Содержание
Вместо предисловия или актуальность темы
Не первый год эта тема активно обсуждается в сети. Вроде бы и советы дельные даются, как уберечь лодку от кражи, и опытом соответствующим люди делятся, но, увы, лодки\катера продолжают красть. Причём активность злоумышленников не идёт на спад.
Так, пару недель назад мне прислали пару скринов из самарской водномоторной группы в Вайбере и фото. Речь шла о найденном угнанном «Салюте-480»:
Параллельно на «мотолодке» появилась тема-дублёр про абсолютно тот же самый «Салют», но была удалена админом данного форума.
Следом за ней, пару дней спустя, и, опять же, на «мотолодке» (и, опять же, потом удалена), появляется тема о брошенном «Бризе-14», естественно, без мотора.
Фото обнаруженного «Бриза» из той темы у меня сохранилось:
Фото двух найденных после кражи лодок и темы про них в «общалках» приведены здесь в качестве доказательства, что здесь нет никакого вымысла и «страшилок».
И вот что не внушает оптимизма. Лодки найдены в нескольких километрах друг от друга. По нашим меркам — близко. Причем, обе найдены завсегдатаями форума, который (при всей своей авторитетности) подавляющему большинству обычных лодочников либо неизвестен, либо забыт. Т.е. его фанаты составляют маленькую толику от общего количества людей на водоёме
Если эта «толика» совершенно случайно и в пределах одной недели, на одной и той же акватории находит две украденные лодки, то сколько их найдено остальными людьми, которые нигде не отпишутся о таких случаях? Да и вообще я не уверен, что все лодки после кражи кем-то должны быть найдены. Вот и прикидывайте реальный масштаб.
В темах по ссылкам выше (со слов ГИМС) говорили о 4-5 лодках, угнанных за одни выходные на данной акватории. Учитывая вышеизложенное, в это можно не только верить, но и предполагать другие количества.
Кто виноват?
Главные виновники краж моторных лодок — это… владельцы моторных лодок, да и просто некоторые (как бы) добропорядочные мотолодочники.
Во-первых, если человек привязал лодку на берегу и пошёл с женой по грибы, либо напился до беспамятства, либо ещё каким-либо образом проявил беспечность, то далеко ли надо искать главного виновника кражи?
Во-вторых, кто как не лодочники, покупают (а, главное, ищут!) по заманчивым ценам моторы, которые почему-то продаются без «родных»: машинок (ПДУ), приборов, кабелей, тяг, болтов крепления на транец и т.д.? Список «без», которые вместе рисуют очень подозрительную картину истории мотора иногда внушителен. Но кого это смущает? Главное для таких «добросовестных покупателей», чтобы в ГИМСе вопросы не возникли. А там их, похоже, всё меньше и меньше:
Сведения о двигателе, устанавливаемом на маломерное судно, подлежат внесению в реестр маломерных судов на уже зарегистрированное право собственности на маломерное судно, на основании заявления собственника, либо во время государственной регистрации маломерного судна.
Каких-либо документов, подтверждающих право собственности на двигатель, нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок государственной регистрации маломерных судов, не предусмотрено.
Как видите, похоже, недолгие времена всеобщего благодушия закончились: лодки нужно очень беречь, — теперь уж без дураков.
Что делать?
Кража — есть тайное хищение чужого имущества. Ключевое слово здесь «тайное». Поэтому даже ребенок знает как уберечь лодку от кражи: да просто сиди и смотри на неё или поручи это кому-нибудь другому.
Получается, как это ни странно звучит, всех на самом деле интересует следующий вопрос: «Как оставить лодку без наблюдения и при этом уберечь её от кражи?». Ответ точно такой же, как и для других транспортных средств: никак. Но осложнить задачу злоумышленнику можно. Нужно максимально снизить доступность нашего плавсредства для тайного хищения. В основном об этом и пойдёт речь.
Но сначала не мешало бы понять, кому интересно наше водномоторное имущество в качестве объекта присвоения.
