0

Сравнивает ли ГИМС договора при постановке судна на учёт?

Суть вопроса

Речь пойдёт о ситуациях, когда ДКП, по которому лодка ставится на учет не совпадает с договором, по которому судно с учета выбыло.

Снятие лодки с учёта, чтобы не платить транспортный налог

Разные ситуации бывают. Представим некоего гражданина Иванова, который обеднел, оскудел, и нет у него теперь денег на лодочную стоянку, бензин и прочие прелести, сопутствующие эксплуатации лодки. Поэтому, в ближайшие год-два решил Иванов сделать горькую паузу в своей водномоторной карьере, — т.е. не пользоваться лодкой.

А чтобы не платить транспортный налог за то, чем не пользуешься логично этот объект налогообложения снять с учёта.

Однако с 2017 года просто по желанию маломерное судно из реестра МС не исключишь. Нужно желание документально обоснованное. Поэтому лучший друг Петров соглашается подписать бумажку под названием ДКП лодки, чтобы Иванову было что показать в ГИМСе.

Итак, Иванов отправляется в свою ГИМС и снимает лодку с учета.

Естественно сделка остается только на бумаге, т.к. всё это — «липа» по дружбе. При этом добрая душа Петров и не подозревает какую свинью, возможно, подкладывает ему приятель.

Дело в том, что маломерное судно, согласно статье 130 Гражданского кодекса РФ является недвижимостью. И как в отношении любой недвижимости, право распоряжаться ею (в данном случае право продажи) возникает с момента её государственной регистрации. Для маломерных судов некоммерческого использования органом государственной регистрации является ГИМС МЧС РФ. Подробнее см. здесь.

Годы на берегу пролетели быстро, и настала светлая полоса в зебре жизни Иванова. Он опять разбогател, забурел (С) и снова решил ездить на лодке.

И вот пошел наш герой в ГИМС с погашенным судовым билетом повторно становиться на учёт. «Э-э-э, минуточку, — говорит ему добрая женщина в окошечке приема документов через несколько часов, — лодка не Ваша, а Петрова, — уж два года как».

Обломавшийся с регистрацией горе-оптимизатор транспортного налога идёт к Петрову, дабы обрадовать того  приятной новостью по поводу грядущего прохождения им процедуры постановки ивановской лодки на регистрационный учёт.

Ведь по закону у Иванова нет других путей снова вернуть лодку в своё законное владение кроме как… купить ее у Петрова. А Петров, в свою очередь, чтобы продать лодку сначала должен зарегистрировать ее в ГИМС (почему — см. выше).

И зачем же нужны эти приятные хлопоты человеку, который всего-навсего помог корешу, черкнув подпись на двух бумажках?!

Так что если кто-то когда-то предложит Вам, при свете факелов дружбы, подписать подобный фиктив для ГИМСа, сначала хорошо подумайте. Или будьте готовы потратить один рабочий день, оформляя на себя маломерное судно, к которому Вы не имеете никакого отношения.

Реальная продажа лодки

Ну, а здесь-то каким образом ДКП не совпадут, спросите Вы? Чего ты выдумываешь опять, Боцман?

А вот бывает, что не совпадает и при реальной продаже! И тут неудобства могут настичь  совершенно добросовестного, но неосведомлённого и доверчивого покупателя.

Есть люди, которые зарабатывают на хлеб (с маслом) перепродажей лодок и катеров. Как правило они не регистрируют свой бизнес, а раз так обязаны, как и все физлица, перед перепродажей регистрировать маломерные суда на себя.

Разумеется платить госпошлины и тратить время на поездки в ГИМС (какие бы не были там тёплые отношения) — расцениваются ими как лишние издержки.

Поэтому чаще всего перекупщик идёт по простому пути: просит продавца подписать другой договор, — с его [перекупщика]  клиентом.

Если продавец имеет привычку совершать нелогичные, необдуманные вещи, он идёт навстречу и подписывает ещё один ДКП. Но ведь его первоначальный договор со скупщиком остался в ГИМС, как основание для исключения лодки из реестра маломерных судов.

И это становится проблемой клиента «перекупа»: он имеет риск нарваться на отказ при подаче в регистрации в ГИМСе, — там увидят что по ДКП лодка снята с учета по договору с другим лицом и отправят  путешествовать дальше в посках справедливости.

В принципе всё утрясется, покупатель разыщет перекупщика и принудит его к регистрации. После чего будет нарисован нужный ГИМСу договор. Но этому покупателю зачем лишний день терять в очередях, я уж не говорю о таскании лодки в ГИМС?

