Содержание
26 июля 2019 года Президентом РФ подписан Закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение правил использования воздушного пространства, а также правил плавания» (217-ФЗ).
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Дата опубликования: 26.07.2019 (Официальный интернет-портал правовой информации).
Коротко о главном
Для судоводителей маломерных увеличены штрафы за нарушения правил плавания.
Некоторые штрафы увеличены в 10 раз.
Менее всего увеличились штрафы за нарушения по ч.2 ст. 11.7 (скорость, стоянка, маневрирование, звукосигналы, бортовые огни и знаки) – с 300-500 руб. до 500-1000 руб.
Самые строгие санкции устанавливает статья 11.8.
За отсутствие техосмотра, бортовых номеров, за незаконное переоборудование, превышение норм пассажировместимости штраф составит от 5000 до 10000 руб.
Отсутствие прав (не при себе, а вообще — отсутствие) или передача управление лодкой лицу, у которого они отсутствуют – от 10000 до 15000 руб.
Управление незарегистрированным в установленном порядке маломерным судном или судном, имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация – от 15000 до 20000 руб.
Подробно
Причины и обоснования
Правила использования воздушного пространства нас, как водномоторников, не касаются совсем. В данном документе нам интересны только изменения относительно штрафов за нарушения «на воде». На них мы и остановимся.
На стадии рассмотрения к проекту Закона прилагалась пояснительная записка, в которой обосновывается повышение штрафов:
Меры административной ответственности за нарушение правил плавания и эксплуатации судна (статьи 11.7 и 11.8 Кодекса) установлены Федеральным законом от 22 июня 2007 г. № 116-ФЗ… …Согласно статистическим данным Росстата общий объем инфляции с 2007 года составил около 95%, с 2009 года — около 70%, в связи с чем фактические значения действующих административных санкций сократились и несоразмерны административным правонарушениям…
…Не снижается аварийность на морском и внутреннем водном транспорте. В 2016 году зафиксировано 88 аварий, в 2017 году — 89 аварий. Причиной 84% аварий является «человеческий фактор», в том числе пренебрежение положениями правил плавания. Учитывая изложенное, а также высокую степень общественной опасности рассматриваемых правонарушений, действующие меры административной ответственности за нарушения правил использования воздушного пространства, а также правил плавания нуждаются в пересмотре.
Какие статьи КоАП изменены
Будут перечислены статьи, которые касаются нас, судоводителей маломерных судов.
Статья 11.7. Нарушение правил плавания
Судоводителей маломерных судов в этой статье КоАП касается только вторая часть, которую и привожу (изменения выделены жирным цветом):
2. Превышение судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков, —
влечет предупреждение, или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей, или лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев
Ранее размер штрафа по ч.2 ст 11.7 составлял 300-500 руб. Таким образом предельный размер штрафа увеличен вдвое.
Статья 11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления
Данная статья с января 2018 года уже преображалась, обзаведясь третьей частью, куда были вынесены нарушения, при которых судно помещалось на специализированную стоянку. Статья в очередной раз меняется. Ниже её текст с внесенными изменениями по всем трём частям.
Часть 1
1. Управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Ранее размер штрафа по ч.1 ст 11.8 составлял 500-1000 руб. Таким образом предельный размер штрафа увеличен в десять раз.
Часть 2
2. Управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления судном лицу, не имеющему права управления, —
влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Ранее размер штрафа по ч.2 ст 11.8 составлял 1000-2000 руб. Таким образом предельный размер штрафа увеличен в десять раз.
Часть 3
3. Управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не зарегистрированным в установленном порядке либо имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Ранее размер штрафа по ч.3 ст 11.8 составлял 2000-3000 руб. Таким образом предельный размер штрафа увеличен в 6,7 раза.
Выводы
Чтобы людям-лодочникам не показался (после проверки на акватории) неожиданностью факт, что они должны выложить 5-10 тыс. руб за то, что «прошляпили» техосмотр, делитесь ссылкой на данный материал с коллегами по хобби.
Отдать 10-15 тыс. руб за отсутствие прав тоже вполне ощутимо.
Ну, и, конечно же, всё это очень неприятная новость для любителей снять лодку с учета и ездить дальше. Во всяком случае, перспектива расстаться с суммой 15-20 тыс. руб. (плюс расходы на штрафстоянку) способна несколько скорректировать экономические расчёты.
