Содержание
8 сентября 2018 года вступают в силу новые Правила плавания судов по ВВП (утверждены приказом Министерства транспорта РФ от 19 января 2018 г. N 19).
Что нового
Начнем с названия документа. В нем появилось слово «судно», и теперь это ПРАВИЛА ПЛАВАНИЯ СУДОВ ПО ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ПУТЯМ.
Документ несколько переработан в структурном плане. В предыдущих Правилах мы видим 260 пунктов в 11 разделах:
- Общие положения
- Средства идентификации судна
- Визуальная сигнализация
- Ночная ходовая сигнализация
- Ночная стояночная сигнализация
- Дневная сигнализация
- Особая сигнализация
- Звуковая сигнализация, радиотелефонная связь
- Сигнализация и навигационное оборудование водного пути
- Движение судов по внутренним водным путям
- Правила стоянки
В новых Правилах — 201 пункт в 12 разделах:
- Общие положения
- Визуальная сигнализация
- Ходовая сигнализация в темное время суток
- Стояночная сигнализация в темное время суток
- Ходовая и стояночная сигнализации в светлое время суток
- Особая сигнализация
- Звуковая сигнализация, УКВ радиосвязь
- Средства навигационного оборудования на ВВП
- Плавание судов при любых условиях видимости
- Плавание судов при взаимном визуальном наблюдении
- Плавание судов в условиях ограниченной видимости
- Правила стоянки судов
Полностью исключен раздел «Средства идентификации судна».
Раздел «Движение судов по внутренним водным путям » теперь разбит на два самостоятельных раздела: «Плавание судов при взаимном визуальном наблюдении » и «Плавание судов в условиях ограниченной видимости». Последнее отражает общую тенденцию новых Правил – акцент на безопасность судоходства.
Содержимое разделов также изменено и дополнено некоторыми новшествами, перечисление которых займет много места. Все заинтересованные в тщательном анализе изменений могут ознакомиться с документом, где показаны различия в тексте обоих редакций Правил.
Изменения касательно судоходства маломерных судов
Во-первых, исключено старое, противоречившее КВВТ и КТМ, определение маломерного судна.
Во-вторых, уже не раз встречал в обсуждениях новых Правил утверждения о том, что маломерные суда именуются в них «судами длиной 20 метров и менее». Это утверждение верно лишь отчасти. И вот почему.
Маломерное судно — судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать
(Ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ)
Второй критерий маломерного судна – пассажировместимость (не более 12 человек) в новых Правилах не упоминается.
Таким образом, в новых ППС ВВП ничего не говорится напрямую (кроме одного места) о маломерных судах. Они попадают в категорию судов длиной 20 метров и менее, которые могут быть как маломерными так и нет.
Термин «маломерные суда» встречается в новой редакции лишь единожды, а именно в пункте 94 :
Запрещение расхождения и обгона в пределах 500 метров выше и ниже моста не относится к мостам, расстояние между которыми километр и менее, а также не распространяется на маломерные и скоростные суда.
Кстати, старые Правила в аналогичном пункте делают такое исключение только для скоростных судов.
Далее, касаемо движения по ВВП маломерных судов.
Читаем пукт 124 (раздел 9 «Плавание судов при любых условиях видимости») новых Правил:
Судно длиной 20 метров и менее должно осуществлять плавание за пределами судового хода. В случае, когда это невозможно, оно может двигаться по судовому ходу вдоль правой по ходу кромки в пределах десяти метров от нее, при этом оно обязано заблаговременно уходить с пути других судов без обмена звуковыми и визуальными сигналами. Судоводитель судна длиной 20 метров и менее не может требовать, чтобы другие суда уступили ему дорогу.
Положения абзаца первого настоящего пункта не распространяются на судно длиной 20 метров и менее, занятого буксировкой/толканием других судов, плотов или иных плавучих объектов, а также на суда технического флота.
Получается, моторная лодка или катер, буксируя что-то, теперь может это делать в пределах судового хода.
Пункт 149 старых (действ. до 08.09.2018) Правил запрещает маломерным и парусным судам «выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости, а парусным судам, кроме того, и ночью».
Аналогичный пункт 173 (раздел 11 «Плавание судов в условиях ограниченной видимости») новых Правил относительно парусных судов никаких отдельных ограничений не устанавливает и звучит так:
Судам длиной 20 метров и менее, парусным судам и судам, занятым ловом рыбы, в условиях ограниченной видимости запрещается выходить на судовой ход.
По пересечению судового хода для маломерок есть кое-что новое. Смотрим п. 148 «старых» Правил плавания по внутренним водным путям:
Маломерные и парусные суда при необходимости могут пересекать судовой ход (полосу движения, рекомендованный курс), а также выполнять поворот с пересечением судового хода, как правило, за кормой проходящих судов.
Пересечение должно производиться под углом, близким к прямому, и в возможно короткий срок.
А теперь сравним это с п. 156. новых Правил плавания судов по внутренним водным путям
Суда длиной 20 метров и менее, а также парусные суда должны пересекать судовой ход под углом, близким к прямому углу к направлению оси судового хода, и в возможно короткий срок.
Суда длиной 20 метров и менее должны выполнять оборот, связанный с пересечением судового хода, таким образом, чтобы он был завершен не менее чем за 500 метров до приближающегося судна или за кормой проходящего судна.
Разница, как видим, есть.
Из незначительных изменений можно отметить появление знака «Движение маломерных судов запрещено», который является просто переименованным старым знаком «Движение мелких плавсредств запрещено». Учитывая, что 20-метровый корабль уж не такое и мелкое плавсредство, такая смена названия вполне обоснована.
Больше каких-либо значимых изменений для владельцев маломерных судов в новой редакции «Правил плавания судов по внутренним водным путям» не содержится.
Семь футов!
Правовая база
- ПРАВИЛА ПЛАВАНИЯ ПО ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ПУТЯМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Утверждены Приказом Минтранса России от 14 октября 2002 г. N 129) - ПРАВИЛА ПЛАВАНИЯ СУДОВ ПО ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ПУТЯМ
(Утверждены приказом Минтранса России от 19.01.2018 N 19)
надо бы ролик запилить на тюбик
минут на 40 шепеляво-картавящего комментатора не хватает 🙂 Фсе четка и по делу
Нет уж увольте-с, говорящих голов, за копейки продающих часы своего свободного времени, и без меня на ютюбе хватает. 🙂