Теория и практика

Я продавал может и не очень много водномоторного, по сравнению с фанатами истыми, но каждый раз отдел регистрации ГИМС забирал у меня копию договора. Зачем?

Давайте читать документы

Законодательная база.

Документ, на основании которого возникает право собственности является правоустанавливающим документом. В рассматриваемых нами случаях правоустанавливающий документ — это договор купли продажи маломерного судна.

Пункт 2 статьи 18 Кодекса внутреннего водного транспорта гласит:

Проверка юридической силы представленных для государственной регистрации судна правоустанавливающих документов проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию судна.

Таким образом на ГИМС возложена обязанность проверять договора.

Но имеет ли она возможность сравнить договор на основании которого судно исключено из реестра с ДКП, по которому оно вписывается в реестр?

На этот вопрос дается ответ во внутреннем документе МЧС под названием «Организационно-методические указания по применению административного регламента МЧС России предоставления государственной услуг по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России». В пункте 7 данной методички говорится:

На каждое вновь зарегистрированное судно в подразделении ГИМС должно быть заведено дело (пункт 7 Правил) в виде офисной папки в которую подшиваются все поданные документы, и копии выданных документов, актов освидетельствований судна, а также заявления лиц, получивших выписку из реестра маломерного судна. Кроме того, рекомендуется подшивать в дело фотографии судна в разнообразных ракурсах с различимыми идентификаторами и номерами.
Дело должно храниться в местах недоступных для посторонних, в условиях, обеспечивающих предотвращение уничтожения, блокирования хищения и модификации.
Через 5 лет после исключения судна из реестра маломерных судов, дело может быть списано в архив. В случае если маломерное судно регистрируется новым собственником в ином органе регистрации копии документов из дела могут быть переданы в новый орган регистрации по их запросу.

Как видите, после снятия с учета маломерного судна, его дело остается в ГИМС ещё 5 лет, и в этом деле хранятся все поданные документы. Договоры тоже относятся к таким документам, поэтому хранится в деле. Соответственно сравнить ДКП возможность есть.

Что касается формулировки для отказа в регистрации в случае не совпадения реквизитов договоров, — она четко прописана п. 1 ст. 46 Кодекса торгового мореплавания:

правоустанавливающий документ о судне свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на судно

Точно такая же, — слово в слово, формулировка содержится в пунтке 38 Административного регламента МЧС РФ предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС РФ.

Попросту говоря, возвращаясь к примеру с Ивановым, существует договор, свидетельствующий о том, что у нашего Иванова нет прав на судно, т.к. оно принадлежит Петрову по договору купли продажи.

Далее. Смотрим Приложение № 1. Реестр маломерных судов к Правилам регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России.

В пункте 11 «Сведения об исключении судна» есть графа «основания исключения судна» — с приличным свободным местом для заполнения данными. Понятно, что если основанием является договор, то туда должны быть внесены его реквизиты.

Ну, а как на деле?

В интернет-болталках некоторые докладывают о случаях, когда ГИМС не смотрит на договора или закрывает глаза на то, что они разные.

Что тут сказать?

С одной стороны я не знаю насколько можно доверять источникам, пишущим в местах где можно писать всё, что в голову придёт и в неограниченном количестве.

С другой стороны, лично я не знаю наксолько точно и безукоснительно следуют букве закона сотрудники отделов регистрации в ГИМС на местах при анализе договорного творчества судовладельцев.

Законные основания для сверки договоров я перечислил.

Можно, конечно задать, соответствующий вопрос через портал МЧС , но зачем? Ответ же  очевиден: «Да, смотрим, да, проверяем». Пустая трата времени, — моего и чиновничьего.

Однако для интереса я решил спросить об этом в менее официальной обстановке, а именно в группе ВКонтакте одной из региональных ГИМС:

Вопрос по договорам

 

Ответа не последовало, и через 3 дня Боцман, поняв всю неуместность своего интереса, удалил этот проигнорированный коммент

Итого

Нет никакой необходимости сочинять договора специально для снятия маломерного судна с учета ради налоговой оптимизации. Тем более, что могут возникнуть вышеописанные неприятности при повторной постановке на учет. Проще выписать мотор из судового — для этого (сейчас) ДКП не нужен.

Что касается реальных покупателей, то им имеет смысл при заключении сделки по возможности избегать ситуаций, когда Вам предлагают подписать ДКП явно не с тем лицом, которое первоначально представлялось как продавец.

Боцман

Подписаться
Подписаться на

0 комментариев
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии