2

Новые правила пользования маломерными судами

 

Правила пользования маломерными судами (Приказ 487 МЧС РФ))

С 01.01.2021 действовуют новые Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации (утверждены приказом МЧС России от 06.07.2020 № 487 — далее Правила).

Рассмотрим, что надо знать о новых Правилах нам, эксплуатантам маломерных судов.

В общем и целом каких-то сенсационных изменений не произошло, если не считать ужесточения требований к ношению жилетов для отдельных категорий судоводителей и пассажиров.

По большому счету Правила доработаны и приведены в соответствие к текущим реалиям и избавлены от некоторых устаревших определений. Убран раздел «Организация выпуска маломерных судов с баз (сооружений) для их стоянок», что в свете философии документа выглядит логично.

Нерегистраты

В новых Правилах законодательно закреплены особенности эксплуатации маломерных судов, не требующих государственной регистрации. В частности обозначено что:

  1. Пользование маломерными судами разрешается после их государственной регистрации в реестре маломерных судов, нанесения идентификационных номеров и освидетельствования, кроме судов, не подлежащих государственной регистрации (п.4, пп. «а» Правил).
  2. Для управления маломерными судами, не подлежащими государственной регистрации, наличие удостоверения на право управления маломерными судами не требуется (п.6 Правил).

Почему важно, что пользование маломерными судами, не подлежащими государственной регистрации возможно без освидетельствования? Речь все о том же пресловутом весе маломерного судна.

В известном в некоторых кругах активной водномоторной общественности письме Тарасов Д.А. при определении веса маломерного судна «в сомнительных случаях» рекомендует своим подчиненным взвешивать лодку (несмотря на то, что вес таки указан на заводской табличке).

Однако взвешивание – не что иное, как часть процедуры освидетельствования маломерного судна. И если оно, согласно данным о весе на заводской табличке, не подлежит государственной регистрации, то взвешивать его можно либо по решению суда, либо с согласия владельца.

По поводу прав – ну наконец-то черным по белому написали, что для управления нерегистратом права не нужны.

Жилеты

Очень чувствительная для некоторых лодочников тема. И здесь есть новизна и есть «суровая конкретика». Одели в жилеты многих. Читаем пункт 11 пункт Правил полностью:

При плавании должны быть одеты в индивидуальные спасательные средства:

а) лица, находящиеся на водных мотоциклах (гидроциклах) либо на буксируемых маломерными судами устройствах (водных лыжах, вейкбордах, подъемно-буксировочных системах, а также надувных буксируемых и иных устройствах);

б) лица, находящиеся во время движения на беспалубных маломерных судах длиной до 4 метров включительно;

в) лица, находящиеся на открытой палубе маломерного судна либо на беспалубных маломерных судах во время шлюзования или прохождения акватории порта;

г) дети до 12-летнего возраста, находящиеся вне судовых помещений.

С детьми, гидроциклистами, а также людьми, которые в целях улучшения качества отдыха скачут  по воде на различных приспособлениях, прицепленных за веревку к лодке, все понятно. Со шлюзованием и акваториями портов тоже вопросов нет.

Интересное новшество содержит подпункт «б» пункта 11:

лица, находящиеся во время движения на беспалубных маломерных судах длиной до 4 метров включительно

Что есть палуба судна? Палуба – это горизонтальная настильная конструкция судна, опирающаяся на борта или иные конструктивные элементы судна, идущая по всей длине или ширине судна, либо перекрывающая отдельные его части.

Определение беспалубного судна есть в методичке ГИМС, а так же в Приказе Госкомрыболовства РФ от 15 июня 1999 г. N 156 «Об утверждении «Правил классификации, проектирования, постройки и оборудования маломерных судов промыслового флота» и организации на их основе системы надзора за маломерными судами». Определения идентичны:

Беспалубное судно — судно частично или полностью не имеющее водонепроницаемой палубы.

Таким образом, несложно представить как выглядит беспалубное судно — это «надувнушки», в т.ч.   РИБы, а так же лодки с жёсткими корпусами в сурово-рыбацкой комплектации в виде корыта с лавочками или без оных :). И все там должны сидеть в спасжилетах, если только длина лодки не больше четырех метров.

Кстати, как не трудно догадаться, львиная доля лодок не подлежащих регистрации — это как раз беспалубники до четырех метров. Так что если вы в раздумьях покупать или не покупать нерегистрат — вот вам неожиданный его минус.

Формулировка «маломерных судах длиной  до 4 метров включительно»

На заводских табличках производитель, как правило, не указывает длину судна. Это указано в руководстве владельца.

