Содержание
Данная статья предназначена тем, кто не может решить подлежит ли его лодка регистрации или нет.
Удивительно насколько данная тема живет и процветает в сообществе людей-лодочников. Вроде все разложено сто раз по полочкам, но, тем не менее, вопросы с общим паттерном «А нужно ли регистрировать мою лодку?» возникают в «общалках» с изрядной периодичностью.
Jack-in-a-box
Если вы читаете форумы, то вам, конечно, знаком следующий сценарий.
Человек (как правило, новый) задает вопрос, должен ли он регистрировать лодку, если с мотором она весит чуть меньше 200 кг, а вот если поставить ПЛМ мощнее, то она за два центнера уйдёт на весах… Ведь ГИМС пишет гражданам, что если есть на свете такой мотор, с которым лодка вывесит за 200 кг (и который разрешено ставить), то регистрировать её надо. На ГОСТ ссылается…
На любом известном форуме всё время в засаде таится группка людей, которая, немедленно включается в дискуссию и начинает горячо убеждать топикстартера, что ГИМС не права́ и ничего регистрировать не надо.
Трезвомыслящая (во всех смыслах) часть публики в ответ обращает внимание на тот факт, что с мнением государственного органа, уполномоченного надзирать за акваторией, так или иначе имеет смысл считаться.
В конечном итоге, первоупомянутая группка в лице своих особо интеллектуальных и тонко-воспитанных представителей объявляет людей-лодочников, не желающих идти на конфронтацию с ГИМС, «терпилами», «лохами» и прочими «прогибающимися». Далее все дело сводится к клавиатурному пикированию вдалеке от вопроса ТС.
Таков сценарий дискуссий «в этих ваших интернетах» на данную тему. Узнали?
К сожалению, читая годами подобные обсуждения на известных профильных форумах, я пришел к выводу, что они [обсуждения] бесполезны. Нет, конечно, такие острые темы всегда лакмусовые: ведь по тому, как человек ведет себя в интернете можно сделать вывод из чего он, в общем-то, «в реале» сделан.
Вот только обоснованного ответа на заданный вопрос по поводу регистрации в этом потоке ругани Боцман с «Русской Лодки» не встречал.
Поэтому давайте здесь спокойно попробуем разобраться, как же всё-таки лучше поступить в таких двойственных ситуациях с регистрацией\нерегистрацией небольших лодок, умеющих ездить под мотором 9.9 л.с.
Что делать или моё к этому отношение
Законодателем чётко определены плавсредства, которые НЕ подлежат государственной регистрации: — это суда массой до 200 кг. включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт (10,88 л.с.) включительно (п. 1.1. ст. 33 КТМ и п. 1.1 ст. 16 КВВТ).
Однако, ГИМС МЧС РФ придерживается мнения, что под массой судна нужно считать массу укомплектованного судна (МУС). Понятие МУС дано в ГОСТ 8666-3:2012, согласно которому:
масса укомплектованного судна должна задаваться вместе с массой наиболее тяжелого мотора (моторов), рекомендованного изготовителем, вне зависимости оттого, что пользователь может не устанавливать мотор или установить более легкий мотор и сопутствующее оборудование, с массой установленной стационарной топливной системы, систем управления двигателем и рулевой системы.
В обоих кодексах, КВВТ и КТМ, употребляется понятие «масса судна», и почему под ним должна подразумеваться именно МУС абсолютно не понятно. Таким образом, обоснованность требований ГИМС в этой части является сомнительной.
Два пути
Итак, представим, что Вы обладатель какой-либо лодки весом 150 кг, согласно заводской табличке, с установленным на ней мотором Yamaha 9.9 GMHS весом 36 кг. По паспорту на лодку допускается установка двигателя мощностью до 30 л.с. включительно.
- Согласно КВВТ ваша лодка не подлежит государственной регистрации: 150+36=186 (кг), а 186<200.
- По мнению ГИМС МЧС, ваша лодка подлежит государственной регистрации в установленном порядке, так как масса лодки – это не что иное как масса укомплектованного судна, которая должна учитываться с самым тяжелым мотором, разрешенным к установке (ГОСТ 8666-3:2012). Даже самая лёгкая «тридцатка», TohatsuM 30 S, весит 51 кг, не говоря уже о самом тяжелом моторе. Таким образом, с мотором мощностью 30 л.с. ваша лодка весит больше 200 кг.
Ситуация двоякая и путей у вас тоже два.
Путь самурая
Ничего не регистрировать. При наличии вопросов со стороны патрульной группы ГИМС цитировать пункт 1.1 статьи 16 КВВТ.
Этот путь достоин уважения и восхищения, особенно если вы готовы нести следующие издержки:
- 2000-3000 руб. — за управление судном, незарегистрированным в установленном порядке (18.1·3·КоАП);
- 1000-3000 руб. если нет, к тому же, и прав (18.1·2·КоАП);
- От 12000 до 28000 руб. за «услуги» коммерческой штрафстоянки (при наличии), — в зависимости от региона.
По поводу пункта 3 в списке издержек. Напомню, что (с января 2018 года) при управлении маломерным судном, подлежащим государственной регистрации, но не зарегистрированным в установленном порядке, судоводитель отстраняется от управления, а судно отправляется на специализированную стоянку.
Естественно, после таких нововведений появились коммерческие штрафстоянки. Мой город не стал исключением. У нас ценник самого недолгого пребывания на такой «элитной» стоянке составляет для лодок без регистрации 25000 руб. (суммарно: транспортировка+хранение+слип). Это при условии, что вы забрали свою лодку в течение нескольких часов после задержания.
