В ГИМС, все в ГИМС или 101-ый раз о регистрации лодок

снова о регистрации лодок

Данная статья предназначена тем, кто не может решить подлежит ли его лодка регистрации или нет.

Удивительно насколько данная тема живет и процветает в сообществе людей-лодочников. Вроде все разложено сто раз по полочкам, но, тем не менее, вопросы с общим паттерном «А нужно ли регистрировать мою лодку?» возникают в «общалках» с изрядной периодичностью.

Jack-in-a-box

Если вы читаете форумы, то вам, конечно, знаком следующий сценарий.

Человек (как правило, новый) задает вопрос, должен ли он регистрировать лодку, если с мотором она весит чуть меньше 200 кг, а вот если поставить ПЛМ мощнее, то она за два центнера уйдёт на весах… Ведь ГИМС пишет гражданам, что если есть на свете такой мотор, с которым лодка вывесит за 200 кг (и который разрешено ставить), то регистрировать её надо. На ГОСТ ссылается…

На любом известном форуме всё время в засаде таится группка людей, которая, немедленно включается в дискуссию и начинает горячо убеждать топикстартера, что ГИМС не права́ и ничего регистрировать не надо.

Трезвомыслящая (во всех смыслах) часть публики в ответ обращает внимание на тот факт, что с мнением государственного органа, уполномоченного надзирать за акваторией, так или иначе имеет смысл считаться.

В конечном итоге, первоупомянутая группка в лице своих особо интеллектуальных и тонко-воспитанных представителей объявляет людей-лодочников, не желающих идти на конфронтацию с ГИМС, «терпилами», «лохами» и прочими «прогибающимися». Далее все дело сводится к клавиатурному пикированию вдалеке от вопроса ТС.

Таков сценарий дискуссий «в этих ваших интернетах» на данную тему. Узнали?

К сожалению, читая годами подобные обсуждения на известных профильных форумах, я пришел к выводу, что они [обсуждения] бесполезны. Нет, конечно, такие острые темы всегда лакмусовые: ведь по тому, как человек ведет себя в интернете можно сделать вывод из чего он, в общем-то, «в реале» сделан.

Вот только обоснованного ответа на заданный вопрос по поводу регистрации в этом потоке ругани Боцман с «Русской Лодки» не встречал.

Поэтому давайте здесь спокойно попробуем разобраться, как же всё-таки лучше поступить в таких двойственных ситуациях с регистрацией\нерегистрацией небольших лодок, умеющих ездить под мотором 9.9 л.с.

Что делать или моё к этому отношение

Законодателем чётко определены плавсредства, которые НЕ подлежат государственной регистрации: — это суда массой до 200 кг. включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт (10,88 л.с.) включительно (п. 1.1. ст. 33 КТМ и п. 1.1 ст. 16 КВВТ).

Однако, ГИМС МЧС РФ придерживается мнения, что под массой судна нужно считать массу укомплектованного судна (МУС). Понятие МУС дано в ГОСТ 8666-3:2012, согласно которому:

масса укомплектованного судна должна задаваться вместе с массой наиболее тяжелого мотора (моторов), рекомендованного изготовителем, вне зависимости оттого, что пользователь может не устанавливать мотор или установить более легкий мотор и сопутствующее оборудование, с массой установленной стационарной топливной системы, систем управления двигателем и рулевой системы.

В обоих кодексах, КВВТ и КТМ, употребляется понятие «масса судна», и почему под ним должна подразумеваться именно МУС абсолютно не понятно. Таким образом, обоснованность требований ГИМС в этой части является сомнительной.

Два пути

Итак, представим, что Вы обладатель какой-либо лодки весом 150 кг, согласно заводской табличке, с установленным на ней мотором Yamaha 9.9 GMHS весом 36 кг. По паспорту на лодку допускается установка двигателя мощностью до 30 л.с. включительно.

  1. Согласно КВВТ ваша лодка не подлежит государственной регистрации: 150+36=186 (кг), а 186<200.
  2. По мнению ГИМС МЧС, ваша лодка подлежит государственной регистрации в установленном порядке, так как масса лодки – это не что иное как масса укомплектованного судна, которая должна учитываться с самым тяжелым мотором, разрешенным к установке (ГОСТ 8666-3:2012). Даже самая лёгкая «тридцатка», TohatsuM 30 S, весит 51 кг, не говоря уже о самом тяжелом моторе. Таким образом, с мотором мощностью 30 л.с. ваша лодка весит больше 200 кг.

Ситуация двоякая и путей у вас тоже два.

Путь самурая

Ничего не регистрировать. При наличии вопросов со стороны патрульной группы ГИМС цитировать пункт 1.1 статьи 16 КВВТ.