Но ни в стандартах, ни в нормативных актах нет определения термина «длина маломерного судна». Есть определения длины габаритной  и длины наибольшей маломерного судна. Они-то обе в руководстве пользователя должны быть указаны согласно ГОСТу, но не какая-то там отвлеченная «длина».

Эти два вышеупомянутые параметра определяются по-разному, и часто их значения прилично отличаются.

Так, при определении наибольшей длины лодки, имеющей выступающие части (например, кринолины) последние не учитываются. А вот в габаритную длину они входят. Поэтому может получиться двоякая ситуация.

Например, у судна с кринолины с наибольшей длиной 3,8 метров габаритная длина может составить 4 или более метра. Какую длину выберем при составлении протокола?

Все эти рассуждения справедливы для почти невероятной ситуации: когда у владельца лодки есть с собой руководство владельца. Данное руководство — важный документ, с печатями между прочим, поэтому никто в здравом уме его с собой не берет в плавание.

Так как же тогда инспектор определит длину судна? Измерит рулеткой из Леруа-Мерлен от носа до транца? А может от носа до конца кринолина? Какие ему размерения нужны габаритные или наибольшие? Первые определяют размер прицепа и гаража, вторые — мореходность.

Ни слова об этом в Правилах не сказано. Наверное будут опять выпущены методички с разъяснениями…

У нас уже есть один такой интересный термин, — «масса судна», — употребленный в КВВТ и КТМ, но определения которому нет нигде (и поэтому доподлинно непонятно как эту массу считать ). Теперь еще неоднозначная «длина судна».

Несоответствие нормам комплектации и оборудования судна

С введением несколько лет назад поправок в КоАП РФ несоответствие нормам комплектации и оборудования судна стало очень неприятным для судоводителей нарушением, так как оно ведет к задержанию судна и помещению его на специализированную стоянку со всеми вытекающими расходами на пребывание в этом элитном клубе. И это не считая конскообразного штрафа.

В старой редакции правил значится:

…несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, указанным в судовом билете

Что вызывало некоторую радость у обладателей судовых билетов нового образца, где нормы комплектации не указывались по причине отсутствия соответствующего раздела. Соответственно судоводителю с новыми номерами было как-то неинтересно что-нибудь предъявлять за отсутствие кошмы или багра, если он всегда мог сослаться на Правила пользования маломерными судами и показать судовой билет, где про оснащение лодки ничего не сказано.

Во имя Мира и Добра теперь ситуация исправлена. По новым Правилам эксплуатация маломерного судна запрещается (в том числе) если имеется:

несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, установленным техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов»

Напомню, что действие данного регламента не распространяется на маломерные суда массой до 100 кг включительно.

Новые неисправности, при которых запрещена эксплуатация маломерного судна

К перечню  неисправностей, несовместимых с эксплуатацией судна добавлены:

  1. Наличие, независимо от местонахождения, свищей и пробоин обшивки корпуса, повреждений набора корпуса или отсутствие его элементов, предусмотренных конструкцией (печальная новость для любителей убирать палубу с советских лодок для превращения их в фиш-версии).
  2. Не обеспечен полный угол перекладки руля (35 градусов на каждый борт), затруднено вращение рулевого штурвала в соответствии с требованиями подпункта «в» пункта 45 технического регламента Таможенного союза «О безопасности маломерных судов».
  3. Повреждение пера руля или деталей рулевого привода (направляющие блоки, опорные подшипники, натяжные талрепы, штуртросовая передача), наличие разрывов каболок штуртроса.
  4. Наличие вибрации или уровня шума двигателя (подвесного мотора), превышающих допустимые эксплуатационной документацией значения.
  5. Якорные устройства и швартовное оборудование (кнехты, утки, роульсы, клюзы, киповые планки) не обеспечивают удержание маломерного судна при его стоянке, причаливании и шлюзовании.

Прочие изменения

На гидроциклах и буксируемых устройствах запрещено приближаться ближе, чем на 50 метров к ограждению мест заплыва пляжей и других мест купания.

Двигаться в тумане или неблагоприятных метеоусловиях при видимости менее 1 км разрешено судам, имеющим радиолокационное оборудование (остальным, естественно, запрещено).

Запрещается выбрасывать за борт мусор, допускать загрязнение водных объектов нефтепродуктами.

Вот собственно и всё, что, на мой взгляд, нужно знать о новых Правилах пользования маломерными судами на водных объектах РФ судоводителям маломерных судов.

 

2 комментариев
сначала старые
сначала новые
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии
Михаил
27.12.2020 17:04

Кранцы входят в размерения маломерного судна….это что-то новенькое!