Услуги штрафстоянок дорожают

Тарифы на перемещение и хранение задержанных маломерных судов в некоторых регионах могут повыситься многократно.

И снова штрафстоянки

Веяние времени

Рано говорить о тренде, но его появление, вполне вероятно. Судите сами.

С 2018 года в г.Санкт-Петербург тариф на перемещение задержанных маломерных судов составляет 20000 руб. за одно маломерное судно (Распоряжение от 13 декабря 2017 года N 175-р Комитета по тарифам Санкт-Петербурга). Плата за хранение МС, правда, не столь впечатляюще высока и составляет 21 руб\час за всё, что длинной до 10 метров и 41 руб\час за всё, что свыше.

В Самарской области процесс тоже не стоит на месте. Там пока только планируется установить тариф за перемещение задержанного маломерного судна на спецстоянку в размере 17716 руб., что в 19,68 раз больше действующего тарифа (900 руб.). Об этом сообщил интернет-русурс «Волга Ньюс» со ссылкой на региональное издание «Самарское обозрение».

Кроме того в данном регионе планируется увеличить до 186-435 руб. (т.е. минимум десятикратно) почасовой тариф за хранение задержанных маломерных судов на специализированной стоянке.

Подобные новости вполне ожидаемы и предсказуемы. Будем смотреть правде в глаза – повышение стоимости «услуг» не в последнюю очередь направлено на принуждение «уклонистов» от государственной регистрации маломерных судов к проявлению гражданской сознательности.

Штрафстоянки в борьбе за правосознание судоводителей

Проблема ухода владельцев маломерных судов с мощными двигателями и гидроциклов от уплаты налогов путем снятия своего плавсредства с учёта в ГИМС (или «непостановки» на учёт) существует уже не первый год.

Оставим за скобками вопрос об оптимальном размере транспортного налога. Главное, что владельцу большой лодки\катера или гидроцикла, до недавних времен, экономически целесообразнее было заплатить штраф 1000-1500 руб., даже несколько раз в год, нежели регистрировать своё маломерное судно в ГИМС и платить налог в виде пяти-, а то и шестизначных сумм. И конечно нашлось немало граждан, заключивших сделку с совестью по экономическим соображениям 🙂 .

Ясно, что бесконечно долго такая ситуация сохраняться не могла. Все, все, все прекрасно понимали, что рано или поздно незарегистрированные лодки и катера начнут отправлять на штрафстоянки.

Борьба снаряда и брони

С 2017 года в РФ действуют новые Правила государственной регистрации маломерных судов, согласно которым желание владельца просто так взять и снять с учёта свою лодку перестало считаться законным основанием для снятия с учёта. Стало невозможным также без причин «выписать» мотор из судового билета. Данные новшества частично решили, проблему. Однако по-прежнему отсутствовал механизм, предотвращающий уклонение владельцев от регистрации своих новых, не числившихся ранее в Реестре  судов, а также любых приобретенных  моторов.

Осенью 2017 года Минтранс РФ предлагал внести поправки в КоАП РФ, увеличивающие в 10 раз штрафы за основные нарушения для судоводителей. От этой инициативы было решено отказаться (пока).

Вместо этого в конце декабря 2017 г. Госдума принимает поправки в КоАП, увеличивающие штрафы за нарушения на водном транспорте в два раза. Размер штрафа за отсутствие регистрации возрастает, таким образом, до 2-3 тыс. руб. Кроме того, суда, подлежащие государственной регистрации, но не зарегистрированные в установленном порядке, теперь перемещаются на специализированные стоянки до устранения причины задержания. «Устранение причины задержания» в виде забирания незарегистрированной лодки со штрафстоянки на прицепе «по суше» — это вопрос весьма и весьма творческий, даже если (и когда) он технически осуществим. Посмотрим, каковы будут установки ГИМС по поводу него.

Эффективность взаимодействия ГИБДД и частных штрафстоянок демонстрируется не первый год. Заодно доказано, что перспектива вызволять свою машину со специализированной стоянки за, например, неправильную парковку великолепно стимулирует правосознание автолюбителя. Видимо пришла пора и ГИМС перенять опыт сухопутных коллег.

Цена оказанной услуги

Разница в содержании автомобильной стоянки и марины (стоянки водного транспорта) значительна. Последняя подразумевает наличие более сложной инфраструктуры, технической оснащенности. Нужен транспорт для буксирования маломерных судов, транспорт для помещения их на берег для хранения на суше (такой вид хранения должен быть предусмотрен). Квалификация персонала должна быть выше квалификации спящего в будке у закрытых ворот сторожа-пенсионера, да и персонала должно быть больше. Риск кражи лодки или мотора в разы выше, нежели риск кражи автомобиля со стоянки. Я еще ничего не сказал про «приятные» хлопоты, неизменно сопровождающие водопользование.

