Вы самый дисциплинированный и умелый судоводитель, не нарушающий ничего и не пьющий ничего крепче кефира? Вы регулярно проходите ТО и ваше судно всегда оснащено по нормам снабжения? И при этом вы уверены, что ГИМСу вас не за что штрафовать? Вы можете ошибаться.
Полгода эта статья прожила в «резервации» для черновиков, т.к. я полагал, что актуальность рассматриваемой проблемы не «зашкаливает». Однако посетитель Александр, написавший комментарий на сайте, затронул этот вопрос, а значит есть смысл его рассмотреть.
Суть вопроса
В общем, это не новость, что судовладелец обязан сообщать в госорган, осуществляющий регистрацию, если что-то у него изменилось в паспорте.
Кодекс торгового мореплавания РФ:
О любом изменении сведений, подлежащих внесению в реестр судов, собственник судна обязан сообщить в орган, осуществивший государственную регистрацию судна, в течение двух недель со дня, когда ему стало известно о таком изменении. 19·7·КВВТ РФ
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ:
О любом изменении сведений, подлежащих внесению в Государственный судовой реестр, Российский международный реестр судов, реестр маломерных судов или бербоут-чартерный реестр, собственник судна или фрахтователь судна по бербоут-чартеру обязан сообщить в орган, в котором зарегистрировано судно, в течение двух недель со дня, когда им стало известно о таком изменении. 41·КТМ РФ
Невыполнение данного требования является административным правонарушением:
…невыполнение собственником или фрахтователем соответствующего судна… обязанности по информированию органа, осуществившего государственную регистрацию судна, об изменении сведений, подлежащих внесению в реестр судов Российской Федерации, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. 19.22·2·КоАП РФ
Раньше, до 17-го года (этого века), ГИМС как-то закрывала глаза на это «неинформирование», — люди покупают-продают квартиры, паспорта восстанавливают-меняют, — дело житейское. Но сейчас граждан начали привлекать к ответственности за это. В интернете появились фото протоколов вроде этого:
Собственно на этом можно было бы заметку и заканчивать. Сменил паспорт или переехал — дуй в ГИМС — две недели у тебя, чтобы добежать. Не успел — с тебя полторы тысячи, на первый раз.
Но есть мнение, что оштрафуют если зачем-то придешь в ГИМС в течение двух месяцев после истечения этих двух недель. А если придёшь позже, то ответственность миновала, и ты чист перед КоАП.
Вот это мнение и озвучил Александр в своем комментарии. Привожу его полностью.
Сроки давности привлечения к административной ответственности определены ст. 4.5 КоАП РФ., где указано, что Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Одна из самых важных статей КоАП — 24.5 «Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении». Согласно этой статье Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из предусмотренных в ней обстоятельств.
Пунктом 6 части 1 данной статьи предусмотрено обстоятельство — истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.Но правонарушения бывают длящимися и тогда днём совершения будет считаться день выявления такого нарушения.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 14 своего постановления от 24.03.2005 N 5 разъясняет:
«… длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.»
там же Пленум обращает внимание, что
«…такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.»
Соответственно, наш случай не является длящимся.Теперь о реалиях нашей жизни:
Из опыта общения с государственными органами, осуществляющими всяческий учёт (ГИБДД, военкоматы) я хорошо знаю, что они пренебрегают глубокими познаниями в административной практике и всегда составляют протоколы при истёкших сроках. Конечно этот вопрос они не поднимают, делают это «на шару».
Во всех известных мне случаях предъявления им текста указанного постановления Пленума вопрос о возбуждении дел сразу снимался.
И Постановление ВС, которому 12 с лишним лет, и эти вопросы с протоколами за просрочку от различных контрольно-надзорных ведомств (не только ГИМС или ГИБДД) — всё это Рунет давно жует и переваривает. Тем не менее Александру большое спасибо от Боцмана с Русской Лодки за время, потраченное на дельный комментарий.
И всё-таки, не нарушайте. А то вдруг переехали, а в ГИМС не пошли. Через месяц деньги на ремонт кончились, ещё через неделю с нашли покупателя на лодку пришли с ним в ГИМС и бац — «минус полторы»!
Семь футов!
Конечно, хотелось бы отметить, что расписывая портянку по этому вопросу я не преследовал цель ухода от ответственности, а руководствовался внутренним идеализмом. Всё должно быть правильно — я соблюдаю правила и государство соблюдает правила.
Писал практически на бегу несколько сумбурно. Если будут вопросы или замечания — нужно обсуждать. Но, надеюсь, эта тема не будет популярной.