Салют-480. Итоги 4-хлетней эксплуатации

Время летит, — моему Салюту уже 4 года.

Салют-480 под тентом

Вы знаете, чем хромают отзывы о лодках от их владельцев? Необъективностью. Мы глядим на свои лодочки сквозь розовые очки. И поэтому идеализируем их.

А мог бы я о своей лодке не предвзято написать? Ну почему нет? Опыт эксплуатации есть, намерение быть объективным тоже есть.

О Салюте-480 здесь уже написано много. Кому интересно можете прочитать о моих первых впечатлениях от этой лодки, и статьи о моём опыте эксплуатации Салюта-480 с мотором 40 л.с. и мотором 60 л.с..

Если Вы, дорогой друг, читали литературу по гидродинамике и судостроению, то наверняка знаете, что любая небольшая лодка — это компромисс. Нельзя сделать её хорошей абсолютно во всём. Любой плюс в чём-то почти стопроцентно обуславливает проигрыш в какой-то другой характеристике.

Попробую иллюстрировать эту мысль на примере лодки Салют-480 в его классической или, как ещё говорят,  капотной компоновке и в комплектации «трансформер».

Из плюса — в минус, из минуса — в плюс

Начнем с корпуса.

Геометрия и гидродинамика

Лодка имеет умеренную килеватость на транце — 11°, незначительно увеличивающуюся к миделю, где она составляет 14°. Это позволяет в случае наличия ряби или волнения на акватории, поджимая «тримом» мотор к транцу, несколько опускать нос, чтобы резать волну чуть более «острой» частью корпуса, что уменьшает удары. Но что 11 градусов, что 14 — это не много, и удары все же есть.

Перепад килеватости от транца к миделю всего на 3 градуса считается в судостроении достаточно малой величиной. Потому корпус С-480 — это нечто среднее между переменно-килеватым вариантом и моногедроном. А моногедрон (т.е. корпус с одинаковой и на миделе и на транце килеватостью) — это плюс в управляемости и ходкости.

Продолжим о килеватости. Чем плоха низкая, ниже 8°, килеватость на короткой лодке? Плоха она весьма ощутимыми ударами днища о волну при высокой скорости. Лодка становится «прыгучей». Корпус испытывает весьма ощутимые перегрузки. А знаете сколько градусов должна составлять килеватость, чтобы небольшая лодка комфортно проходила волну? 20, а лучше 24 градуса! Но если сделать такой угол днища на лодке 4,7м, ей понадобится двигатель примерно 70 л.с. для комфортной эксплуатации. Она поедет и под 50 л.с., но выход на глиссирование будет очень небыстрым. Ведь чем больше килеватость, тем больше водоизмещающая часть корпуса.

Для Салюта-480 выбрана средненькая килеватость, 11 градусов. По хорошей волне поэтому хлопает, хотя, по сравнению с «Прогрессами», ход мягче. Но, с другой стороны, благодаря такой компромиссной килеватости лодка нормально ездит под 40 л.с., что могу лично подтвердить (см. ссылки на мои статьи выше).

Салон-кокпит

Пассажировместимость лодки — 5 чел. Замечательно и комфортно в лодке усядутся 4 человека комплектации «100+»:). Уедут конечно и 5, и 6, но втроем на диванах уже тесновато. Да, да, друзья, в салоне Салюта-480, выполненного в варианте «трансформер» места немного. Разрешите объяснить почему так.

Во-первых, лодка имеет полностью зашитые борта — в них пенопласт для непотопляемости. Как известно в «Прогрессах» так с бортами не поступали, что давало дополнительное место в салоне. С другой стороны «Прогрессов» утонуло немало…

Во-вторых, занимают места короба вдоль бортов, которые служат опорными элементами для спального места в кокпите. Если короб вдоль левого борта по совместительству ещё и рундук для удочек, спиннингов, весел и пр. длинномерных предметов, то в правом коробе лежит лишь рулевой трос и троса газа и реверса. Ну не нужно тросам так много места!

Таким образом правый короб не нужен вообще, учитывая, что в салоне небольшой лодки каждый квадратный сантиметр на счету. Да и левый короб можно было бы делать, как опцию по желанию или, по крайней мере, оптимизировать как-то его, т.к., по сути, если там лежат весла, то остальное там хранить не очень удобно.

Я понимаю, что короба — часть конструкции спального места, и если без них никуда, и других решений не существует, тогда ладно, пусть будут короба 🙂 . Ну, а если серьезно, то вопрос, кажется, не до конца продуман.

