизненную позицию, согласилось что нет оснований считать вес ПЛМ, если только… не взять другой ГОСТ. И другой ГОСТ был взят.

4 февраля 2015 г. в подразделения ГИМС центральным руководством рассылается письмо № 29/1-3-153, где говорится, что в настоящее время однозначного толкования длины судна и его массы, предусмотренных КТМ и КВВТ, нет. И поэтому под длиной маломерного следует понимать «наибольшую длину корпуса судна», а под массой маломерного судна — «массу укомплектованного судна». Определять эти показатели сотрудники ГИМС обязаны согласно ГОСТ Р ИСО 8666-2012 «Суда малые Основные данные».

Согласно этому ГОСТу масса укомплектованного судна считается, в том числе, с массой наиболее тяжелого мотора, рекомендованного изготовителем, несмотря на то, что пользователь может установить более легкий мотор.

Производители, особенно советских лодок, не часто указывали максимальный вес мотора. Вот и остается только подбирать «тяжеловеса» из ПЛМ разрешенных по диапазону мощностей. Т.о., если на лодку можно установить мотор 30 л.с., то «искать» и учитывать ГИМС будет именно его вес, а не 10-ки, которая, допустим, по факту установлена на эту лодку.

В общем, противоречия. А что если за время, прошедшее с «дебюта» применения указанного ГОСТа, что-то поменялось? Вопрос был задан в МЧС и вот ответ получен.

Изменений нет

Это если вкратце.

Привожу (курсивом) полный текст ответа от руководства ГИМС (МЧС):

МЧС России рассмотрело обращение от 22.04.2018 по вопросам государственной регистрации маломерных судов и сообщает.

В соответствии с требованиями Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее — КТМ) и Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее — КВВТ) не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 кг включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт включительно.

Вместе с тем КТМ, КВВТ, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации термин «масса судна» не раскрывают.

Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России (далее — ГИМС МЧС России) является органом, уполномоченным на классификацию и освидетельствование маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, их государственную регистрацию в реестре маломерных судов и выполнение иных функций в установленной сфере деятельности.

МЧС России, как орган осуществляющий руководство деятельностью ГИМС МЧС России, считает, что под массой судна следует понимать массу укомплектованного судна, поскольку расчет такой массы производится на основе объективных критериев, применение которых минимизирует возможности произвольного толкования нормы должностным лицом ГИМС МЧС России при принятии решения о необходимости государственной регистрации маломерного судна, используемого в некоммерческих целях.

Порядок определения массы укомплектованного судна содержится в ГОСТ Р ISO 8666-3:2012 «Суда малые. Основные данные» (далее — стандарт).

Указанный стандарт является документом национальной системы стандартизации, идентичен международному стандарту ИСО 8666:2002 «Суда малые. Основные данные» (ISO 8666:2002 «Small craft — Principal data») и обеспечивает единство определений основных размерений и соответствующих сведений, спецификаций масс и условий загрузки и применяется к малым судам с длинной корпуса до 24 м.

К таким массам относятся:

  • масса судна транспортировочная;
  • полная транспортировочная масса судна;
  • масса укомплектованного судна;
  • масса судна при ходовых испытаниях;
  • масса судна при буксировке на прицепе.

Масса укомплектованного судна должна задаваться вместе с массой наиболее тяжелого мотора (моторов), рекомендованного изготовителем, вне зависимости от того, что пользователь может не устанавливать мотор или установить более легкий мотор и сопутствующее оборудование, с массой установленной стационарной топливной системы, систем управления двигателем и рулевой системы.

Изготовитель серийно выпускаемых судов публикует технические данные судна, включая массу укомплектованного судна, максимально допускаемую грузоподъемность, максимально допустимое количество людей на борту, и указывает их в руководстве для пользователя.

По мнению МЧС России, применение для целей государственной регистрации маломерных судов иных масс, поименованных в стандарте, не представляется обоснованным вследствие вариативности в расчетах таких масс для однотипных судов в зависимости от комплектации судна, либо невозможности исключения ряда параметров для корректного расчета массы судна.

В отношении судов, построенных кустарным способом, а также выпущенных  до утверждения стандарта и не имеющих документов, подтверждающих массу укомплектованного судна, может быть проведена процедура освидетельствования (классификации) в соответствии с Правилами классификации и освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2013 г. N 820. По результатам освидетельствования органом ГИМС МЧС России определяется масса укомплектованного судна. Также такая масса может быть определена иным органом, уполномоченным на проведение классификации маломерных судов в Российской Федерации.

Дополнительно сообщаем, что в настоящее время МЧС России разрабатывается проект федерального закона «О безопасности судоходства маломерных судов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — законопроект).

