ПЛМ Yamaha F60CETL (FETL) — крепкий середнячок

Спецификация (технические характеристики) подвесного лодочного мотора Yamaha F60CETL

ПроизводительYamaha Motor Company Limited, Япония
(Yamaha Hatsudōki Kabushiki-gaisha)
Марка:Yamaha
Модель:Yamaha F60CETL
Тип двигателя:4-тактный, бензиновый
Мощность, л.с.:60
Мощность, кВт:44.13
Вес двигателя, кг:111
Предельный вес глиссирующего судна, кг:1089
Максимальный расход топлива, л\час:20
Предэксплуатационная обкатка, час:10
Система запуска двигателя:Электростартер
Система управления:Рулевое управление
Регулировка угла откидки мотора:Гидроподъем
Необходимая высота транца судна, мм:406
Передаточное число редуктора:1,85
Степень сжатия:9,5
Топливная система:инжекторная
Система смазки двигателя:картерная
Число цилиндров:4
Число клапанов:8
Тип ГРМ:SOHC (1 верхний распредвал)
Обороты максимальные, WOT, об\мин:5000-6000
Рабочий объем двигателя, см3:996
Диаметр циллиндра, мм:65
Ход поршня, мм:75
Топливная ёмкость:внешний бензобак
Цена в рублях:505400
Цена в долларах США:7930

Поговорим об одном из самых распространенных на наших лодках моторе Yamaha F60FETL (он же F60CETL, он же F60TLR он же он же Гоша,он же Гога,он же Жора).

Литровый рабочий объем в сочетании с 4-мя цилиндрами  и простой 8-клапанной конструкцией даёт хороший крутящий момент на низких и средних оборотах. Это позволяет использовать редуктор с передаточным числом 1,85, что (в свою очередь) облегчает подбор винта для ваших задач. А выбор винтов довольно широк. Однако, по ПЧ лучше всего этот ПЛМ подойдёт к лодкам вес которых не превышает 400-450 кг. Хотя на 12, а тем более 11-ом шаге вытолкнет на глиссирование и тонну веса.

Yamaha F60 — рядная «четверка», т.е. более-менее благополучна в плане уравновешенности. Конкурент — 3-хцилиндровый Suzuki DF60, как и любой рядный трёх-цилиндровый двигатель, неуравновешен по моментам сил.

Правда, в отличие от последнего, F60 — восьми-клапанный SOHC, что ограничивает максимальные обороты в минуту при полностью открытой дроссельной заслонке 6-ю тысячами (Suzuki DF60 выкручивает 6300 об\мин).

На какие лодки уместен F60

Тут отечетвенные и зарубежные традиции существенно отличаются. Если наш водномоторник не успокоится пока не поставит 60 л.с. даже на корпус 4,60 метра (буде такая возможность), то за рубежом как-то не принято так борщить и перебарщивать. В тестах по лодкам я нашёл очень мало, буквально единицы, официальных отчетов, где Yamaha F60 тестировалась бы на лодке длинной менее 5м. Зато опубликованных испытаний F60 на лодках 5 и более (вплоть до 5.4-5.5) метров очень даже большое количество.

Вывод: мотор задумывался как силовая установка для лодок 5 и 5+ метров. Далее решать Вам.

Скорость и расход

Как видно из таблички со спецификацией данного ПЛМ, максимальный расход — 20 л\час. Скорость, естественно, зависит от размеров, конфигурации и веса корпуса.

Немного фактологии

Для лучшего понимания того, что из себя представляет Yamaha F60FETL (CETL) давайте посмотрим на результаты эксплуатационных тестов данного ПЛМ на двух алюминиевых лодках:

Лодки G3 и Polar Kraft

Лодки, на которых проводился данный тест F60

  1. G3 Boats Angler V 167 C. Длина — 4,87 м ширина — 196 см, вес — 371,95 кг, килеватость: средняя (9,5°) винт: 10-3/8 x 13″;
  2. Polar Kraft Outlander V 179 SE. Длина — 5,41 м, ширина — 244, вес —  445 кг, килеватость: малая, винт: 11-5/8 x 11″;

Винты подобраны так, чтобы мотор выкручивал верх паспортного диапазона оборотов, т.е. 6000 в минуту.

