1

Проект Закона о безопасности судоходства маломерных судов

Закон о безопасности судоходства маломерных судов

Итак, 23 июня 2017 г.  на всенародное прубличное обсуждение на правительственном сайте, специально для этого предназначенном, был представлен проект Закона О безопасности судоходства маломерных судов и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

В общем и целом, направление мысли составителей документа выглядит правильным и логичным. Что, однако, не исключило  «сырость» в некоторых, довольно значимых, местах. Впрочем, на то он и проект. Давайте пройдёмся по тексту и посмотрим

что нового

Маломерное судно

Видимо судьба данного понятия — постоянно меняться или уточняться. Ну, никак мы не можем прийти к окончательному решению вопроса о том, что же такое маломерное судно (МС). Сейчас это всё, что не больше 20 м и с пассажировместимостью не более 12 человек. И уже это, относительно новое, определение маломерного судна опять не всем нравится: оно-де не совпадает со стандартом, принятым в странах наших некоторых западных партнёров, мол там длина МС до 24 метров. И вот это несоответствие, друзья мои, по мнению некоторых экспертов, даже создает барьеры в торговле. Видимо поэтому теперь в Проекте следующее определение:

маломерное судно – инженерное плавучее сооружение максимальной длиной корпуса не более 24 метров, используемое в целях судоходства маломерных судов

Главное торговля и дружба. Возразить нечего.

Кстати, в проекте Закона впервые дано исчерпывающее определение понятия «судоходство маломерных судов».

Маломерные суда, не подлежащие государственной регистрации

Здесь тоже новшества, которые довольно ощутимо ущемляют интересы владельцев нерегистрируемых лодок. И на профильных рыбо-водных форумах по этому вопросу дружно выражается недовольство. Всё потому что в проекте Закона пункт 2 Статьи 7 «Государственная регистрация маломерного судна» выглядит так:

Не подлежат государственной регистрации маломерные суда, являвшиеся принадлежностью других судов, а также маломерные суда с наибольшей длиной корпуса менее 2,5 м и установленным двигателем менее 8 кВт.

Что такое 2 метра 50 сантиметров? Для наглядности: это высота потолка в среднестатистической квартире в многоквартирном доме. И вот, все что размером от этих 2,5 м и больше предполагается регистрировать.

Т.е. обычная гребная двухместная надувная лодка, например, «Нырок 2-06» длиной 2 м 55 см, которая спокойно переносится в рюкзаке, будет подлежать регистрации в ГИМС. А это значит что на борта этой надувнушки нужно будет нанести 11-значный идентификационный номер + флаг, и эта надувнушка должна будет проходить ТО. Ну а судоводитель этого «большого корабля дальнего плавания» должен быть аттестован на управление данным маломерным судном, т.е. иметь права.

Вообще-то логика в выборе длины, как параметра, который легко проверяется, очевидна и не подлежит сомнению. И я об этом писал и не раз. Но 2,5 метра… Я не верю, что это серьёзно. То, что эта цифра упоминается в некоторых ISO Small Craft совершенно не делают это ограничение обоснованным.

Вообще, простая формула «длина + мощность» хороша при «демократичном» подходе к вопросам регистрации МС. Как, например, в Финляндии, — там все маломерки не больше 5,5 м или с мотором не мощнее 20,4 л.с. не подлежат регистрации.

Когда же мы начинаем «мельчить» с длиной в нашей простой формуле, в сети регистрации попадает всякая смешная мелочь в виде водных велосипедов и даже надувных резиноизделий, приводимых в движение парой дощечек в мускулистых руках.

Поэтому, в таком случае, нужно вводить в формулу новые переменные: предъявлять различным видам маломерных судов (гребным, парусным, моторным) различные требования.

В этом плане мне понравились чёткие формулировки в законодательствах некоторых штатов США. Есть очень много штатов, где ВСЕ моторные лодки подлежат регистрации (нашим фрондёрам на заметку). Однако при этом, в подавляющем числе штатов гребные лодки не нужно регистрировать. Безмоторные парусники либо не регистрируются вообще, либо до определенной длины. Ознакомиться с законодательством США в области регистрации МС можно здесь.

Немного здравого оппортунизма

То что я сейчас напишу многим не понравится. Но тем не менее.

Есть в налоговом праве такой основополагающий принцип — равенство налогообложения.

Давайте вспомним, когда маломерное судно становится объектом налогообложения транспортным налогом. Для этого, согласно  Налоговому кодексу РФ, должны быть соблюдены два условия:

  1. Маломерное судно должно быть зарегистрировано в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 358 п.1).
  2. Мощность двигателя лодки должна быть более 5 л.с. (ст. 358 п.2, пп.1).