Законопроектом предусматривается формирование государственной политики в области судоходства маломерных судов, определение основных понятий в области судоходства маломерных судов, определение правового статуса субъектов общественных отношений в области судоходства маломерных судов. В том числе законопроектом предусматривается корректировка критериев отнесения судов к категории не подлежащих государственной регистрации с целью исключения неоднозначности их толкования.

С законопроектом Вы можете ознакомиться, а также принять участие в его обсуждении на официальном сайте в сети Интернет regulation.gov.ru, ID проекта 00/03-15162/05-04/6-5-4.

Разночтения или вести с мест

Итак, центральное руководство ГИМС по-прежнему предлагает понимать под массой маломерного судна, массу укомплектованного судна, т.е. с самым тяжелым из разрешенных к установке двигателем.

Недавно я был в своей (не московской) ГИМС по своим частным делам и, воспользовавшись возможностью, спросил что, из маломерных судов не подлежит регистрации.

Устным образом мне был дан ответ, что если полностью снаряженная лодка, — с полным баком бензина, с мотором, с веслами и т.д. весит не более 200 кг, то она не подлежит государственной регистрации. Таким образом, наша местная ГИМС максимально тяжелый мотор не считает и ГОСТ 8666:2012 не применяет в вопросах касательно массы маломерного судна.

Конечно, на фоне рассуждений о каком-то самом увесистом двигателе, эта точка зрения на массу судна выглядит более логично. Но всё равно и тут возникают вопросы: почему она [масса] взята именно такой, со снаряжением (которое может весить по-разному, — взять те же весла) и бензином (та же история, – баки можно использовать самой разной ёмкости).  К тому же, сотрудником ГИМС был употреблен неизвестный мне  термин «полная снаряженная масса»…

Кроме того, а как же центральное руководство ГИМС МЧС с его письмами с отсылками к ГОСТ Р ISO 8666-3:2012? Для кого они?

Вот и получается, что письма письмами, а точку зрения своей ГИМС надо бы знать, так как мнение редакции, как говорится, может отличаться. Надеюсь, вы уяснили примерное положение дел, которое я постарался проиллюстрировать на примере выше.

Вопрос о том, зачем все усложнять и почему бы просто не брать массу лодки с заводской таблички (паспорта) и прибавлять к ней массу установленного двигателя стоит особняком.

Ветер перемен

Возвратимся к опубликованному выше письму.

Во-первых, в нём говорится (и это новость для меня), что если в паспорте лодки не указана масса укомплектованного судна, то можно отправиться в ГИМС, где в отношении вашего плавсредства будет проведена процедура классификации. И тогда заветный параметр появится в вашем судовом билете. И, может быть, этот параметр будет именно таким, каким вы хотите его видеть. 🙂

Во-вторых, если вы прочли письмо, то у вас наверняка возник вопрос, а что же это за «корректировка критериев отнесения судов к категории не подлежащих государственной регистрации » в проекте нового Закона?

Смотрим этот законопроект. И вот она, обнадеживающая новость. Касательно «нерегистратов», о массе судна в проекте Закона предлагается забыть, а учитывать  только его [судна] длину и мощность силовой установки. Причем выбраны следующие критерии: длина – 5,5 м, мощность двигателя – 15 кВт (20,39 л.с.). Всё водномоторное,   по любому из этих двух критериев превышающее указанные значения, подлежит регистрации. Кстати, это, практически, перенятие финского опыта (там 5.4 м и 20 л.с.). Вот дословно содержание пункта 2 статьи 7 (Государственная регистрация маломерного судна) проекта Закона:

Не подлежат государственной регистрации маломерные суда, являвшиеся принадлежностью других судов, а также маломерные суда с наибольшей длиной корпуса мене 5,5 м и установленным двигателем менее 15 кВт.

Данное новшество давно ожидаемо, уместно и обоснованно. Вот почему будет правильно, если вы присоединитесь к обсуждению проекта закона «О безопасности судоходства маломерных судов» с тем, чтобы горячо одобрить новые критерии «отнесения судов к категории не подлежащих государственной регистрации».

Семь футов!

49 комментариев
сначала старые
сначала новые
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии
Евгений
23.10.2018 13:29

Я думаю, что изменения в регистрации лодок по длине и мощности это правильно, но параметры завышены. Для нерегистрата длины 4.5 метра и мощи 8 киловатт будет достаточно!

Николай
15.04.2019 19:44
Reply to  Евгений

Евгений вы думаете,что Россия состоит только из ближайшей к Вам речки? Я живу на Черном море и для меня 5,5 метра лодки и 20 л.с. могут быть в СМУ очень нужными.