Этот путь достоин уважения и восхищения, особенно если вы готовы нести следующие издержки:

  1. 2000-3000 руб. — за управление судном, незарегистрированным в установленном порядке (18.1·3·КоАП);
  2. 1000-3000 руб. если нет, к тому же, и прав (18.1·2·КоАП);
  3. От 12000 до 28000 руб. за «услуги» коммерческой штрафстоянки (при наличии), — в зависимости от региона.

По поводу пункта 3 в списке издержек. Напомню, что (с января 2018 года) при управлении маломерным судном, подлежащим государственной регистрации,  но не зарегистрированным в установленном порядке, судоводитель отстраняется от управления, а судно отправляется на специализированную стоянку. 

Естественно, после таких нововведений появились коммерческие штрафстоянки. Мой город не стал исключением. У нас ценник самого недолгого пребывания на такой «элитной» стоянке составляет  для лодок без регистрации 25000 руб. (суммарно: транспортировка+хранение+слип). Это при условии, что вы забрали свою лодку в течение нескольких часов после задержания.

Естественно, при осознании своей правоты, вам нужно идти в суд, который вы, возможно, выиграете.

Однако, кроме материальных издержек на «пути самурая» вас ждут потерянный день и испорченное настроение. В чем это всё измерять решайте сами.

Также необходимо учитывать, что инспектор действует соответственно установкам от начальства, в том числе письменным, пришедшим из МЧС РФ. Он «прикрыт» служебной бумагой, так что пугать его какими-то последствиями Ваших жалоб, вплоть до ООН 🙂 , может оказаться бесполезно.

Маленькая ремарка. Путь самурая является таким тогда и только тогда, когда ваша ГИМС придерживается «теории МУС» и «самого тяжёлого мотора». В противном случае это

Путь здравого смысла

Мне не нужны проблемы (С).

Это первое о чем подумает любой здравомыслящий человек, имея дело с подобной дилеммой. Пусть нежелание конфликтовать с ГИМС выглядит как некий конформизм, но, с другой стороны, ваши лишения на героическом пути борьбы за Право оценят только пять человек на форумах. И что же, стоят они того? 

Решать вопрос надо обдуманно и спокойно.

Для начала нужно выяснить позицию именно вашей, местной ГИМС, в отношении того подлежит ли ваша лодка регистрации. Тут потребуется подождать некоторое время, но в межсезонье, это, согласитесь, не имеет большого значения.

Устный ответ ГИМС вам не нужен, его «на воде» инспектору не предъявишь. Да и зачем терять время на поездку, если можно обратиться в ГИМС письменно, через интернет? У каждого регионального подразделения имеется сайт, где есть интернет-форма для обращений граждан.

Вы должны задать конкретный вопрос по поводу именно вашей лодки. Укажите модель, паспортные характеристики, марку, модель, мощность и вес установленного мотора и далее спросите, подлежит ли эта лодка регистрации. Укажите свой действительный почтовый адрес.

Если ответят, что ваша лодка не подлежит регистрации, кладете в пакет это письмо и возите с собой, на случай встречи с инспектором-адептом теории МУС.

Если ваша ГИМС ответит, что регистрировать лодку надо, — идите и регистрируйте. Можно, конечно, и дальше ничего не делать и спокойно кататься, но вряд ли это хорошо стыкуется со здравым смыслом, если только вы не вознамерились сделать репортаж для YouTube с  водной штрафстоянки от первого лица 🙂 . Не забудьте только поделиться с Боцманом, как с автором идеи,  когда будете грести деньги за просмотры 🙂 . 

Заметьте, после того как лодка будет зарегистрирована, вам никто не помешает обратиться в суд с иском об отмене государственной регистрации в силу того, что ваше маломерное судно регистрации не подлежит. 

Если суд проиграете, что ж, значит шансов у вас не было и вы правильно сделали, что согласились с требованиями ГИМС и сначала зарегистрировали свою лодку.

Если же выиграете, вас будут уважать все: семья, друзья, ГИМС, прогрессивная водномоторная  интернет-общественность, а главное — вы сами 🙂 .

Вот этим и отличается путь здравомыслящего человека, которому не нужны лишние проблемы. Также, как и на «пути самурая», с гордостью отстаиваете  свои права через суд, — вот только без штрафстоянок, потерянных (возможно навсегда) денег и испорченных выходных.

Итого

У каждого человека оценка ситуации своя. Описанные пути решения  вопроса имеют свои рациональные стороны. К тому же инспектор может и не пойти на крайние меры, видя, что вопрос спорный.

Словом, если вы уверены, что никаких нежелательных последствий не будет, судоходствуйте на здоровье. Но в ГИМС позвонить (хотя бы) не помешает.

Так что думайте сами, решайте сами.