Ящик водки и закуска
Собирательный образ «плохого парня», который спит и видит, как бы стырить ваш кораблик составить непросто. Это очень разные люди, с разным интеллектом, умениями и навыками. Судите сами:
Подсудимый В. вину по краже лодочного мотора признал полностью, показал, что 09.06.2016 года около 15 часов в поселке Колохта в ходе распития спиртного предложил Н. и Б. совершить кражу лодочного мотора у жителя этого поселка К. …они вместе пришли к дому К., сняли лодочный мотор с лодки, погрузили в багажник автомобиля <данные изъяты>, который принадлежит Б., поехали в поселок Ужуга, где продали лодочный мотор Р. за 30 000 рублей. На полученные от Р. деньги, купили ящик водки и закуску.
Из Решения по делу 1-27/2016 Кологривского районного суда Костромской области
Украл, выпил — в тюрьму! (С) Классика жанра.
Но есть люди, вернее группы людей, которые проворачивают довольно сложные преступные дела, которые не по силам алкашам, пусть и предварительно сговорившимся. Поэтому бесследно исчезают не только моторы, помещающиеся в багажник автомобиля, но и намного более тяжелые, мощные и дорогие.
Однако крадуны — это не роботы и не машины. Как и все люди, они нервничают, избегают лишнего риска (особенно при наличии более доступных альтернатив). Их преступное ремесло подразумевает скрытность, где обнаружение означает расплату. Поэтому если есть какая-то вероятность быть обнаруженным, скрытность идёт рука об руку со скоростью. В таких случаях угонщики действуют и скрытно, и быстро. Вот эти условия их преступной деятельности мы и должны разрушать.
На суше лодка должна находиться на охраняемой территории. Беспризорные гаражи, дачи и прочие сараи — не вариант. Это настолько очевидно, что обсуждать здесь нечего.
А вот проблема сохранности лодок и катеров на выездах гораздо более сложная.
Кому интересно, найдите любой учебник по криминалистике и в разделе о расследовании краж почитайте вводные параграфы. Но суть можно выразить в одной фразе: крадут у наиболее беспечных хозяев, в наименее людных местах и то, что можно быстро украсть.
Конечно, если мотор не тяжёлый и быстро снимается с транца, то проблем его уберечь нет никаких. Просто открутил струбцины, выволок лодку, мотор — в палатку, под голову, вместо подушки, и спи себе, отдыхай, товарищ.
Но такой вариант не пройдёт с тяжелыми моторами и лодками. Об их безопасности и поговорим.
Естественно, что-то из перечисленного ниже подойдёт не всем. У меня пятиметровая металлическая лодка, что не могло не отразиться на некоторых моих решениях. Что у вас я не знаю, но, наверное, решения более-менее схожи.
Выбираем правильное место стоянки и ночлега
Проанализировав судебную практику по делам о кражах моторных лодок, я пришёл к выводу, что большинство краж происходит путем перевода в управляемый или неуправляемый дрейф угоняемого судна. Злоумышленник попросту отвязывает похищаемую лодку и (или) сталкивает в воду, после чего она сплавляется по течению — либо «на поводке», либо сама по себе.
Поэтому не стоит выбирать для ночной стоянки берег акватории с быстрым течением. Будучи пущенной в свободное плавание, ваша лодка за минуты «уйдет» от вас довольно далеко. Т.е. спокойный берег предпочтительней стремнины, если есть из чего выбирать, конечно.
В районах, не внушающих абсолютного спокойствия, избегайте безлюдных мест.
По возможности выбирайте для лагеря и ночлега место как можно ближе к вашему плавсредству, — так чтобы выйдя (а еще лучше — выглянув) из палатки, вы могли увидеть свою лодку.
Удивительно, но самое плохое, что можно придумать — палатка наверху обрывистого берега, а лодка где- то там внизу, — встречается довольно часто.
Сделайте всё, что возможно для освещения лодки и пространства вокруг неё. На саму лодку\катер установите как можно выше какой-нибудь контрольный огонёк, лучше зеленый или красный. Пойдёт любая маленькая светодиодная лампочка на 12 вольт. Аккумулятор не посадит, зато по ней в темное время суток вы сможете контролировать нахождение лодки на положенном месте.
Если есть возможность спать в лодке\катере — это практически стопроцентная защита от кражи. Именно от кражи, конечно.
Стоянка маломерного судна
Волны от проходящих судов или порывы ветра могут выбросить судно на берег, залить его или нанести повреждения, ударив о каменистый грунт, и т. п. Опытный судоводитель всегда стремится поставить свой катер на достаточно большой глубине и на таком удалении от берега, чтобы свести до минимума возможность подобных неприятностей.
