Правила плавания судов по внутренним водным путям Утверждены приказом Минтранса России № 19 от 19.01.2018

Приложение № 4

Приложение № 4

к Правилам плавания судов

по внутренним водным путям

(пп. 73, 97)

 

ЗНАКИ НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ И НАВИГАЦИОННЫЕ ОГНИ

 

  1. Знаки навигационного оборудования и навигационные огни предназначены для обеспечения безопасных условий плавания судов и сохранности искусственных сооружений на ВВП.
  2. Навигационные огни должны действовать от захода до восхода солнца.
  3. Характер навигационных огней:

постоянный;

проблесковый — периодически повторяющиеся проблески;

двухпроблесковый — периодически повторяющиеся группы из двух проблесков;

частопроблесковый — непрерывно повторяющиеся частые проблески;

группочастопроблесковый — периодически повторяющиеся группы из 4 — 5 проблесков;

пульсирующий — непрерывно повторяющиеся световые импульсы;

прерывисто-пульсирующий — периодически повторяющиеся группы из пульсирующих проблесков;

затмевающийся — периодически повторяющиеся проблески и кратковременные затмения.

  1. На знаках навигационного оборудования, на которых отсутствуют навигационные огни, может применяться светоотражающее покрытие.
  2. Правой кромкой судового хода является кромка судового хода, расположенная справа при движении вниз по течению.

Левой кромкой судового хода является кромка судового хода, расположенная слева при движении вниз по течению.

На транзитных судовых ходах водохранилищ правая или левая кромка судового хода определяется по направлению течения от зоны выклинивания подпора к плотине.

На подходах к портам, пристаням, убежищам, а также на судовых ходах притоков, впадающих в водохранилище, правая или левая кромка судового хода определяется по направлению течения к транзитному судовому ходу.

На каналах и озерах правая или левая кромка судового хода определяется по направлению условного течения.

  1. Навигационное оборудование латеральной системы состоит из береговых и плавучих знаков.

 

  1. Плавучие знаки навигационного оборудования латеральной системы и их навигационные огни

К плавучим знакам навигационного оборудования относятся кромочные, поворотные, свальные, разделительные, осевые, поворотно-осевые знаки и знаки опасности.

7.1. Кромочные знаки, обозначающие кромки судового хода

7.1.1. На правой кромке судового хода:

красный цилиндрический буй, красный шарообразный бакен, красная веха с черной топовой фигурой в форме шара;

навигационный огонь красного цвета, постоянный или проблесковый.

7.1.2. На левой кромке судового хода:

белый или черный конический буй, белый конический бакен, белая веха без топовой фигуры;

навигационный огонь зеленого или белого цвета, постоянный или проблесковый.

7.2. Поворотные знаки, обозначающие поворот судового хода, имеющий значительную протяженность, или поворотов судового хода на участках ВВП с ограниченным обзором или скальным дном.

7.2.1. На правой кромке судового хода:

красный цилиндрический буй с широкой горизонтальной белой или черной полосой;

навигационный огонь красного цвета, проблесковый или частопроблесковый.

7.2.2. На левой кромке судового хода:

белый конический буй с широкой горизонтальной черной полосой или черный конический буй с широкой горизонтальной белой полосой;

навигационный огонь зеленого или белого цвета, проблесковый или частопроблесковый.

7.3. Свальные знаки предназначены для обозначения свального течения, не совпадающего с направлением судового хода, устанавливаемые на кромке судового хода, противоположной свалу, выше по течению:

7.3.1. На правой кромке судового хода:

цилиндрический буй, верхняя половина которого красная, а нижняя белая или черная;

цилиндрический бакен, верхняя половина которого красная, а нижняя белая или черная;

навигационный огонь красного цвета, проблесковый или группочастопроблесковый.

7.3.2. На левой кромке судового хода:

конический буй, верхняя половина которого белая, а нижняя черная;

конический бакен, верхняя половина которого белая, а нижняя черная;

навигационный огонь зеленого цвета, проблесковый или группочастопроблесковый.

