Если мотор не зарегистрирован…

Незарегистрированный мотор

Недавно увидел ещё один форумный пост, где обсуждается следующий лайфхак: а что будет, если зарегистрировать лодку с малюсеньким мотором, а затем взять и повесить серьезный двигатель лошадей эдак в 60-100 и не регистрировать его?

«Логика» креаторов данных схем проста. Лодка ведь, получается, зарегистрирована? Зарегистрирована. Документы, подтверждающие право собственности на мотор (ДКП, счёт-справка и т.д.) не трудно же с собой возить? Не трудно. А транспортный налог платить за мотор надо, если он не вписан в судовой? Не надо. Казалось бы вот профит и бонус и никаких штрафов. Так?

Нет, не так.

Всегда удивляет наивность людей, считающих, что именно они могут трактовать законы так, чтобы они читались в нужном им ключе, и с этим все инстанции будут покорно соглашаться. Эта наивность сочетается с серьёзной недооценкой некоторыми гражданами юридической подкованности сотрудников ГИМС, которые, особенно последние год-два, специально на акватории ищут именно незарегистрированные лодки или моторы, и поэтому, конечно, прекрасно знают КоАП касательно этого вопроса.

Отсутствие государственной регистрации или несоответствие того, что есть на транце тому, что записано в судовом билете — это самое распространенное (с большим отрывом) нарушение среди водномоторной братии. Об этом пишут в новостях, в интернете и даже по радио иногда говорят.

Перейдём на популярный юридический.

Состав административного правонарушения

Эксплуатация мотора, не вписанного в судовой билет может быть расценена как отсутствие государственной регистрации, либо как неисправность, при которой запрещена эксплуатация судна.

Рассмотрим оба состава подробно.

Отсутствие государственной регистрации в установленном порядке

Правила пользования маломерными судами на водных объектах РФ (Приказ N 502 МЧС РФ от 29.06.2005) запрещают управлять маломерным судном, не зарегистрированным в установленном порядке (часть 2 пункт 8).

Порядок государственной регистрация МС установлен Правилами государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (Приказ МЧС РФ N 340 от 24.06.2016). Согласно пункту 22 данных Правил информация о двигателях, установленных на судне (основных и сменных) должна указываться в судовом билете маломерного судна.

Таким образом, использование двигателя, сведения о котором отсутствуют в судовом билете МС является нарушением установленного порядка государственной регистрации маломерных судов. Что, с свою очередь, означает отсутствие государственной регистрации судна в установленном порядке.

Неисправность с которой запрещена эксплуатация судна

С другой стороны, использование маломерного судна с двигателем, который не вписан в судовой билет, может трактоваться и как неисправность, при которой запрещено пользование маломерным судном. Согласно «Правилам пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации» (утв. Приказом МЧС РФ от 29 июня 2005 г. N 502) пользование маломерными судами запрещается при несоответствии нормам комплектации и оборудования судна, указанным в судовом билете (п. 8 (д) «Правил»).

Административная ответственность за эксплуатацию судна с двигателем, не вписанным в судовой билет

Управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не зарегистрированным в установленном порядке либо имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

(Часть 3 статьи 18.1 КоАП РФ)

Как видим, для нарушителя нет особой разницы как будет истолковано данное нарушение, — как отсутствие государственной регистрации или как неисправность, при которой запрещена эксплуатация судна. Санкция одна — штраф 2-3 тыс. руб. Согласно ч.1 ст. 27.12 КоАП за нарушения, предусмотренные ч. 3 ст. 18.1, судоводитель отстраняется от управления транспортными средствами. И, наконец, «вишенка на торте»: согласно части 1 статьи 27.13 КоАП за нарушения, предусмотренные ч. 3 ст. 18.1, судно задерживается и помещается на специализированную стоянку, где хранится до устранения причины задержания.

Позиция ГИМС по данному вопросу

При эксплуатации маломерного моторного судна, наличие сведений о двигателях в реестре маломерных судов и судовом билете является обязательным. За невыполнение указанного требования установлена административная ответственность… (управление судном, не зарегистрированным в установленном порядке).

[«Доклады с обобщением правоприменительной практики, типовых и массовых нарушений обязательных требований» (утв. МЧС России 16.10.2017)]

Семь футов!