Что в действующих правилах «нерегистрируемости» лодок, что в «проектных» применяются два параметра, один из которых мощность двигателя. В обоих случаях она составляет 10,88 л.с.

А теперь представьте такую ситуацию. Два судовладельца, и у обоих лодки с мотором 9,9 л.с. Лодка первого по всем параметрам соответствует определению маломерного судна, не подлежащего регистрации, а вот у второго чуть-чуть не проходит по массе (или длине, какая разница). И получается вот что: эксплуатируя практически одинаковые лодки, один платит налог, а другой нет, т.к. этого делать не должен.

А если, допустим, у второго (у которого лодка д\быть зарегистрирована) установлен мотор 6 л.с., и он платит налог, в то время как  первый катается «нерегистрате» с мотором 9,9 л.с. (который, конечно же, по факту 15 л.с.)  и никакой налог не платит, — тогда как? Можем ли мы здесь говорить о равенстве налогообложения? Вопрос творческий.

Действующие правила регистрации маломерных судов позволяют обойти ограничение 5 л.с. прописанное в ст. 358 НК. Почему так получилось? Да потому что соответствующие части статьи 358 Налогового кодекса совершенно не изменились с тех времен, когда все моторные лодки подлежали регистрации и являлись объектами налогообложения (с двигателями выше 5 л.с.). Составители НК и подумать не могли, что моторная лодка может быть не зарегистрирована «в установленном порядке», но при этом использоваться по прямому назначению без каких либо претензий со стороны надзорного ведомства.

О чём это всё говорит? Есть противоречие в законодательстве, которое можно решить, либо дополнив ст. 358 НК РФ одним простым предложением, либо определив предельную мощность двигателя маломерного судна, не подлежащего регистрации как 5 л.с.

Итого

Учитывая вышесказанное, предлагаю следующую конструкцию:.

Не подлежат государственной регистрации следующие маломерные суда:

1. моторные и парусно-моторные маломерные суда, наибольшая длина которых не превышает 4,2 метра с мощностью установленного двигателя не более 5 л.с.;

2. парусные суда, наибольшая длина которых не превышает 5,5 метра;

3. гребные суда вне зависимости от размеров.

4,2 метра — предел того, что 5 л.с. могут  безопасно, если хотите, «толкать».

Да, 5 л.с. — это вам не 9,9 (которые 15). Но надо честно признать, что эксперимент с 8 квт (10,88 л.с.) потерпел фиаско и может быть отложен до появления сознательного (во всех смыслах) поколения судовладельцев. К тому же есть нестыковки с НК.

Данная формула МС, не подлежащего регистрации, кстати, немного похожа на немецкую: в Германии не нужно регистрировать маломерки с мотором не мощнее 3 л.с., парусники до 5,5 м включительно и всё гребное. Так что, с другой стороны, хоть 5 и не 10,88, но зато и не 3. 🙂

Прочие нововведения

Любое лицо может обратиться в ГИМС и за плату получить выписку из реестра маломерных судов на любое судно.

Уклонение от обязательной государственной регистрации является административным правонарушением.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять за плату освидетельствование маломерных судов. Также они могут быть аккредитованы на аттестацию на право управления маломерными судами, т.е. кроме обучения судоводителей ещё и проводить экзамены.

Зарегистрированные маломерные суда должны иметь на борту, кроме судового билета, свидетельство о годности маломерного судна к плаванию и судовую роль маломерного судна.

Свидетельство о годности — не что иное, как старый добрый талон ТО. Судовая роль — лист бумаги, на котором подробно перечислены все лица, находящиеся на борту МС. Судовая роль нужна только при пересечении судном госграницы РФ или если длительность перехода больше 8 часов. Утверждается судовладельцем.

Интересно, как инспектор ГИМС будет проверять длительность перехода? 🙂  Ну и подпись судовладельца… Может проще и быстрее будет ставить подпись судоводителя? А то вдруг свекровь, на которую записана лодка, заерепенится и не утвердит судовую роль со скандальной невесткой в списке…

Расследованием аварий маломерных судов занимается ГИМС, включая аварии маломерных судов, не подлежащих государственной регистрации. В случае аварии судовладелец (судоводитель) обязан информировать об этом ГИМС.

Судоводитель обязан

оказывать первую помощь пострадавшим в авариях маломерных судов, людям, терпящим бедствие на водных объектах, за исключением случаев, могущих повлечь угрозу жизни и здоровья людей, находящихся на борту маломерного судна и безопасности самого маломерного судна.