Дмитрий
12.08.2019 18:53
Reply to  Евгений

4.20 длинна и мотор 20 л.с. думаю оптимальный вариант…

Иван
29.09.2020 22:18
Reply to  Дмитрий

Ну табуретка с мотором, только молодежи нужна, а семейные покатушки или на отдых со спиннингом куда лучше под парусом. Имея конечно мотор про запас.

Иван
29.09.2020 22:21
Reply to  Дмитрий

А парус и 4,2м это вообще не вяжется

К
07.08.2020 20:58
Reply to  Евгений

Водоемы разные бывают, с регистрацией гемор, и будут люди выходить на максимально разрешенной без регистрации в моря и океаны, с летальными последствиями.

Иван
29.09.2020 22:03
Reply to  Евгений

Чем ни меньше длина лодки и мощность двигателя, тем меньше скорость движения. А от скорости укрытия от надвигающей непогоды нередко зависит жизнь рыболова любителя. На Черном море погода меняется ну очень быстро!!! Успеешь ли с места хорошей рыбалки под скалистыми берегами в ближайшую бухту за 10-15 минут на лодке 4,5 м с мотором 8 квт.? Тут то и пригодятся совсем не лишние метры длины лодки и киловатты мощности.

Мефодьев Олег Георгиевич
08.11.2018 10:57

Считаю вариант проекта увеличение параметров (веса, длины и мощности мотора) только пойдет на пользу всем — прежде всего для населения и экономики России.

Необходимо- упрощать для развитие водномоторного направление (и ужесточать ответственность за нарушения), принять новые правила по навигации (основной период апрель май и середина июня — находится под запретом плавание на моторе) — да Экология превыше всего, но надо разработать новые правила например: Экологическое судно (без выбросов, с минимальным волнообразованием, без шума, и движитель не наносит ущерба рыбе и малькам) Класс (экосудно )- присваивается комиссией Гимс после реального изучения и тестирования судна, и данное судно имеет право эксплуатироваться в заявленных водоемах.

Правила пользования водномоторной техникой необходимо упрощать и идти в ногу со временем, что позволит предпринимателям создавать новые суда под новые требование и условия и безусловно повлияет на развитие производства в этом направлении!

Спасибо всем:

Гл. конструктор «Лодки Мефодий», Мефодьев О.Г.

Иван
29.09.2020 22:32
Reply to  Боцман

Кроме парусных конечно. У берегов других стран Средиземноморья и Черноморья парусов больше чем тарахтелок. А у наших берегов паруса редкое явление.

Николай
05.09.2019 17:19

Здравствуйте. 5,5 метров длина и 15 кВт это самое то. И как правильно подметил Николай, в России есть еще и моря! Если будут приняты эти нормы, людям станет более комфортно передвигаться по воде, не жертвуя своим комфортом в угоду правилам.

илья
23.11.2018 18:35

Здрасьте Всем! Построил плот(не маленький, но менее 200кг.)))) на озере в сельской местности. Безвесельный, т.е. не гребная лодка — шестом толкаться- нужна регистрация? По закону ток гребные лодки?

Валерий
29.11.2018 23:56

Здравсвуйте! Зашел я в свой ГИМС и спросил,подлежит ли регистрации мой Вельбот 37 массой 95 кг и мотором 9.9? Ответ инспектора,да подлежит ,ведь у вас на табличке мощность допустимого мотора 15 лс и не важно какой мотор установлен.Прокоментируйте ,что то я запутался.

Валерий
30.11.2018 15:40
Reply to  Боцман

Спасибо! Дайте если есть ссылку что бы распечатать и сунуть им под нос и на воде с собой возить.Такое ощущение ,что все они прекрасно знают,только воду мутят.

Алексей
28.02.2019 21:03

подскажите имею лодку фортус 400 вес 120кг. максимально разрешённый мотор 25 л.с. нужна ли мне регистрация? по моему разумению мотора весом 80 кг. мощностью 25л.с. просто не существует.

Алексей
01.03.2019 21:39
Reply to  Боцман

сегодня позвонил спросил, сказали да подлежит. лодка 120 кг.мотор 50кг. и остальным доберём свыше двухсот(топливо. якорь. вёсла. огнетушитель. спасательный круг. аптечка и т.д.) я считаю просто голову морочат. пытался что то доказать бестолку. например что у меня не стационарная топливная система,на что мне ответили а как у тебя мотор без бензина будет работать? я тоже спросил а как он будет работать без судоводителя? ответ получил что можешь не регистрировать на свой страх и риск.

Роман.
27.11.2020 08:30
Reply to  Боцман

Спасибо тебе, добрый человек, за указание на п.6.3.2! А вот такой вопрос, если производитель лодки указывает в инструкции по эксплуатации максимальную массу мотора. То следует пользоваться этим значением или гипотетическим?

Александр
03.03.2019 22:30

Сын купил несколько лет назад лодку 3.5м пластиковую.Пролежала на даче .За не надобностью решил продать а документы на приобретение сын потерял .Могу ли я продать лодку и нужно ли ее регистрировать в ГИМСе новому владельцу.

Алексей
11.03.2019 19:43

здравствуйте скажите сколько по времени ждать ответ центрального управления ГИМС?

Алексей
17.03.2019 23:02
Reply to  Боцман

я просто указал характеристики лодки и с каким мотором буду использовать и задал вопрос по существу нужно ли мне регистрировать данный комплект.

Алексей
19.03.2019 21:00

получил письменный ответ от гимс:»Ваша лодка не подлежит регистрации.» Согласно гост р исо 8666-2012 как Вы и говорили. спасибо за помощь.

Алексей
19.03.2019 22:50

да так и поступлю

Миха
05.04.2019 05:07

Меркурий 20 ,4т,и лодка 4м. надувное дно,надо регистрировать?

Сергей
05.04.2019 08:36

Не правильно учитывать вес самого тяжёлого мотора. Тогда нужно внести предложение учитывать вес капитана. 🙂

Руслан
07.04.2019 09:25

Лодка РИБ winboat 360,вес 50кг максимальный мотор 25л.с ,по факту ямаха 15л.с,нужно регистрировать?

Владимир
15.04.2019 13:29

Тип лодки: моторно-гребная
Грузоподъемность: 275 кг
Масса изделия в комплекте: 23 кг
Пассажировместимость: 2 чел.
Длина: 2,55 м
Ширина: 1,44 м
Диаметр баллона: 0,4 м
Крепление банок: ликтрос–ликпаз
Плотность ткани ПВХ: 800 г/м.кв.
Количество надувных отсеков: 3 + дно шт.
Максимальная мощность мотора: 5 л.с
Длина кокпита: 1,65 м
Ширина копита: 0,63 м
Назначение: для рыбалки и охоты
Киль: с килем
Транец: с транцем
Тип транца: стационарный
Вместимость: двухместная
Окружающая среда: для тяжелых условий
Высота воды: для мелководья
Весовая категория лодки: легкая
Тип надувного дна: дно низкого давления
Подтип надувного дна: стационарное килевое надувное дно
Модельный ряд: Модельный ряд «СТЕЛС»
я правильно понимаю? с мотором прописанном в хар-ках регистрации не подлежит

31.08.2019 04:07
Reply to  Боцман

спс. читаю и ни чего нового . хожу по азову лодка пластик 4.20м. и мотор ямаха5. весь мозг вынесли пограничники за регистрацию. собрался и поехал на заставу и всё прояснил что читал в ваших ответах . теперь всё норм. и никто не трогает. спасибо.

Анна
26.05.2019 09:14

Приобрели катер 5,4 метра,по характеристикам максимальная мощность мотора 115,а на катере установлен 140,отказали в регистрации,хотя по весу он легче,чем 115,правомерный отказ?

марат
13.06.2019 13:38

можно ли на лодке не подлежащей регистрации пересекать реку и ехать вдоль берега по судоходной реке

Роман
22.07.2019 14:37

Купил южанку2. Имею 2 мотора. 10 и 30 л.с. В гимсе чётких ответов не дают. С 30кой понятно, надо регистрировать. А с 10 говорят ставь и не парься, типа не подлежит регистрации. И второй вопрос как быть, если хочу использовать разные моторы в разное время

Сергей
27.07.2019 17:34

Уважаемый Боцман, подскажите приблизительные сроки принятия нового Законопроекта, о котором вы упомянули в статье выше. Может есть хоть какая то информация.
С Уважением, заранее благодарю

Виктор
26.05.2020 17:25

Подскажите пожалуйста, друг купил участок в СНТ и на нем была лодка пластиковая. Удалось в интернете найти что это Сава 420. Хозяева дачи продавали наследство и никаких документов не имеют. Таблички на лодке тоже нет никакой. Можно ли на такой лодке плавать по рекам? Лодка весельная,в интернете указан вес 70 кг, она переносится без проблем вдвоем. Другу лодка не нужна, предлагает забрать

Михаил
30.05.2020 15:42

Добрый день. Приобрел байдарку Вега 3, по паспорту длина 560 см. Готовиться мне к регистрации по новому проекту закона?

Анна
18.11.2020 04:11

Добрый день! Я пока новичок в вопросах катеров, но хотела бы уточнить, возможно, здесь смогут подсказать — какие требования у ГИМС в плане пасажировместимости к катерам?

Точнее, верна ли фраза, что — «Суда, построенные под ГИМС могут иметь максимальную пассажировместимость — 12человек. «