Жаров, А.П. Надежная стоянка катера / А.П. Жаров//Катера и Яхты. — 1971 г. — №2 (30). — с. 69.
Всё правильно. Но в плане доступности для кражи такая стоянка небезопасна.
В неохраняемом месте открытого водоема, оставляя лодку на «растяжке», либо у понтона, либо у сооруженного из пней и старых досок причала, вы здорово рискуете. Плохому парню надо только обрезать веревки.
Обратите внимание как исцарапаны наклейки на левом борту Салюта, о котором шла речь в начале статьи Это наводит на мысль, что его «забирали» с причала, потому что так натереть борт можно только при стоянке одним боком к нему [причалу]. Делайте выводы.
Нет сомнений, что чем дальше катер вытащен на берег, тем менее вероятность его угона. Ведь каким бы способом похититель не действовал, лодка, чтобы быть угнанной, должна быть (или оказаться) полностью в воде.
Тяни-толкай
Вот я и подошёл к моему главному способу защиты лодки от кражи. Вы уже, наверное, сами догадались.
Да, я вытаскиваю свою лодку на берег. Причём настолько, насколько это нужно, чтобы подкравшийся «дядя» не смог самостоятельно и быстро сбросить её в воду. Когда я один силач, то применяю хорошую ручную лебедку, специально для этого дооборудованную. Там своя технология, может как-нибудь напишу отдельную статью. Если есть пара друзей, то лебедка, естественно, не применяется.
Идеально, конечно, чтобы было вот так:
Вся технология видна на фото. При такой стоянке эти лодки наиболее защищены от кражи. Особенно если выдернуть бревнышки. 🙂
Весь корпус вытаскивать на берег, наверное, нет особого смысла. Достаточно, чтобы борта полностью «повисли» над водой сантиметров на 10. Или просто вытащенную лодку попробуйте покачать вдвоём с борта на борт. Если стоит как влитая, больше тянуть не надо.
Есть несколько веских причин вытаскивать кораблики на берег кормой вперёд. Хотя, — это кому как нравится.
Кстати, после хорошего ёрзанья по песку обросшее днище весьма эффективно очищается, поэтому потом, снова оказавшись в воде, лодка едет чуть резвее.
Открыть кингстоны!
Ну, нет у вас лебедки в лодке. Да и не будет никогда, потому что вам смешно заниматься всем этим. Но вот вы встали на берегу, и что-то за лодку как-то… не спокойно. А дежурных бригад охранников или, хотя бы, грузчиков нет и не предвидится.
Есть у меня для таких случаев один интересный, хотя и не очень удобный, способ.
На эту мысль навел меня один дырявый «Прогресс», который за время дневной стоянки «носом в берег» набрал воды до самых сланей. Чтобы быстро избавиться от воды мы тогда решили вытащить лодку повыше на бережок и затем просто выкрутить сливную пробку и таким образом избавиться от воды. Но протащить сумели только полметра, не больше… Втроем. Так что всё равно черпак хозяину пригодился. А момент мне запомнился.
Позднее отдыхал я как-то на тихой, немноголюдной турбазе. Лодка на берегу, а наш домик метрах в 50-ти от него . За берегом вроде смотрит сторож-банщик, но гарантий, разумеется, никаких. Вот тогда и вспомнился мне тот случай с «Прогрессом».
Вытащил я свой «Салют» из воды носом вперед насколько хватило моей «тягловой» силы. Затем освободил задний рундук от вещей, убрал оттуда аккумулятор (что логичнее было бы сделать в первую очередь), открутил сливную пробку и ушел. Когда вода перестала поступать я не засекал, — просто вернулся через полчаса и закрутил пробку. В заднем рундуке — вода, а вот до сланей она не дошла, что противоречило моему плану. Поэтому «долил» вёдрами.
Конечно для такого лайфхака в лодке должна быть установлена помпа. Иначе воду из-под сланей убрать будет затруднительно. В отсутствии помпы, наверное, сойдет какой-нибудь китайский погружной насосик. Очень полезная и универсальная вещь, кстати. Им же можно будет и закачивать эту «баластную» воду, чтобы не мучаться со сливной пробкой или с ведрами. Тем более, с этой пробкой оказалось не всё так просто.
