Сравнительные тесты Yamaha F60 и Yamaha F70

Yamaha F60 или Yamaha F70: что выбрать из этих двух очень похожих моторов? Какие у F70 преимущества и стоят ли они разницы в цене?

Тесты и факты

Каждый год Yamaha Motor Company Limited выпускает бюллетени (testfacts) где публикует результаты испытаний своих моторов. В данном случае нас интересуют тесты F60 и F70. Результаты испытаний этих ПЛМ на двух гидродинамически идентичных лодках приведены ниже. Скажу сразу, это не единственный сравнительный тест данных моторов, Ямаха публиковала и другие, с другими лодками. Результаты очень похожи.

BUSTER LX

Длина: 5,04 м. Ширина: 1,98 м. Вес: 410 кг. Разрешенная мощность ПЛМ: 40-60 л.с.

BUSTER LX PRo

Длина: 5,04 м. Ширина: 1,98 м. Вес: 440 кг. Разрешенная мощность ПЛМ: 40-70 л.с.

Скорость в узлах означает количество морских миль пройденных за 1 час. Для перевода в км/ч нужно умножить скрость в узлах на 1,852. Т.е. скорость 10 узлов равна 18,52 км/ч.

1 морская миля = 1,852 км.

Yamaha F60 (BUSTER LX)

Yamaha F70 (BUSTER LX PRo)

2 человека на борту 2 человека на борту
Об./мин. Скорость (узлы) Расход топлива Об./мин. Скорость (узлы) Расход топлива
л/ч л/мор.милю л/ч л/мор.милю
5800
5300
4800
4300
30,4
27,3
24,8
21,8
19,4
15,2
12,4
9,4
0,64
0,56
0,50
0,43
6100
6000
5500
5000
4500
4000
3500
32,2
30,0
27,4
24,2
21,8
18,6
15,0
22,8
20,4
17,0
13,0
10,4
8,8
7,2
0,71
0,68
0,62
0,54
0,48
0,47
0,48
4 человека на борту
Об./мин. Скорость (узлы) Расход топлива
л/ч л/мор.милю
5700
5200
4700
29,2
25,0
22,5
19,0
14,5
12,2
0,65
0,58
0,54
Технические харктеристики ПЛМ
Модель: F60CETL Модель: F70AETL
Цилиндров/Рабочий объем: 4 / 996 мл Цилиндров/Рабочий объем: 4 / 996 мл
Обороты максимальные (об\мин.): 5000-6000 Обороты максимальные (об\мин.): 5300-6300
Передаточное число: 1,85:1 Передаточное число: 2,33:1
Вес: 110 кг Вес: 120 кг
Условия испытаний
ПЛМ, модельный год 2011 ПЛМ, модельный год 2011
Винт 11-1/8 x 13″ Винт 13-1/2 x 15″
Монтажная высота 0 мм Монтажная высота (выше транца) 18 мм
Угол наклона ПЛМ PT Угол наклона ПЛМ PT
Температура воздуха + 15°C (море) Температура воздуха + 15°C (море)

Результаты и выводы

После просмотра данных таблички возникает естественный вопрос: «Откуда у F70 взялись дополнительные лошадиные силы, по сравнению с F60?».

Действительно, рабочий объем и количество цилиндров у обоих двигателей одинаковые. Но только вот у F60 один распредвал и 8 клапанов (по 2 на цилиндр), а F70 это уже SOHC с четырьмя клапанами на цилиндр, что позволяет, увеличить число оборотов коленвала. Поэтому эти 10 лошадиных сил в основном проявят себя на высоких оборотах, что дает возможность развивать немного большую максимальную скорость.

По приведенным выше данным этот прирост составил 1,8 узла, т.е. 3,3 км\ч. Лодки, как видим, идентичные.

Стоит ли прилично переплачивать за эти 10 «лошадей»? Чтобы ответить на этот вопрос воспользуемся относительными величинами. Получается что прирост максимальной скорости у Yamaha F70 по сравнению  с F60 составил приблизительно 6% (точное значение — 5,96%). Что как бы не совсем оправдывает наших надежд:  разница в заявленной мощности 16,67% — где потерялись 10 с лишним процентов? Т.е. если брать по относительному приросту скорости, то получается, что по справедливости на колпаке F70 должна быть цифра 63, а не 70 🙂 .

Теперь о цене. На момент данной редакции этой статьи (29.11.2016) официальные цены моторов:

Yamaha F60FETL — 505 400 руб.

Yamaha F70AETL —  585 800 руб.

Разница в 80 400 руб.!

Итого

Имеем два четырехтактных  четырехцилиндровых мотора, с одинаковым рабочим объемом. ГРМ одного из моторов более эффективен, что позволяет ему «выкручивать» больше оборотов. Разница в эффективности моторов по параметру максимальной скорости небольшая (6%). При этом разница в цене составляет 16%.

Ах, да, чуть не забыл. У F70 другой , «пониженный», редуктор, который будет неплох на тяжеленных лодках или плавдачах. С плавдачами согласен, но вот кому надо ставить на тяжелую лодку литровый движок не совсем ясно. Кстати, есть у Ямахи четырехактная шестидесятка с таким же, как и у F70 редуктором с передаточным числом 2,33. Так же, как и обсуждаемые ПЛМ, она имеет 996 кубиков рабочего объема и так же, как F60 — восьмиклапанная. Т.е. F60 только с тяжелым редуктором. Называется этот мотор Yamaha FT60D. В России на полках дилеров Вы эту модель не найдёте (иначе у F70 совсем уж мало преференций осталось бы).

Засаду устроила компания со скромным названием Suzuki Motor Corporation. Их трехцилиндровый мотор Suzuki DF 60 ATL тоже 16-клапанный (правда DOHC), с практически тем же рабочим объемом и сопоставимым ПЧ редуктора (2,27). А тут еще новая шестидесятка от Сузуки появилась, DF60AVTL (AVTX). Мало того, что мотор дешевле, чем даже Yamaha F60, так там редуктор ещё грузовее, чем на F70: передаточное число аж 2,42!  И хоть буква «Х» нам как бы намекает на понтоны и прочие водоизмещающие «баржи», но вот он маркетинг в действии.

Ну да речь не от том какой редуктор лучше, — скоростной или грузовой. Я вот лично считаю, что если лодка до 400 кг, то ПЧ 1,83-185 просто оптимально. Чем Yamaha F70 лучше Suzuki DF 60 — вот в чем вопрос. Наверное тем, что больше цилиндров…