Содержание
Каждый год на протяжении последних лет МЧС России выпускает доклады по по правоприменительной практике, связанной с деятельностью министерства.
Прошедший 2020 год не стал исключением. 17 апреля 2020 МЧС утвердило документ «Доклады с обобщением и анализом правоприменительной практики, типовых и массовых нарушений обязательных требований».
Документ этот довольно объемный, т.к. включает правовые аспекты деятельности всего ведомства.
Нас же, как судоводителей и владельцев маломерных судов, интересует лишь пятый раздел Докладов.
В этом разделе есть ответы на актуальные вопросы правоприменения законодательства в области государственного надзора во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях. Иными словами это вопросы применения законодательства сотрудниками ГИМС при осуществлении надзорной деятельности.
Так что, ознакомиться с данными вопросами-ответами нам будет отнюдь не лишне.
Не всё, изложенное ниже, на мой взгляд однозначно, поэтому чуть позже будут мои комментарии под ответами. Ваши комментарии как всегда приветствуются.
Материал действительно полезный, что называется из первых уст, поэтому делитесь ссылкой на эту статью, друзья.
1. В каком порядке назначается административное наказание за нарушение правил государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.
Порядок назначения административного наказания за нарушение правил государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях установлен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Ответственность за данные правонарушения может наступить:
— при управлении судном не зарегистрированном в установленном порядке, в соответствии с частью 3 статьи 11.8 КоАП РФ, штраф в размере от пятнадцати до двадцати тысяч рублей;
— при нарушение правил государственной регистрации маломерных судов, в соответствии с частью 2 статьи 19.22 КоАП РФ, штраф в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
2. Какое наказание предусмотрено за управление маломерным судном не подлежащим государственной регистрации и для управления которым удостоверение на право управления не требуется в состоянии опьянения
В отношении лица управлявшего маломерным судном, в состоянии опьянения предусмотрено наказание в виде административного штрафа или лишения права управления маломерным судном (статья 11.9 КоАП). При этом наказание в виде лишения права управления назначается только судьей (статья 3.8 КоАП).
3. В каких случаях применяется мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде задержания маломерного судна, используемого в некоммерческих целях
При совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 11.8 КоАП (управление маломерным судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления судном лицу, не имеющему права управления), частью 3 статьи 11.8 КоАП (управление маломерным, подлежащим государственной регистрации, не зарегистрированным в установленном порядке либо имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация), частью 1 статьи 11.8.1 (управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном) и статьей 11.9 КоАП (управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения) в качестве меры обеспечения производства по делу применяется задержание транспортного средства.
При этом должностное лицо, уполномоченное составлять протокол, осуществляет в пределах своей компетенции необходимые действия по отстранению водителя (судоводителя) (статья 27.12 КоАП).
Перечень неисправностей маломерного судна, с которыми запрещена его эксплуатация поименован в пункте 9 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 29.06.2005 N 502. Учитывая разнообразие типов и моделей судов, используемых на водных объектах Российской Федерации, а также ограничений, установленных для таких судов при классификации и освидетельствовании, перечень возможных неисправностей, с которыми запрещена его эксплуатация, для каждого маломерного судна будет индивидуальным. При решении вопроса о наличии тех или иных неисправностей остановленного маломерного судна, с которыми запрещена его эксплуатация необходимо строго исходить из общих задач и принципов законодательства об административных правонарушениях, в том числе презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП).
Административным регламентом МЧС России исполнения государственной функции по надзору во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, утвержденным приказом МЧС России от 18.10.2012 N 607 (далее — административный регламент) предусмотрены, случаи, при которых задержание маломерных судов не применяется. В соответствии с пунктом 3.22 административного регламента маломерное судно не задерживается в случаях предоставления удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета маломерного судна или его копии, заверенной в установленном порядке, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым маломерным судном в отсутствие владельца; предоставления для управления маломерным судном иного лица, при отсутствии оснований для его отстранения от управления маломерным судном до начала перемещения задерживаемого маломерного судна на специализированную стоянку.
Вместе с тем, устранить на месте причину задержания в виде управления маломерным судном, не зарегистрированным в установленном порядке либо имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, без исключения маломерного судна из процесса перевозки людей и грузов на месте совершения административного правонарушения невозможно.
Следует отметить, что меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (статья 27.1 КоАП).
Учитывая изложенное, задержание и перемещение маломерного судна на специализированную стоянку для хранения при остановке маломерного судна, подлежащего государственной регистрации, не зарегистрированного в установленном порядке, либо имеющего неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация может не применяться при соблюдении всех следующих условий:
имеется возможность исключения маломерного судна из процесса перевозки людей и грузов путем подъема такого судна на берег с помощью автотранспортных средств или иным способом в непосредственной близости от места остановки маломерного судна;
лицо, управляющее маломерным судном предоставляет документы, удостоверяющие личность;
лицо, управляющее маломерным судном, подлежащим государственной регистрации, предоставляет документы, подтверждающее право владения, таким судном;
лицо, управляющее маломерным судном отстраняется от его правления;
оформляются все необходимые процессуальные документы;
лицо, управляющее маломерным судном обеспечивает его полный подъем из воды собственными силами в течение 40 минут (пункт 2.7 административного регламента) с момента остановки маломерного судна.
Выдача задержанного маломерного судна со специализированной стоянки осуществляется в соответствии со статьей 27.13 КоАП после вынесения постановления (определения) по делу об административном правонарушении на основании письменных разрешений должностных лиц ГИМС МЧС России.
Выдача со специализированной стоянки задержанного маломерного судна, подлежащего государственной регистрации, не зарегистрированного в установленном порядке, либо имеющего неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация путем выхода судна в плавание не допускается.
4. Каким образом при осуществлении мероприятий по надзору должностные лица ГИМС МЧС России проводят замеры на превышение нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума
В соответствии со статьей 23.40 КоАП органы ГИМС МЧС России рассматривают дела об административных; правонарушениях, предусмотренных статьями 8.22, 8.23 (в части выпуска в эксплуатацию и эксплуатации маломерных судов с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах или нормативов уровня шума).
Проведение измерений содержания загрязняющих веществ в выбросах, а также проведение измерений уровня шума при эксплуатации маломерных судов (в условиях подвижной водной среды) крайне проблематично.
При этом такие измерения проводятся при проведении освидетельствований судов в приемлемых для этого условиях, а за управление маломерным судном не прошедшим освидетельствования, в соответствии со статьей 11.8 КоАП, предусмотрено административное наказание.
5. Каким образом при осуществлении мероприятий по надзору должностные лица ГИМС МЧС России устанавливают личность судоводителя при отсутствии у нет при себе каких-либо документов
В целях пресечения административного правонарушения, составления протокола об административном правонарушении в необходимых случаях должностные лица органов ГИМС МЧС России могут применят необходимые меры для установления личности нарушителя в пределах предоставленных полномочий, в том числе во взаимодействии с органами внутренних дел на основе заключенных соглашений о взаимодействии (пункт 3 статьи 10 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»).
6. Какие требования по комплектованию маломерных судов предъявляются должностными лицами ГИМС МЧС России
В зависимости от категории сложности района плавания или длины судна, маломерное судно, в том числе не подлежащее государственной регистрации, должно быть укомплектовано спасательными и сигнальными средствами предусмотренными техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» (ТР ТС 026/2012).
7. Какие требования предъявляются к маломерным судам, не подлежащим государственной регистрации
Федеральный закон от 23.04.2012 N 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» внес изменения в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации в части, касающейся требований по регистрации маломерных судов и упростил порядок пользования маломерными судами массой двигателя (в случае установки) до 200 килограмм, включительно и мощностью до 8 кВт включительно.
В соответствии с требованиями Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее — КТМ) и Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее — КВВТ) не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 кг. включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт включительно (п. 1.1. ст. 33 КТМ и п. 1.1 ст. 16 КВВТ).
При плавании на маломерном судне, подлежащем государственной регистрации, на борту судна должны находиться судовые документы: судовой билет (или его копия заверенная в установленном порядке) и судовая роль (ст. 27, 31 КТМ и п. 9 ст. 14 КВВТ).
Также порядок пользования маломерными судами регламентируется Правилами пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 29.06.2005 N 502 (зарегистрированном в Минюсте России 24.08.2005, регистрационный N 6940) (далее — Правила).
В соответствии с пунктом 5 Правил «к управлению маломерными судами, прошедшими государственную регистрацию, допускаются судоводители, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами».
Таким образом, при эксплуатации маломерных судов, не подлежащих государственной регистрации, требования к наличию каких-либо регистрационных документов на судно, а также документов, подтверждающих наличие права управления таким судном действующим законодательством не предусмотрены.
При этом маломерное судно, не подлежащее государственной регистрации должно быть укомплектовано спасательными и сигнальными средствами предусмотренными техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» (ТР ТС 026/2012).
8. Какие статьи КоАП РФ не применяются к судоводителям маломерных судов, не подлежащих государственной регистрации
Поскольку отсутствие у судоводителей маломерных судов, не подлежащих государственной регистрации, регистрационных документов на судно, а также документов, подтверждающих право управления маломерным судном, не является нарушением, в отношении таких судоводителей, не применяются следующие статьи КоАП, находящиеся в компетенции органов ГИМС МЧС России:
статья 11.8 КоАП;
статья 11.8.1 КоАП.
При этом следует отметить, что упрощенный порядок пользования маломерными суднами не подлежащими государственной регистрации не освобождает судоводителей от обязанности соблюдения норм и правил в области общественного порядка, общественной безопасности, охраны окружающей природной среды, рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, контроль которых не входит в компетенцию органов ГИМС МЧС России. При выявлении нарушений указанных норм уполномоченные должностные лица, принимают меры административного воздействия, предусмотренные КоАП, а также законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
9. Как определить массу судна для целей его государственной регистрации
При определении массы маломерного судна следует руководствоваться ГОСТ Р ISO 8666-3:2012 «Суда малые. Основные данные.» В соответствии с указанным стандартом, масса укомплектованного судна должна задаваться вместе с массой наиболее тяжелого мотора (моторов), рекомендованного изготовителем, вне зависимости от того, что изготовитель может установить более легкий мотор и сопутствующее оборудование с массой, установленной стационарной топливной системы, систем управления двигателем и рулевой системы.
При этом для маломерных судов, ориентировочная масса которых около 200 кг, фактическая масса определяется взвешиванием. Взвешивается судно, укомплектованное техническими средствами и минимальным набором средств безопасности.
10. Кто устанавливает ограничения на пользование маломерными судами, на водных объектах Российской Федерации
Полномочиями по введению ограничений на пользование водными объектами, в том числе по ограничению на пользование моторными маломерными судами, а также по установлению ответственности за их нарушение в полной мере обладают органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые, в каждом случае, принимают решения о целесообразности их введения в зависимости от климатических, географических и иных особенностей территории.
Такие требования содержатся в правилах пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в субъектах Российской Федерации, утверждаемых в соответствии со статьей 25 Водного кодекса Российской Федерации.
За нарушение указанных требований уполномоченные должностные лица принимают необходимые меры, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.