Естественно, при осознании своей правоты, вам нужно идти в суд, который вы, возможно, выиграете.
Однако, кроме материальных издержек на «пути самурая» вас ждут потерянный день и испорченное настроение. В чем это всё измерять решайте сами.
Также необходимо учитывать, что инспектор действует соответственно установкам от начальства, в том числе письменным, пришедшим из МЧС РФ. Он «прикрыт» служебной бумагой, так что пугать его какими-то последствиями Ваших жалоб, вплоть до ООН 🙂 , может оказаться бесполезно.
Маленькая ремарка. Путь самурая является таким тогда и только тогда, когда ваша ГИМС придерживается «теории МУС» и «самого тяжёлого мотора». В противном случае это
Путь здравого смысла
Мне не нужны проблемы (С).
Это первое о чем подумает любой здравомыслящий человек, имея дело с подобной дилеммой. Пусть нежелание конфликтовать с ГИМС выглядит как некий конформизм, но, с другой стороны, ваши лишения на героическом пути борьбы за Право оценят только пять человек на форумах. И что же, стоят они того?
Решать вопрос надо обдуманно и спокойно.
Для начала нужно выяснить позицию именно вашей, местной ГИМС, в отношении того подлежит ли ваша лодка регистрации. Тут потребуется подождать некоторое время, но в межсезонье, это, согласитесь, не имеет большого значения.
Устный ответ ГИМС вам не нужен, его «на воде» инспектору не предъявишь. Да и зачем терять время на поездку, если можно обратиться в ГИМС письменно, через интернет? У каждого регионального подразделения имеется сайт, где есть интернет-форма для обращений граждан.
Вы должны задать конкретный вопрос по поводу именно вашей лодки. Укажите модель, паспортные характеристики, марку, модель, мощность и вес установленного мотора и далее спросите, подлежит ли эта лодка регистрации. Укажите свой действительный почтовый адрес.
Если ответят, что ваша лодка не подлежит регистрации, кладете в пакет это письмо и возите с собой, на случай встречи с инспектором-адептом теории МУС.
Если ваша ГИМС ответит, что регистрировать лодку надо, — идите и регистрируйте. Можно, конечно, и дальше ничего не делать и спокойно кататься, но вряд ли это хорошо стыкуется со здравым смыслом, если только вы не вознамерились сделать репортаж для YouTube с водной штрафстоянки от первого лица 🙂 . Не забудьте только поделиться с Боцманом, как с автором идеи, когда будете грести деньги за просмотры 🙂 .
Заметьте, после того как лодка будет зарегистрирована, вам никто не помешает обратиться в суд с иском об отмене государственной регистрации в силу того, что ваше маломерное судно регистрации не подлежит.
Если суд проиграете, что ж, значит шансов у вас не было и вы правильно сделали, что согласились с требованиями ГИМС и сначала зарегистрировали свою лодку.
Если же выиграете, вас будут уважать все: семья, друзья, ГИМС, прогрессивная водномоторная интернет-общественность, а главное — вы сами 🙂 .
Вот этим и отличается путь здравомыслящего человека, которому не нужны лишние проблемы. Также, как и на «пути самурая», с гордостью отстаиваете свои права через суд, — вот только без штрафстоянок, потерянных (возможно навсегда) денег и испорченных выходных.
Итого
У каждого человека оценка ситуации своя. Описанные пути решения вопроса имеют свои рациональные стороны. К тому же инспектор может и не пойти на крайние меры, видя, что вопрос спорный.
Словом, если вы уверены, что никаких нежелательных последствий не будет, судоходствуйте на здоровье. Но в ГИМС позвонить (хотя бы) не помешает.
Так что думайте сами, решайте сами.
Извините, но для кого эта статья? Кому придет в голову спрашивать на форуме то что можно выяснить в гимс за 1 мин телефонного разговора?
Вы первом же абзаце статьи означен круг читателей. Поэтому речь, главным образом, не о форумах.
Попутно же написано, что нужно неясные вопросы с регистрацией решать с инспекцией по маломерным судам, если действительно хотите их решать, а не действовать на авось.
Но, всё-таки, главным образом статья о том что делать, если есть сомнения в том, что Ваша лодка подлежит государственной регистрации в установленном порядке.
Спасибо за Ваш комментарий.
«Если же выиграете, вас будут уважать все: семья, друзья, ГИМС, прогрессивная водномоторная интернет-общественность, а главное — вы сами»
Это, кстати, важно — ведь во все времена были первые, их называли по-разному, первопроходцами, альтруистами, жертвователями..
Так что не нужно недооценивать.
Зато потом все остальные смогут иметь на руках вполне себе конкретный скан судебного решения, которым можно аргументировать свою позицию не только при общении с ГИМС, но и использовать в суде как состоявшийся прецедент.
А за 1 минуту в ГИМСе может ответить как квалифицированный инспектор с юридическим образованием и опытом, так и простой инспектор Вася с дальнего кордона. А нужно, чтобы ответили так, как именно по закону, а не по васиному мнению с опорой на такого же васиного начальника.
На истину, как обычно, не претендую, но уважать себя и уметь отстаивать свою позицию всегда достойно уважения.
Такой вопрос. ГИМС сказал ,что носовой лодочный мотор надо вписывать в судовой билет иначе штраф. И что в сумме с ямахой 9.9 маленькая лодка перестает быть не регистратом. Так ли это?