Чтобы её открутить мне пришлось повозиться, т.к. она, мало того что под водой, так ещё и под песком была. Пришлось подкапывать. К тому же, крутить что-либо в воде, практически, на ощупь, да ещё с перекидкой ключа после каждой трети оборота крайне неудобно. Уж легче и быстрее было бы сразу всю воду ведрами залить, — как бы забавно это не выглядело со стороны.
Но это мелочи. Главное результат — лодка стоит на песке, как железобетонный блок. Задача решена.
Про сигнализацию в лодке
Тут есть особенность. Не игрушка, а именно эффективная сигнализация каждый раз тщательно устанавливается, а не просто включается брелком, как на авто. И в условиях особенностей национальной рыбалки этот каждый раз превращается в «через раз», а то и «через два на третий».
Ещё мне не нравится то, что любая сигнализация выдает определенное количество ложных срабатываний по различным причинам. На КиЯ один человек писал, что вынужден был снять уже на второй день профессиональную(!) охранную сигнализацию на ИК-лучах из-за постоянных срабатываний не по делу, которые вызывало понятное недовольство соседей. При всем при этом, надежная и безотказная сигналка, которую трудно обойти или «надурить», стоит серьезных денег.
Тем не менее, на мой взгляд, достойны рассмотрения варианты сигнализаций, действующих на размыкание. Там есть годные решения. Описывать я их, по понятным причинам, здесь не буду.
Но есть сигнализация, которая идеально подходит для отдыха с лодкой. Наверное, с этого и надо было начинать, но тогда статья получилась бы очень небольшой. 🙂 Итак, вариант №1:
Разрушает скрытность воров, а также способен замедлить их, — вплоть до полного обездвиживания. Недостатки: из-за размеров плохо подходит для передвижения в небольшой лодке. У меня как раз небольшая лодка, поэтому с нами ездит вариант чуть меньше:
При встрече с преступником «один на один» шансов этот «вариант», практически, не имеет. Но задерживать вора — это не его собачье дело, а вот нюх и слух у спаниелей, как известно, отменный. Что же ещё надо от охранной собаки, если вы неподалёку? Только погавкать пострашнее и погромче.
Недостатки обоих вариантов: не видят разницы между вором и просто незнакомым человеком из палатки неподалёку, идущим ночью «по нужде». Т.е. тоже имеют некоторый процент ложных срабатываний. Хотя… вы точно знаете, что вон в той палатке, что в 20 метрах, не строится никаких планов насчёт вашего имущества? Шутки шутками, но полностью исключать подобные варианты, особенно если дело касается малознакомых людей, не стоит. Собаки в процессе эволюции это хорошо усвоили, а потому знают что делают. 🙂
Пояснения и дополнения
В основном я перечислил приёмы, которые использую сам. Ясно, что особенности берега, самого водоёма, характеристики вашего маломерного судна, да и ваш характер, как это ни странно звучит, могут обесценить все методы, перечисленные выше.
Например, как тащить на берег моторную лодку длиной от 6 метров и больше? А если она пластиковая, то, будь она хоть 4 метра, дном по берегу её вообще нежелательно скрести.
Ни слова здесь не сказано о противоугонных земляных якорях. Не верю я в такие приспособления. Снятие такого якоря — дело техники, хотя и должно занять какое-то время. Таскать лодку на берег и с берега в воду с его помощью можно. Но для этих задач якорю совсем не обязательно быть противоугонным, достаточно — просто земляным, и с более разумной ценой.
GPS-маячки — хорошее дело при толковом применении, но к предотвращению кражи не имеют никакого отношения (не путать с сигнализацией с компонентами GPS).
Подводя итоги
Совершенно неправильно относиться к каждому выезду на берег с ночевкой, как к состязанию в находчивости между вами и «силами тьмы». Нужно отдыхать и радоваться. В то же время, любой ответственный хозяин должен позаботиться о надёжной стоянке своего плавсредства, совершив необходимый для этого минимум действий, и просто быть бдительным.
Конечно, самый надёжный способ защитить себя (финансово) от последствий кражи вашей лодки и мотора — это застраховать их. Но сезон будет испорчен на 100%, т.к. страховая компания вам компенсирует ущерб лишь через несколько месяцев.
Да и вообще, это совсем другая история.