Таким образом сравнивать стоимость «услуг» специализированной автомобильной и специализированной водной стоянки просто некорректно. Являются ли питерские тарифы и тарифы, которые планируют установить в Самарской области на перемещение задержанных маломерных судов правдоподобными? Всё зависит от размеров судна, расстояния на которое оно перемещается и времени затраченного на такое перемещение и постановку на хранение. Фиксированный тариф ничего из перечисленного не учитывает: что надувной РИБ, что «Байланер»; что на километр, что на двадцать километров – получается всё едино. Поэтому, не удивлюсь, если вдруг окажется, что  число злостных нарушителей окажется обратно пропорциональным расстоянию до штрафстоянки.

Итак, как видим, перегиб наличествует. Но даже если установить тарифы, исходя из нулевой рентабельности частной штрафной марины, они, вкупе со штрафами, все равно будут ощутимы для судоводителя. Как мне кажется, в этом и заключается идея по допстимуляции правосознания некоторых не до конца сознательных владельцев плавсредств. Тут и КоАП сильно ужесточать не надо, — всё можно быстро и в любую сторону менять на уровне региона. Гениальность, как всегда, в простоте.

Словом, следите за своими местными новостями. Успешный опыт всегда перенимается.

Побочные эффекты

С некоторыми оговорками, я считаю оправданной идею отправлять уклонистов от госрегистрации на «элитные» стоянки по путёвке ГИМС. Особенно тех, которые, судя по стоимости плавсредств, вполне могут себе позволить эту роскошь. А что касается отправления на штрафстоянку, как меры принуждения к трезвости судоводителей, то тут я безоговорочно «за».

Но вот как быть с теми кто не зарегистрировал лодку, чистосердечно полагая, что ее не нужно регистрировать?

Не так давно ГИМС говорила, что если лодка плюс её мотор весят не больше 200 кг, то регистрация не нужна. И вот люди-владельцы таких комплектов катаются без регистрации. А тем временем ГИМС находит правильный ГОСТ, который открывает тайну самого тяжелого мотора, который можно установить, и с которым, оказывается, и надо считать вес лодки (будучи он хоть 100 раз по факту не установлен). Справедливо ли наказывать минимум на 22-25 тыс. руб. человека, который был не в курсе свежих установок ГИМС или что-то пропустил во вновь открытых там же законах физики? Тем более, что «нерегистраты» покупают не самые обеспеченные граждане.

Еще один момент. Согласно новому КоАП, управление судном, имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, влечет за собой отстранение судоводителя от управления данным судном и помещение его [судна] на специализированную стоянку. К таким неисправностям относится, в числе прочего, несоответствие фактического оснащения (оборудования) судна, указанному в судовом билете (подробнее см. здесь).

Например, у меня в судовом билете, кроме всего прочего, предписано иметь багор, но его нет. И вот теперь мне надо либо искать багор, либо, с этого сезона, ездить в статусе потенциального клиента штрафстоянки. Теперь представляете сколько народа, который «не в курсе» теперь перейдёт в разряд «потенциальных»? Надеюсь, у инспекторов ГИМС хватит благоразумия и простой человечности не создавать людям большие проблемы из-за подобных мелочей.

Итого

Борьба с за регистрацию оправдана и неизбежна. Но, с другой стороны, сейчас сложилась ситуация, когда по формальным признакам, за незначительные нарушения в виде мелких несоответствий оснащения судна тому, что указано в судовом билете, появляется вероятность расстаться с приличной суммой денег. Не говоря уже об испорченном отдыхе. Такие же неприятности могут ожидать судоводителей, которые не узнали вовремя, что их лодка стала вновь подлежать регистрации.

Разумеется, ощутимый вклад в появление данной проблемы внесли судоводители умышленно не выполнявшие очевидную обязанность по государственной регистрации своих плавсредств. Ведь меры, предпринятые против них, рикошетно могут затронуть вполне законопослушных граждан.

Стоит признать, что размер транспортного налога, особенно в некоторых регионах, велик. При этом не учитывается ни рыночная стоимость самой лодки, ни её возраст. Практически нет льгот для пенсионеров или малообеспеченных граждан (за два Вихря-25 платят столько же сколько за импортный мотор с мощностью 50 л.с.). Нет чёткого обоснования периодического, порой кратного,  повышения транспортного налога на водный транспорт. Всё перечисленное – повод для водномоторной общественности законно апеллировать к региональному законодателю. Однако вместо этого в интернет во всеуслышание некоторыми гражданами обсуждались совсем другие рецепты «оптимизации затрат». При этом многие понимали что, в конце концов, последует в качестве «ответной» меры. И это мера, конечно же, последовала — штрафстоянка. Следующий шаг, — дорогая штрафстоянка, кое-где уже сделан.

Семь футов!