Результаты получились следующие:

обороты, в мин Polar Kraft Outlander V 179 SE G3 Boats Angler V 167 C
скорость, км\ч расход топлива, л\100 км скорость, км\ч расход топлива, л\100 км
1000 5,47 20,75 5,15 29,40
1500 8,21 27,67 7,40 30,68
2000 10,14 33,60 9,50 35,88
2500 11,75 38,67 11,59 42,47
3000 15,29 39,62 18,35 35,08
3500 22,37 28,77 27,04 25,20
4000 30,09 28,93 35,41 24,59
4500 35,57 29,80 42,00 26,13
5000 40,23 32,93 47,31 28,00
5500 44,26 40,20 53,27 31,27
6000 47,80 43,56 58,10 35,18

Чтобы не перегружать таблицу данными я не включил сюда часовой расход бензина. Скажу только для информации, что для G3 V167 минимальный расход составил 1,51 л\ч, максимальный 20,44 л\ч, для Polar Kraft — 1,14 и 20,82 л\ч соответственно.

При выборе мотора нам важно знать такой параметр как наиболее экономичная скорость передвижения в основном режиме передвижения, т.е. крейсерская скорость. Не менее важен диапазон оборотов, который соответствует минимальному расходу топлива.

Скорость, обороты и экономичность

На основании данных из таблицы выше построим два простых графика:

Расход топлива для Yamaha F60

Зависимость расхода топлива от оборотов для подвесного лодочного мотора Yamaha F60FETL

Минимальные обороты при которых лодка глиссирует обозначены на каждой кривой точкой. Для Polar Craft это 3500 об\мин (27 км\ч), для G3 Boats Angler — 4000 об\мин (31 км\ч). Эти обороты соответствуют минимальному путевому расходу лодок в режиме глиссирования — 24,59 л\100 км  для первой и 28,77  для второй.

Я специально здесь не расписываю часовой расход. Если речь идет о тестах конкретных лодок на экономичные режимы передвижения, этот параметр бесполезен. К примеру «F60» на «G3 Boats Angler» при 2500 об\мин расходует, казалось бы совсем ничего — 4,92 л\час. А при 5000 оборотах уже расход составляет 13,25 л\час, т.е. больше в 2,7 раза. Вот только путевой расход при 2500 42,7 л на сотню, а при 5000 — 28 л. При этом скорость при 2500 об. — 11,6 км\ч, а при 5000 об. — 42,3 км\ч. Ну и что нам этот часовой расход даёт? Только общую информированность.

Вернемся к графику. С крейсерскими скоростями определились. Теперь посмотрим на наиболее экономичный диапазон оборотов. Всё время плестись на 30 км в час как-то скучно, хоть и дешево. Ощутимо расход возрастает у обеих лодок начиная с 5000 оборотов. Следовательно, чтобы не платить лишнего за бензин нужно держаться в пределах 4000-5000. Лично я на F60 предпочитаю 4700, что на моей лодке (Салют-480) соответствует скорости 43-47 км\ч (в зависимости от условий акватории и загрузки). Расход топлива при этом составляет ~37 л на 100 км, т.е. полтора пластиковых ямаховских бака.  По-моему, неплохо.

Сама конструкция F60 проста, неубиваема и не так требовательна к качеству бензина, как его некоторые его конкуренты. Т.е. надежность — основное преимущество данного ПЛМ.

В общем, если Вы настроились на 4 такта и  60 лошадиных сил, то лучше Yamaha F60CETL (или F60FETL, что одно и то же, только чуть другой дизайн колпака) Вам (на мой взгляд) не найти.

Yamaha F60CETL