Содержание
Что можно добавить к тоннам материала написанного по данной тематике? Очередную банальность?
Тем не менее, наткнувшись на очередное форумное сражение в рамках перманентной войны «остроконечников и тупоконечников», решил высказаться и привести кое-какие цифры.
Давайте попробуем быстренько разобраться.
Преимущества
Какие преимущества у 4-х и 2-хтактных двигателей?
Плюсы двухтактных лодочных моторов
- меньший вес;
- лучшая динамика;
- меньшая цена;
- простота обслуживания и ремонта (как следствие простоты конструкции);
- большая надёжность (тоже как следствие простоты конструкции);
Плюсы четырехтактных лодочных моторов
- меньший шум при работе (особенно на низких оборотах);
- меньший расход топлива.
Не для всех 2-тактных двигателей нужно предварительно мешать бензин с маслом. Поэтому отсутствие данной процедуры при эксплуатации 4-тактников я не стал записывать им в преимущества. Традиционный довод о сногсшибательном ресурсе 4-х тактов я так же не привожу по причине отсутствия как веских доказательств данного утверждения, так и неактуальности данной проблемы для подавляющего числа водномоторников.
Так же ничего не стал упоминать, касающееся экологичности двигателей. Неактуально это пока у нас. Хорошо это или плохо, но вопрос ребром не ставится, и нет поводов думать, что в ближайшем обозримом будущем что-то здесь изменится.
Сухой остаток
Итак, на вопрос зачем нам сильно переплачивать за четыре такта мы, получается, можем ответить: «Он тихий и экономичный».
А вот теперь давайте определимся стоит ли эта «тихая и скромная девушка» расходов на свадьбу?
Легко рассказывать про «тишину» человеку, не знакомому с предметом обсуждения. Да, на малых, до 1000-1200, оборотах четырёхтактник тихий, а на холостых даже почти не слышный, — помню пару раз, поначалу, уже работающий движок пытался запустить ключом. 🙂
Однако, каждый, кто эксплуатировал и 2-т, и 4-т ПЛМ, вам скажет, что начиная с 4000 об. разница в шумности исчезает и к верхнему пределу максимальных становится незначительна.
Да буде она значительна (есть среди 2-тактников и «тракторы»), сколько времени мы слушаем шум нашего мотора? Большую часть отдыха\выезда мотор стоит заглушенный.
Но малошумность никогда не была решающим доводом апологетов четырёх тактов. Железобетонным аргументом в споре с мыслителями из противоположного лагеря всегда являлась экономичность.
Экономика должна быть экономной
Четырёхтактные двигатели расходуют меньше бензина, — и это неоспоримый факт. Меньше бензина — меньше загрузка лодки, меньше стоимость выезда.
Однако, 4-тактные двигатели той же мощности, как правило, тяжелее своих двухтактных собратьев и, так же, дороже их. Таким образом, как ни крути, мы должны знать:
- окупает ли экономия топлива дороговизну стоимости самого мотора;
- компенсирует ли разница в весе необходимого топлива разницу в весе моторов.
Ямаха, как и некоторые другие производители, публикует сообщения с результатами оценки производительности своих ПЛМ. В Интернете эта информация находится в свободном доступе по адресу http://yamahaoutboards.com/owner-resources/performance-bulletins
Для оценки экономического эффекта от использования четырехтактного двигателя мне нужны были данные по расходу пары 2-т и 4-т ПЛМ с одинаковым числом лошадей. Выбор я остановил на двух двигателях средней мощности:
- 2-т: Yamaha 50TLR (у нас известен как Yamaha 50HETOL).
- 4-т: Yamaha F50TLR (у нас Yamaha F50HETL).
Двухтактный «полтинник» испытывался на лодке Sundance FX 17 Flicker (длина 5,21м; ширина 1,98м; полный вес при испытаниях 710 кг).
Четырехтактный — на лодке Key West 166 SK (длина 4,95м; ширина 1,83м; полный вес при испытаниях 623 кг).
Обратите внимание, что лодка, на которой установлен двухтактник (Sundance FX 17) немного длиннее и шире другой и также тяжелее её на 83 кг. Но это наиболее близкие по параметрам и типу плавсредства, что мне удалось найти для данной мощности. Ладно, дадим немного форы четырём тактам. 🙂
Результаты испытаний были таковы:
Yamaha 50TLR | Yamaha F50TLR | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
об\мин | скорость км\ч |
расход л\ч |
расход л\100 км |
об\мин | скорость км\ч |
расход л\ч |
расход л\100 км |
1000 | 6,28 | 1,89 | 30,16 | 1000 | 6,44 | 1,51 | 23,52 |
1500 | 8,53 | 3,41 | 39,94 | 1500 | 7,72 | 2,27 | 29,40 |
2000 | 10,94 | 4,54 | 41,51 | 2000 | 9,17 | 3,79 | 41,27 |
2500 | 12,07 | 6,44 | 53,32 | 2500 | 11,59 | 4,92 | 42,47 |
3000 | 19,31 | 7,95 | 41,16 | 3000 | 16,74 | 6,81 | 40,71 |
3500 | 29,29 | 9,46 | 32,31 | 3500 | 28,97 | 6,81 | 23,52 |
4000 | 37,82 | 10,98 | 29,03 | 4000 | 35,89 | 8,71 | 24,26 |
4500 | 44,42 | 11,73 | 26,42 | 4500 | 42,16 | 10,60 | 25,14 |
5000 | 51,98 | 16,28 | 31,31 | 5000 | 46,99 | 13,25 | 28,19 |
5500 | 57,78 | 21,58 | 37,35 | 5500 | 51,34 | 17,79 | 34,66 |
5600 | 58,26 | 21,96 | 37,69 | 5950 | 54,88 | 18,93 | 34,49 |
Давайте немного преобразуем табличку, чтобы можно было оперировать как абсолютными, так и относительными величинами:
об\мин | расход, л\ч Yamaha 50 |
расход, л\ч Yamaha F50 |
разница в расходе, % |
1000 | 1,89 | 1,51 | 25,00 |
1500 | 3,41 | 2,27 | 50,00 |
2000 | 4,54 | 3,79 | 20,00 |
2500 | 6,44 | 4,92 | 30,77 |
3000 | 7,95 | 6,81 | 16,67 |
3500 | 9,46 | 6,81 | 38,89 |
4000 | 10,98 | 8,71 | 26,09 |
4500 | 11,73 | 10,60 | 10,71 |
5000 | 16,28 | 13,25 | 22,86 |
5500 | 21,58 | 17,79 | 21,28 |
Диапазон оборотов от глиссирования до ~5000 является предпочтительным для судоводителя, который не любит тащиться в пол-газа, но и не намерен тратить лишнего. Золотая середина. И в этом диапазоне четырёхтактник, как вы можете подсчитать, расходует в среднем на 20,27% меньше, чем его двухтактный собрат. В абсолютной величине эта экономия составит примерно 2,65 л\час. На такую величину F50 будет меньше расходовать бензина, работая в режиме оптимальных оборотов.
Давайте теперь считать деньги. Оговорюсь сразу, я не беру в расчет масло для 2-т и масло и 2 фильтра для F50. Введение в расчет этих переменных не сильно повлияет на конечный результат, но для F50, в таком случае, придётся строить целый график функции.
Итак, считаем бензин. На момент написания статьи стоимость «участников» теста была такова: Yamaha 50HETOL — 346000 руб., Yamaha F50HETL — 423000 руб. Четырёхтактник стоит на 77000 руб. дороже, но он экономит бензин.
Итак, мы решаем делать ставку на экономию. Давайте подсчитаем, когда наши «инвестиции» для начала просто к нам вернутся.
Как уже говорилось, для данной пары моторов экономия бензина составляет ~2,65 л\час в пользу F50. Стоимость 92-го бензина на момент написания статьи ~36 руб\л. Переведём литры в деньги: 2,65Х36=95,4. Т.о., средняя экономия в рублях в час составит 95,4 руб.
Посчитаем сколько нам понадобится моточасов, чтобы на сэкономленном бензине вернуть деньги, переплаченные за четырёхтактный мотор:
77000:95,4=807,1.