7.4. Разделительные знаки предназначены для обозначения разделения судового хода:

7.4.1. Разделительный буй с красными и белыми равными чередующимися вертикальными полосами или красными и черными равными чередующимися вертикальными полосами. В темное время суток обозначается огнем, состоящим из двух проблесковых огней, установленных по вертикальной линии друг над другом, дающих попеременные проблески красного и зеленого цвета или красного и белого цвета.

7.4.2. Парный знак состоит из двух бакенов красного и белого цвета, которые устанавливаются в месте разделения судового хода так, чтобы красный бакен показывал правую кромку, а белый бакен — левую кромку разделенных судовых ходов. В темное время суток обозначается проблесковым огнем красного цвета на красном бакене и проблесковым огнем зеленого или белого цвета — на белом бакене.

7.5. Осевой знак, обозначающий ось судового хода, представляет собой белый конический буй с двумя горизонтальными широкими черными или красными полосами, веха белая с двумя черными полосами с черной топовой фигурой в форме шара;

навигационный огонь белого цвета, двухпроблесковый.

7.6. Поворотно-осевые знаки предназначены для обозначения поворота оси судового хода:

красный конический буй с двумя белыми или черными широкими горизонтальными полосами или веха с черной топовой фигурой в форме шара с двумя черными или белыми и тремя красными, чередующимися равными по ширине горизонтальными полосами;

навигационный огонь — белого цвета, группочастопроблесковый.

7.7. Знаки опасности, ограждающие опасные места у кромок судового хода

7.7.1. На правой кромке судового хода:

красный цилиндрический буй с изображением вертикальной и горизонтальной полос, нанесенных в виде креста, белого или черного цвета;

навигационный огонь красного цвета, проблесковый или двухпроблесковый.

7.7.2. На левой кромке судового хода:

белый конический буй с изображением вертикальной и горизонтальной полос, нанесенных в виде креста, черного цвета;

навигационный огонь зеленого цвета, проблесковый или двухпроблесковый.

 

  1. Береговые знаки навигационного оборудования латеральной системы и их навигационные огни

К береговым знакам навигационного оборудования латеральной системы относятся створные, перевальные, ходовые и весенние знаки, знаки «Ориентир» и «Путевой огонь», сигнализация судоходных пролетов мостов.

8.1. Цвет щитов береговых створных и перевальных знаков выбирается для создания контраста с фоном местности (светлый или темный) и не зависит от того, на каком берегу знак установлен. Цвет навигационных огней берегового знака соответствует правому или левому берегу в зависимости от того, на каком берегу знак установлен.

8.2. Створ осевой предназначен для обозначения оси судового хода и состоит из двух знаков — переднего и заднего.

Каждый из знаков представляет собой щит квадратной, прямоугольной (длинная сторона прямоугольника располагается вертикально) или трапецеидальной формы красного или белого цвета.

На центральной вертикальной оси щита красного цвета нанесена белая или черная вертикальная полоса. На центральной вертикальной оси щита белого цвета нанесена черная вертикальная полоса.

Навигационные огни на знаках, установленных на правом берегу, — красного, белого или желтого цвета.

Навигационные огни на знаках, установленных на левом берегу, — зеленого, белого или желтого цвета.

На передних знаках навигационные огни постоянные, на задних знаках — проблесковые.

8.3. Створ щелевой предназначен для обозначения положения судового хода и его кромок и состоит из трех знаков — двух передних и одного заднего.

Знаки представляют собой щиты прямоугольной формы (длинная сторона прямоугольника располагается вертикально) красного или белого цвета.

На центральной вертикальной оси щита красного цвета нанесена белая или черная вертикальная полоса. На центральной вертикальной оси щита белого цвета нанесена черная вертикальная полоса.

Навигационные огни на знаках, установленных на правом или левом берегу, желтого цвета — на передних знаках постоянные, на заднем — проблесковые.

8.4. Створ кромочный предназначен для обозначения направления судового хода и его кромок.

Передний знак представляет собой щит прямоугольной формы, а задний — щит трапецеидальной формы, оба знака красного или белого цвета.

Навигационные огни на правой кромке — красного цвета, на левой — зеленого цвета, на переднем знаке — огонь постоянный, на заднем знаке — двухпроблесковый.

8.5. Перевальный знак предназначен для обозначения направления судового хода.

Знак представляет собой щит прямоугольной или трапецеидальной формы красного или белого цвета.

Навигационный огонь на знаке, установленном на правом берегу, — красного, белого или желтого цвета, на левом берегу, — зеленого, белого или желтого цвета, постоянный или проблесковый.

8.6. Ходовой знак предназначен для обозначения судового хода, расположенного у берега.

Знак представляет собой щит ромбовидной формы, установленный так, чтобы большая диагональ ромба располагалась вертикально.

Знак, установленный на правом берегу красного цвета, на левом — белого цвета.

Навигационные огни знака, установленного на правом берегу, — красного цвета, на левом — зеленого цвета, проблесковые.

8.7. Весенний знак предназначен для обозначения затопленных берегов.

Знак, установленный на правом берегу, представляет собой щит круглой формы красного цвета, на левом — трапецеидальной формы белого цвета.

Навигационный огонь знака, установленного на правом берегу, — красного цвета, на левом — зеленого цвета, постоянный.

8.8. Знак «Ориентир» предназначен для обозначения характерных мест судоходного пути.

Знак представляет собой щит прямоугольной или трапецеидальной формы.

Знак, установленный на правом берегу, красного цвета с двумя горизонтальными белыми полосками, на левом — черного цвета с двумя горизонтальными белыми полосками.

Навигационный огонь знака, установленного на правом берегу, — красного, белого или желтого цвета, на левом — зеленого, белого или желтого цвета, двухпроблесковый.

8.9. Знак «Путевой огонь» предназначен для обозначения берегов (кромок) судоходного канала.

Знак представляет собой навигационный огонь, установленный на правом берегу, — красного цвета, на левом — зеленого цвета, постоянный или проблесковый.

8.10. Сигнализация судоходных пролетов мостов

8.10.1. Для обозначения оси судового хода в судоходном пролете моста устанавливаются щиты квадратной, круглой или треугольной формы.

При светлом фоне мостовых конструкций цвет указанных щитов — красный, при темном фоне мостовых конструкций — белый.

Для судов и составов, идущих снизу, используются щиты квадратной формы.

Для судов и составов, идущих сверху, используются щиты квадратной формы, установленные таким образом, чтобы одна из диагоналей квадрата располагалась вертикально.

Для плотовых составов используются щиты круглой формы.

Для судов длиной 20 метров и менее используются щиты треугольной формы, установленные таким образом, чтобы вершина треугольника была направлена вниз.

Навигационные огни для судов (составов) состоят из двух постоянных огней красного цвета, расположенных друг над другом по вертикальной линии.

Навигационные огни для плотовых составов состоят из двух постоянных огней зеленого цвета, расположенных друг над другом по вертикальной линии.

8.10.2. Для обозначения подмостового габарита и кромок судового хода в судоходных пролетах моста устанавливаются квадратные щиты зеленого или белого цвета на каждой опоре или кромке.

Количество щитов указывает высоту судоходного пролета моста:

один щит — высота судоходного пролета моста менее десяти метров;

два щита — высота судоходного пролета моста десять метров и более, но менее 13 метров;

три щита — высота судоходного пролета моста 13 метров и более, но менее 16 метров;

четыре щита — высота судоходного пролета моста 16 метров и более.

Навигационные огни зеленого цвета, постоянные, по одному у каждого щита.

8.10.3. Огни-указатели разводного пролета наплавного моста предназначены для обозначения открытого судоходного пролета наплавного моста.

В случаях, когда разводная часть наплавного моста отведена к левому берегу:

на левом берегу выставляется три навигационных огня зеленого цвета, два из которых расположены на углах неподвижной части наплавного моста, выходящих на судовой ход, а третий огонь — на наиболее удаленном от неподвижной части моста углу разводной части наплавного моста, выходящем на судовой ход.

на правом берегу выставляется два навигационных огня красного цвета, расположенных на углах неподвижной части наплавного моста, выходящих на судовой ход.

Когда разводная часть наплавного моста отведена к правому берегу:

на левом берегу выставляется два навигационных огня зеленого цвета, расположенных на углах неподвижной части наплавного моста, выходящих на судовой ход;

на правом берегу выставляется три навигационных огня красного цвета, два из которых расположены на углах неподвижной части наплавного моста, выходящих на судовой ход, а третий огонь — на наиболее удаленном от неподвижной части моста углу разводной части наплавного моста, выходящем на судовой ход.

Все указанные навигационные огни постоянные.

 

  1. Плавучие знаки навигационного оборудования кардинальной системы и их навигационные огни

9.1. Знаки навигационного оборудования кардинальной системы предназначены для ограждения навигационных опасностей и выставляются вокруг навигационной опасности в соответствии со сторонами света.

9.2. Горизонт вокруг навигационной опасности делится на северный, восточный, южный и западный секторы, которые ограничены истинными пеленгами, взятыми из обозначаемой точки (опасности) следующим образом:

северный сектор — сектор между истинными пеленгами 315° и 45°;

восточный сектор — сектор между истинными пеленгами 45° и 135°;

южный сектор — сектор между истинными пеленгами 135° и 225°;

западный сектор — сектор между истинными пеленгами 225° и 315°.

Кардинальный знак навигационного оборудования называется по наименованию сектора, в котором он находится.

9.3. Кардинальные знаки навигационного оборудования выставляют вокруг навигационной опасности в одном, нескольких или во всех секторах одновременно и показывают сторону, с которой следует обходить ограждаемую навигационную опасность.

9.4. Описание кардинальных знаков навигационного оборудования

9.4.1. «Северный»

Знак представляет собой буй (веху), верхняя часть которого черного цвета, нижняя — желтого цвета, с топовой фигурой, состоящей из двух черных конусов вершинами вверх, расположенных один над другим.

Навигационный огонь белого цвета, частопроблесковый.

Знак выставляется в северном секторе к северу от опасности.

9.4.2. «Южный»

Знак представляет собой буй (веху), верхняя часть которого желтого цвета, нижняя — черного цвета, с топовой фигурой, состоящей из двух черных конусов вершинами вниз, расположенных один над другим.

Навигационный огонь белого цвета, состоящий из шести частых проблесков, за которыми следует один длительный проблеск продолжительностью 15 секунд.

Знак выставляется в южном секторе к югу от опасности.

9.4.3. «Восточный»

Знак представляет собой буй (веху) черного цвета, с одной широкой горизонтальной полосой желтого цвета, с топовой фигурой, состоящей из двух черных конусов, расположенных один над другим основаниями друг к другу.

Навигационный огонь белого цвета, состоит из трех частых проблесков, показываемых с периодичностью десять секунд.

Знак выставляется в восточном секторе к востоку от опасности.

9.4.4. «Западный»

Знак представляет собой буй (веху) желтого цвета, с горизонтальной полосой черного цвета, с топовой фигурой, состоящей из двух черных конусов, расположенных один над другим вершинами друг к другу.

Навигационный огонь белого цвета, состоит из девяти частых проблесков, показываемых с периодичностью 15 секунд.

Знак выставляется в западном секторе к западу от опасности.

 

  1. Знак навигационного оборудования, обозначающий отдельные опасные места, и его огонь.

Знак представляет собой буй черного цвета с широкой горизонтальной полосой красного цвета или веху/бакен черного цвета с одной или несколькими горизонтальными полосами красного цвета, с топовой фигурой, состоящей из двух черных шаров, расположенных один над другим.

Навигационный огонь белого цвета двухпроблесковый.

Знак выставляется непосредственно над опасностью.