К слову, за последние два года это уже второе увеличение штрафов за нарушения по статье 11.8.
Нюанс
Если Вы не забывчивый, техосомтр Ваша лодка пройдет вовремя.
Если Вы адекватный человек, Вы лучше отдадите 10-15 тысяч за курсы судоводителей и получите права, чем платить эту сумму за их отсутствие в виде штрафа , оплачивать штрафстоянку и потом всё же платить за курсы.
Но вот касательно части 3 статьи 11.8 нарушителем может стать просто недостаточно информированный судоводитель, не читавший последних «методичек».
Возьмем для примера некого воображаемого лодочника, назовем его Речновский Иван Речнович.
Иван Речнович прочитал в Кодексе внутреннего водного транспорта, что если лодка весит не более 200 кг и мотор на ней не мощнее 10,88 л.с., то регистрировать её не надо.
И купил по случаю Речновский старую советскую лодку весом 160 кг с моторчиком Ямаха 9.9 (36 кг). Всё вместе — 196 кг, что меньше 200, а значит не надо регистрировать в ГИМС, а раз не надо регистрировать, то и прав не надо.
Счастливый Иван наслаждается отдыхом на водных просторах своих родных мест.
Но вот останавливают как-то на воде гр. Речновского некие тоже воображаемые инспекторы. Просят показать судовой билет и удостоверение на право управления маломерным судном. Естественно, с осознанием своей правоты, Иван Речнович объясняет, что ни того, ни другого документа у него нет и быть не может, т.к. лодка весит меньше 200 кг., а это нерегистрат.
«Так-то оно так», — вежливо отвечают ему, — но вес лодки, уважаемый Иван Речнович, считается вместе с якорем, веревками, спасательными жилетами, веслами и прочими предметами снабжения согласно нормам, а это, в Вашем случае, больше 200 кг».
И действительно — по последним установкам ГИМС, видимо, решено определять лодку взвешиванием вместе с мотором и всем положенным снаряжением.
Учитывая это, получается, что административные правонарушения нашего вымышленного лодочника образуют составы по части 2 (нет «прав») и части 3 статьи 11.8 КоАП РФ (управление судном, не зарегистрированным в установленном порядке). Вопрос о наличии техосмотра (ч.1 ст. 11.8) конечно может быть поднят, но не думаю, что здесь все однозначно.
На уплату штрафов таким образом из семейного бюджета Речновских придется выделить от 25 до 35 тысяч рублей. А если на акватории имеется ещё и штрафстоянка на коммерческой основе, то цена «ошибки резидента» возрастет ой как ощутимо!
Но ведь в КВВТ ничего про снаряжение не написано.Вот Иван Речнович и прочел статью Кодекса, сложил паспортные массы лодки и мотора и получил вес «нерегистрата». Выходит что-то нарушил, даже не подозревая об этом.
И ладно бы еще методика «определения» массы маломерного судна, будучи доведена раз до судоводителя, застыла бы как в граните. Нет, с 12-го года она уже меняется третий раз.
Мораль у этой басни такова: цена Вашей ошибки в определении того подлежит Ваша лодка регистрации или нет теперь просто заоблачно высока.
А посему
Если сомневаетесь, если лодка «вот так» не подлежит государственной регистрации, а «вот так» подлежит, не жалейте времени, идите в ГИМС и задавайте конкретный вопрос по Вашей лодке.
Если там скажут, что не надо регистрировать, пишите всё равно заявление на регистрацию, пусть выдадут письменный отказ с указанием причины.
Всё это, естественно, для сомнительных случаев. Если лодка с мотором и «снарягой» далеко не дотягивает до 200 кг, никуда ходить не надо!
Семь футов!
С мотором вихрь 20 регистрировать надо обязательно не смотря на массу судна. Масса судна согласно ГОСТ это не только вес комплектации но и вес самого тяжелого максимально допустимого на данное судно мотора.
Да, точно, спасибо, что обратили внимание на опечатку.
Вы правы насчет ГОСТ, но теперь, похоже, вес лодки опять определяется взвешиванием. Следите за новостями на «Русской Лодке».
При заявлении на регистрацию, в ГИМС отказ не напишут, т.к добровольно можно зарегистрировать любую лодку. И Вам в этом никто не откажет.
В Административном регламенте в перечне оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации в числе прочих указывается следующая причина: