Какие маломерные суда не нужно регистрировать?
Ответ содержится в статье 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ и статье 33 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее КВВТ и КТМ соответственно):
Не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.
Вроде бы все просто — берем массу с заводской таблички лодки, — там она всегда указана. Ну а мощность красуется на колпаке двигателя. Далее делаем вывод подлежит данное маломерное судно государственной регистрации или нет.
Однако в данный момент вопрос так просто не решается. Всё дело в том, что ГИМС МЧС имеет свою концепцию массы судна:
- Либо почерпнутую из определения массы укомплектованного судна из ГОСТ Р ИСО 8666-2012. «Суда малые. Основные данные», когда в массе судна учитывается наиболее тяжелый мотор, рекомендованный изготовителем. Не берусь утверждать точно, но есть сведения, что от данной концепции уже отказались.
- Либо придерживается точки зрения, что масса судна должна включать вес самого судна плюс его оснащение, плюс вес установленного двигателя.
В обоих случаях данный надзорно-контрольный орган предписывает учитывать массу маломерного судна вместе с оснащением и мотором.
На мой взгляд, обе концепции ГИМС противоречат нормативно-правовым актам в области регулирования маломерного водного транспорта (КВВТ и КТМ).
В перечисленных кодексах нет никаких упоминаний или ссылок
как на то, что массой судна следует считать «массу укомплектованного судна» согласно упомянутому ГОСТу,
так и на то, что масса судна – это масса корпуса с оснащением и установленным подвесным мотором.
Таким образом, как мне видится, владелец лодки\катера\яхты не обязан задумываться над тем, что такое простое понятие, как «масса судна», подлежит какому-то дополнительному толкованию или уточнению. Тем более он не обязан ехать в ГИМС и взвешивать там свое приобретенное судно. В его распоряжении:
- Руководство пользователя, где производитель указал массу судна.
- Заводская табличка, установленная на его маломерном судне, где указана его масса.
- КВВТ и КТМ.
Видя, что согласно руководству и заводской табличке, масса его лодки 200 кг или меньше он, согласно обоим Кодексам (п. 1.1. ст. 33 КТМ и п. 1.1 ст. 16 КВВТ), устанавливая на принадлежащее ему судно мотор мощностью до 8 квт (10,88 л.с.) включительно, имеет право пользоваться им без государственной регистрации. На мой взгляд это очевидный факт.
Еще раз: я считаю, что пользователь не должен ничего вычислять, взвешивать и складывать, так как Закон его к этому не обязывает. Его задача сравнить массу на заводской табличке и массу, указанную в КВВТ и КТМ для судов, не подлежащих регистрации.
Если Вы помните мои статьи прошлых лет на эту тему, то можете сказать, что в них несколько иная точка зрения.
Да, мое мнение изменилось. Теперь к этому вопросу, тщательно всё переосмыслив, я подхожу именно так: не надо ничего ставить с ног на голову, — просто нужно сравнить две цифры, указанные выше.
Несколько лет назад я предлагал в качестве критерия нерегистрируемой лодки взять более очевидный и легко проверяемый параметр – длину судна. Но работая над статьёй о новых Правилах пользования маломерными судами о новых Правилах пользования маломерными судами, я неожиданно пришел к выводу, что как раз длина — менее очевидный параметр, – её как правило нет на заводской табличке. А вот масса судна указывалась и указывается там всегда.
Таким образом, законодатель как раз-таки исходил из необходимости упростить установление факта подлежит судно регистрации или нет: вот вес на шильдике-табличке, а вот мощность на колпаке мотора.
Итак, масса лодки в свете п. 1.1. ст. 33 КТМ и п. 1.1 ст. 16 КВВТ — это и есть масса указанная производителем в руководстве или на заводской табличке.
Для несогласных со мной – вот еще один аргумент.
Есть такой документ — Технический регламент Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» (далее — Технический регламент).
Он предназначен как для пользователей, так и для производителей маломерных судов.
В частности, пользователи оттуда черпают информацию о том, чем должно быть оснащено принадлежащее им маломерное судно.
Для производителей это тоже очень важный документ – хотя бы тем, что он регламентирует сертификацию выпускаемой ими продукции.
Так вот, согласно подпункту «з» пункта 5 Статьи 1 Область распространения Технического регламента, «действие настоящего технического регламента Таможенного союза не распространяется на»:
маломерные суда массой до 100 кг включительно
Естественно, та масса, которая заявлена при сертификации судна, указывается затем на заводских табличках готовых изделий и в их паспортах\руководствах. Естественно никому в голову почему-то не приходит цеплять к этой массе вес какого-нибудь подвесного мотора (если речь о моторной лодке) в заявке на сертификацию.
Теперь, надеюсь, всем очевидно, что если законодатель употребляет термин «маломерные суда массой», то имеется в виду только вес изготовленного и готового к эксплуатации судна. Вес мотора учитывается только если он установлен стационарно, т.е. не подвесной двигатель.
ГИМС
Итак, я обосновал тезу, что масса лодки в свете п. 1.1. ст. 33 КТМ и п. 1.1 ст. 16 КВВТ — это и есть масса указанная производителем в руководстве или на заводской табличке.
Однако, ГИМС пока придерживается иной точки зрения касательно массы маломерного судна. И если у вас нет желания тратить время и деньги на штрафы и споры, в том числе судебные, с данным надзорным органом, вам проще с этой точкой зрения считаться.
Призываю и прошу руководство ГИМС МЧС ознакомиться с приведенным в данной статье доводами и, возможно, скорректировать свою точку зрения относительно массы маломерного судна, что, несомненно, положительно и с одобрением будет воспринято широкими массами водномоторной общественности.
Неравнодушных прошу конструктивно и тактично высказаться в комментариях. Любые точки зрения приветствуются.
В данном вопросе поможет только судебная практика ! ГОСТ создан исключительно для изготовителя! что бы при конструкции судна учитывался «самый тяжелый мотор» тоесть грубо говоря при конструкции учли что на транце может висеть 100 кг ! Я считаю так ! Да и я лично так и не понял где брать информацию о самых тяжёлых моторах ! Из каких то каталогов в интернете ? Как сотрудники ГИМС будут доказывать в суде при обжаловании что допустим вес самого тяжелого мотора 30 л.с. 95 кг например…. если они опираются на ГОСТ то и будте любезны указывать на вес мотора из официальных источников ! Или как Гибдд … нет повода не доверять сотрудникам ….
Так у нас не прецедентное право. Поэтому судебная практика разнообразная по этому вопросу: от концепции ГИМС №1 из этой статьи до точки зрения автора.
Добрый день! Спасибо за статью! Очень полезная и редкая информация.
Тем не менее учитывая опыт использования подобных лодок, то например в Санкт-Петербурге 2020г, ГИМС вообще творит что ему вздумается и например у меня товарищ брал лодку покататься не регистрат с мотором 9.9 так его ночью остановила полиция, отстранила от управления без каких либо бумаг, инспектор сел за руль моей лодки без какого-то разрешения отправился на ней в ГИМС на Пеньковую, где они взвесили мокрую лодку со всем что в ней было краном без моего присутствия( вес получился 260 кг) и отбуксировали на штраф стоянку, в итоге оказалось что у них там какая-то операция была по поиску таких лодок и я попал под раздачу. Самое смешное что они не отдают лодку пока ее не зарегистрируешь, что вообще противоречит всем нормам. В итоге нервы и штрафы , теперь даже не знаю что делать. Хоть и по документам все четко вес лодки менее 200кг