Длина кокпита в Салюте-480 на 25 см. меньше, чем в Прогресс-4. Замеры делал лично.  Куда делись сантиметры?

Дело в том, что Салют-480 на данный момент — единственная (отечественная) капотная лодка, имеющая такое большое (для своего размера) носовое пространство. Закрытое сверху откидывающимся капотом-палубой, оно образует внушительных размеров передний рундук большой вместимости. Носовая часть Прогресса-4 короче, вот и кокпит длиннее.

Тут, как говорится, кому что. У меня лодка используется в основном для семейного отдыха и туризма, поэтом мне лучше пусть будет большой рундук, где постоянно хранится всё для походного лагеря — от ложки до шатров и палаток.

Из-за длинного носа продольный центр тяжести находится ближе к корме, чем у большинства других капотных лодок. Поэтому Салют-480 более чувствителен к кормовой загрузке, и накладка-клин на транец, увеличивающая угол наклона транца очень не помешает (см. вторую статью). Клин вылечит некоторую склонность к дельфинированию при выраженной кормовой загрузке. На своей лодке я аккумулятор вынес в нос, что ощутимо сместило продольный центр тяжести вперед (20 кг из кормы «перекатилось» в нос — не шутка для маленькой лодки). Но для того чтобы сделать это у меня были свои причины, связанные с переделкой транца из S в L.

Кстати, я краем уха слышал, что на новых Салютах производитель увеличил угол наклона транца.

Спальник

Спальное место — огромное преимущество этой лодки: собирается за минуту-две, и в салоне, поставив тент, можно просто полежать и днём, отдыхая от жары.

Мощность мотора

Оборудованная лодка с 5-ю туристами (т.е. людьми готовыми предаться отдыху и общению с природой) на борту весит  850-950 кг в зависимости от комплектации туристов. Это критически предельный вес который может вывезти на глиссирование сороковка. И то бедному моторчику нужно будет помогать (винты на шаг-два меньше, гидрокрыло, полностью поджатый к транцу дэйдвуд). Вывод тут очевиден — для подобных загрузок лодку нужно комплектовать ПЛМ с мощностью как минимум 50 л.с.

Мои рекомендации (исходя из собственного опыта) по выбору достаточной мощности ПЛМ для Салюта-480 таковы:

Пассажиров (включая судоводителя), чел. Тактность ПЛМ\мощность
1 40 л.с. 40 л.с.
2 40 л.с. 50 л.с.
3 50 л.с. 50-60 л.с.
4 50-60 л.с. 60 л.с.
5 60 л.с. 60-70 л.с.

Из таблички видно, что мощность 60 л.с. перекрывает весь диапазон возможных загрузок. В то же время для выездов в стиле «эгоист» и «дуэт» вполне достаточно 40 л.с. (лучше 2т)

Выводы

Кроме вышеперечисленных недостатков серьезно придраться больше в этой лодке не к чему.

Лодка очень и очень универсальная. Мореходность не идеальная, но достаточная, и уровень её несколько выше чем у большинства соразмерных советских моторных лодок. В салоне типа «трансформер» пятерым взрослым чуть тесновато, а вот для  3-4 человек — идеально. В то же время в лодке уместятся, как говорится, в тесноте, да не в обиде и шесетеро (по 3 чел. на каждом диване). Хотя напомню что паспортная пассажировместимость 5 чел. Т.е. 6 чел это для иллюстрации, теория, так сказать.

Кокпит короче прогрессовского, зато есть огромный передний рундук, в котором, благодаря откидывающемуся капоту (а не маленькому лючку) любая хранящаяся вещь моментально доступна.

Рыбачить комфортно в Салюте-480-трансформере можно только вдвоем (или третьего на носовую палубу выгонять). Кстати, носовая палуба — абсолютно плоская, что тоже, согласитесь, — плюс.

Динамика у Салюта-480, благодаря компромиссной килеватости, отличная. При этом, благодаря этой же килеватости, лодка будет достойно себя вести с 40 л.с. при средних загрузках (1-3 чел).

Таким образом, как бы что ни говорили о данной лодке, но она особенная и своеобразная. Если Вы турист и рыболов одновременно, и поэтому вам нужен небольшой, грузовместительный кораблик, в котором Вы, к тому же, очень комфортно вдвоём разместитесь на ночлег, то Салют-480 — наилучший вариант. Но, в любом случае, помните: идеальных лодок не бывает.

Лодка Салют-480