Судовладелец обязан обеспечить несение флага на МС, подлежащим регистрации.

Новые права

Удостоверение на право управления МС переведено на английский язык. Действует 10 лет с момента выдачи. Если просроченные права вы не заменили в течение 3 лет после окончания их срока действия — пожалуйте на экзамен.

Типы маломерных судов с обозначениями:

  • S — парусное судно;
  • M — моторное судно;
  • VC — гидроцикл;
  • SC — судно особой конструкции.

Районы плавания маломерных судов:

  • IV — водные объекты;
  • IVV — внутренние водные пути Российской Федерации;
  • 6NM — водные объекты в пределах внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации в пределах шестимильной зоны от исходных линий;
  • 20NM — 20 миль от берега;
  • 50NM — 50 миль от берега;
  • UA — неограниченный район.

Что не найдено в проекте закона

Возраст юного судоводителя

Права на маломерные суда можно получать с 18 лет. Но есть моторные лодки, на которые не надо иметь права. И тут не урегулирован вопрос: с какого возраста можно управлять маломерным судном, не подлежащим регистрации? А ведь это напрямую связано с безопасностью судоходства МС.

И всё же о правах

Лодки, не подлежащие регистрации, никак не ограничены в районах плавания, могут пересекать судовой ход и т.д. Причем, т.к. документов на право управления таким судном не требуется, судоводитель такого МС, может абсолютно не знать правил плавания, что повышает риск создания им ситуаций, угрожающих безопасности судоходства на акватории.

Данный вопрос также никак не урегулирован. В такой ситуации для «нерегистратов» представляется обоснованным установление ограничений внутри района плавания (например, предельного расстояния удаления от берега) с установлением запрета на пересечение судового хода МС, судоводители которых не аттестованы на управление соответствующими типами маломерных судов.

Опасное судовождение

В ПДД с 2016 года существует понятие «опасное вождение» с исчерпывающим определением. За подобное нарушение предусмотрена административная ответственность.

Правила пользования маломерными судами такого понятия не содержат. Только неопределенные фразы про безопасность. Однако многие, думаю, не понаслышке знают, что вытворяют некоторые «судоводители» на воде. Нормы, предполагающей ответственность за опасное судовождение нет.

В целом проект Закона, за исключением параметров лодок не подлежащих регистрации, у меня не вызвал серьезных возражений. А то, что, на мой взгляд, требует изменений и доработки я перечислил.

7 футов!

Боцман

Подписаться
Подписаться на

1 Комментарий
сначала старые
сначала новые
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии
Дмитрий
27.04.2018 14:53

Считаю применение длины как основного показателя при регистрации разумным.

Помимо аспектов регистрации, есть еще аспекты технического регулирования ТР ТС 026/2012 «О безопаспности МС». Почему бы не привести нормы законодательства согласно этому документу? Тут есть деление на суда до 6 м и свыше 6 м.

Далее действительно важно отделить гребные и парусные лодки в отдельную категорию — они менее опасны чем моторные. Моторные можно регистрировать уже с 4 м. с моторами свыше 8 кВт — вполне разумно.

А вот гребные и парусные, где мотор это по сути движитель «на всякий случай» и важен как аспект безопасности (опять же до 8 кВт) — их можно вообще не ставить на учет с длиной до 6 метров.

Гребные лодки — обычно узкие и длинные, Парусные лодки до 6 метров не могут в основном нести серьезное парусное вооружение, а значит и регистрации могут не полежать.

В общем, норму по 8 кВт я бы сохранил, просто чтобы сохранить правила игры. Люди купили моторы по 10 л.с. на свои небольшие лодки, а тут вдруг окажется что нужно ставить их на учет! Теперь по длине если проходят, даже если лодка-то учету не подлежит. Нельзя игнорировать права этих людей, поскольку они точно будут против. Резких движений должно быть меньше в таких вопросах.

Далее вопросы без ответов:
Лодки до 100 кг не только ведь учету не подлежали а еще и сертификации по ТР ТС тоже! Как их ставить на учет если сертификата нет, а длина больше??? «Отказное» письмо денег стоит!

Лодки до 200 кг учету не подлежали, но подлежат Сертификации (т.к. более 100 кг)! И как интересно будет выглядеть процесс сертификации Б/у лодки массой например 150 кг. если заданная в новом законе длина будет означать ее обязательную регистрацию в ГИМС (а без копии сертификата по ТР ТС ГИМС лодку не примет)??? Лаборатория по Сертификации на всю страну всего 1 и та в СПб.