807 моточасов! Вы ощущаете размах? Именно столько должен проработать F50, чтобы переплата при покупке, по сравнению с 50 2-т, полностью вернулась к Вам в карман.
Что такое 807 м/ч? Думаю Вы не станете возражать, что немного найдётся людей, накатывающих за сезон более 50 моточасов. И это ещё довольно оптимистично, — лично я последнее время и 40 не набираю… Считаем сезоны: 807:50=16,14. Вдумайтесь в эту цифру: 16 лет! Столько должно пройти времени, чтобы разница в стоимости рассматриваемой пары моторов окупилась.
И это экономный мотор!?
Я правду об тебе порасскажу такую, что хуже всякой лжи
Смотрите что получается. Мы пришли в магазин для покупки мотора мощностью 50 л.с. Наслушавшись сказок менеджера про тихий, экономный мотор, берем «четыре такта» вместо двух. Т.е. от нетяжёлого, динамичного мотора мы отказываемся в пользу более тяжелого и более дорогого мотора. Главное, что он расходует на 20% меньше бензина. Вот он, маркетинг в действии.
Шутки-шутками, но ведь именно так зачастую и принимаются решения. Начитался покупатель форумов, потом еще продавец песен напел — и всё, «клиент созрел».
Давайте ответим на простые вопросы.
Производителю моторов выгоднее продавать какой мотор, — простой и дешёвый или сложный и дорогой? Конечно дорогой!
В каком моторе больше деталей: в простом 2-тактном или в более сложном? В сложном. Где вероятность поломки больше? В сложном. Выгодно производителю продавать запчасти для ремонта? Да!
Ещё один очень интересный вопрос: почему большинство 2-тактных двигателей в плане дизайна выглядят как несуразные гости из прошлого века, как какие-то гадкие утята, а четырехтактные все чуть ли не ультрадизайновые? Что, «двушкам» нельзя нормальные колпаки хотя бы сделать? Непонятно это, как минимум, непонятно.
Ну, и наконец, дилеру и всем кого он кормит, какой выгоднее Вам продать мотор дорогой или не очень?
И кому же выгодна «4-тактная» философия? Ответ: выгодна всем в цепочке от производителя до кассирши, но, увы, только не Вам.
Выводы
Четырёхтактник иногда бывает предпочтителен для некоторых видов использования, а иногда бывает безальтернативен . Например, для известных видов рыбалки на низких оборотах 4-тактный двигатель больше подходит (хотя, и тут есть о чём поспорить). Для постоянных многочасовых передвижений по воде, будь-то пенсионер, которому нефиг больше делать по жизни, или рыбанутый, который рыбачит сутками, от последнего льда до первого, — этим людям 4 такта также могут оказаться более удобными. И, конечно, не стоит забывать о профессиональных пассажироперевозчиках — вот кому важен и ресурс, и экономия.
Но что дадут «четыре такта» обычному небогатому водномоторнику, отдыхающему на речке по погожим, тихим выходным, обладающему плавсредством, рассчитанным для моторов 30-60 л.с.? Ничего, кроме чувства облегчения кармана от лишних денег. Как бы при этом стильно и престижно не смотрелось на транце «экономно-дорогое» приобретение.
Таким образом, выбор для небольших сезонных пробегов 4-тактного лодочного мотора, если он значительно дороже 2-тактного такой же мощности, выглядит убыточным и нерациональным. Во всяком случае, для тех, кто считает деньги.
Ой спасибо за статью! Я чуть не вляпался. Сокрушался по дорогим 4х-тктникам, думал как деньги гоношить буду. Прям выдохнул. СПАСИБО!
Пожалуйста!
Есть пословица: сэкономленные деньги — это ваш заработок. Вы убедились, что иногда, чтобы заработать деньги, достаточно прочесть статью? )))
На самом деле информации в интернете много, вот только она а)не систематизирована и б)лоббирована. На форумах тот,кто не купил движок аргументируют начитавшись описаний от продавцов,а тот, кто купил -«своё болото» хвалит. И всегда, когда долго копаешь оказываешься в онлайн магазине:-) . Статьи специалистов(настоящих) -редкость, а тут всё чётко по полочкам разложено. Спасибо!
Я не согласен в корне с автором статьи. Если бы производители моторов не вводили бы новшества в маломоторные агрегаты, то мы до сих пор ходили бы на паровых двигателях….а еще может галеоны с рабами на веслах….технологии не стоят на месте и двигатели сложнее,электроники больше.Авто без инжектора уже ни кто не мыслит.Почему же лодкомоторам не стремится к лучшему.Технологиям дорогу,старье в гараж и музей…,хотя некоторые экземпляры стоят как «паровоз на запасном пути» и будут востребованы всегда.
Вы пишите правильные вещи. Но данная статья никакого отношения к вопросам актуальности НТП не имеет.
Абсолютно согласен с Автором. Замечательная статья. Особенно понравилось про 807 моточасов!!!
У автора 2 тактный мотор. Я видел людей у которых ханкай, они говорят что это лучший мотор в мире. Совсем скоро наша любимая гос дума в ведёт запрет на так. Тогда посмотрите как такие как автор первыми побегут за 4т. И потом будут хвалить 4х тактные моторы.
я как бы не полностью согласен с автором, он масло не посчитал для двухтактный!!!
а ещё можно мотор и б/у купить, двух или трех годовалый, не обязательно же новый!
Можно, и что?
Да было в статье:
Если вы имеете желание посчитать удельный вес стоимости ежегодной замены моторного масла и двух фильтров в общих затратах для 4-тактного мотора, буду вам признателен и тут же пересчитаю масло для 2-т. Только считать надо от 0 до 1000 мч в год.
Статья , круть . Спасибо автору . Полностью согласен с выводом .
Эконом-выводы в основном правильные. Но мне важнее тихий ход на небольших оборотах и расход л/час, — река небольшая, передвигаюсь по ней мах 10 — 15км- бака хватает (+1,5л резерв), а в лодке места лишнего мало для бензобака, да и таскать его каждый раз. Поэтому «переплата» в 10т.р. за соответствие нужным характеристикам и удобство использования, приемлема. Из минусов 4т это вес, условия транспортировки, обслуживание чуть более трудоемкое.
Мотор должен отвечать Вашим потребностям и возможностям, а кому-какой решайте сами, главное это потом не жалеть о выборе) Да, и кто жалеть-то будет?, мотор же везет!!
Спасибо,думаю о покупке, как раз кстати прочитал!
Спасибо очень помогли с выбором!!
Отчасти согласен, только надо еще учесть масло в 2т. А оно (если нормальное) очень и очень в копеечку влетает. Так что 16 лет там, конечно, не получится, но все равно достаточно долго.
Респект Вам, давно присматриваю мужу мотор в подарок на лодку. Лодку уже подарила, остался мотор:) Вроде определилась с фирмой но вот незадача не знала какой взять двухтактный или четырех, а разница в цене весома. Мы далеко от берега не ходим, значит нам и двухтактный подойдет)
Мастер в Ямахе объяснил, что лучше брать 4Т. Типа там подключил сканер и всё видно, а на 2Т нет. Т типа от хранения сальники ссохнутся, потекут, и не увидишь. И аргумент, что видно моточасы, а это гут при продаже.
Хорошая статья,спасибо-как и в бизнесе нужно учитывать ВСЕ расходы, а не те что лежат на поверхности! Если капнуть ещё немного, то более корректно было бы считать дельту расхода бензина не по моточасам, а по километрам в час! Т.к. за то же время при разнице в расходе примерно в 20% вы уйдёте на расстояние больше примерно на 10% на 2Т! ( возьмём например 5 000 оборотов) то-есть, реальная экономия ещё меньше-не 20% а 10% , не 16 лет, 32))) приблизительно!!!
Все вычисления на коленке за 3 минуты, но приблизительно так и есть) А ещё, я уверен нивелирует разницу первый ремонт и Обслуживание.
Всем спасибо,с Уважением Николай.
Большое спасибо за полезную статью!!!
Всегда любил 2 тактный, ну наверно на них вырос