8

Если мотор не зарегистрирован…

Незарегистрированный мотор

Недавно увидел ещё один форумный пост, где обсуждается следующий лайфхак: а что будет, если зарегистрировать лодку с малюсеньким мотором, а затем взять и повесить серьезный двигатель лошадей эдак в 60-100 и не регистрировать его?

«Логика» креаторов данных схем проста. Лодка ведь, получается, зарегистрирована? Зарегистрирована. Документы, подтверждающие право собственности на мотор (ДКП, счёт-справка и т.д.) не трудно же с собой возить? Не трудно. А транспортный налог платить за мотор надо, если он не вписан в судовой? Не надо. Казалось бы вот профит и бонус и никаких штрафов. Так?

Нет, не так.

Всегда удивляет наивность людей, считающих, что именно они могут трактовать законы так, чтобы они читались в нужном им ключе, и с этим все инстанции будут покорно соглашаться. Эта наивность сочетается с серьёзной недооценкой некоторыми гражданами юридической подкованности сотрудников ГИМС, которые, особенно последние год-два, специально на акватории ищут именно незарегистрированные лодки или моторы, и поэтому, конечно, прекрасно знают КоАП касательно этого вопроса.

Отсутствие государственной регистрации или несоответствие того, что есть на транце тому, что записано в судовом билете — это самое распространенное (с большим отрывом) нарушение среди водномоторной братии. Об этом пишут в новостях, в интернете и даже по радио иногда говорят.

Перейдём на популярный юридический.

Состав административного правонарушения

Эксплуатация мотора, не вписанного в судовой билет может быть расценена как отсутствие государственной регистрации, либо как неисправность, при которой запрещена эксплуатация судна.

Рассмотрим оба состава подробно.

Отсутствие государственной регистрации в установленном порядке

Правила пользования маломерными судами на водных объектах РФ (Приказ N 502 МЧС РФ от 29.06.2005) запрещают управлять маломерным судном, не зарегистрированным в установленном порядке (часть 2 пункт 8).

Порядок государственной регистрация МС установлен Правилами государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (Приказ МЧС РФ N 340 от 24.06.2016). Согласно пункту 22 данных Правил информация о двигателях, установленных на судне (основных и сменных) должна указываться в судовом билете маломерного судна.

Таким образом, использование двигателя, сведения о котором отсутствуют в судовом билете МС является нарушением установленного порядка государственной регистрации маломерных судов. Что, с свою очередь, означает отсутствие государственной регистрации судна в установленном порядке.

Неисправность с которой запрещена эксплуатация судна

С другой стороны, использование маломерного судна с двигателем, который не вписан в судовой билет, может трактоваться и как неисправность, при которой запрещено пользование маломерным судном. Согласно «Правилам пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации» (утв. Приказом МЧС РФ от 29 июня 2005 г. N 502) пользование маломерными судами запрещается при несоответствии нормам комплектации и оборудования судна, указанным в судовом билете (п. 8 (д) «Правил»).

Административная ответственность за эксплуатацию судна с двигателем, не вписанным в судовой билет

Управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не зарегистрированным в установленном порядке либо имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

(Часть 3 статьи 18.1 КоАП РФ)

Как видим, для нарушителя нет особой разницы как будет истолковано данное нарушение, — как отсутствие государственной регистрации или как неисправность, при которой запрещена эксплуатация судна. Санкция одна — штраф от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно ч.1 ст. 27.12 КоАП за нарушения, предусмотренные ч. 3 ст. 18.1, судоводитель отстраняется от управления транспортными средствами. И, наконец, «вишенка на торте»: согласно части 1 статьи 27.13 КоАП за нарушения, предусмотренные ч. 3 ст. 18.1, судно задерживается и помещается на специализированную стоянку, где хранится до устранения причины задержания. Причиной является в данном случае управление судном, не зарегистрированным в установленном порядке (или имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация).

В этом случае у Вас есть три варианта возвращения своего судна в родную гавань:

  1. самый простой и быстрый способ — поднять лодку на прицеп и увезти со штрафстоянки; некоторые стоянки (если не все) возьмут при этом плату за пользование слипом.
  2. вписать в судовой билет мотор установленный по факту после чего получить добро от дежурного инспектора ГИМС и благополучно отчалить;
  3. приехать на штрафстоянку мотором под мышкой, — тем который вписан в судовой и установить его вместо «нелегального» (понятно, что звучит диковато, но подойдет для не тяжелых агрегатов, и при этом нет прицепа и неоткуда его  взять, а ГИМС, например, на праздниках и не скоро заработает)

Позиция ГИМС по данному вопросу

При эксплуатации маломерного моторного судна, наличие сведений о двигателях в реестре маломерных судов и судовом билете является обязательным. За невыполнение указанного требования установлена административная ответственность… (управление судном, не зарегистрированным в установленном порядке).

[«Доклады с обобщением правоприменительной практики, типовых и массовых нарушений обязательных требований» (утв. МЧС России 16.10.2017)]

Семь футов!

 

Боцман

Подписаться
Подписаться на

8 комментариев
сначала старые
сначала новые
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии
ломик
24.08.2017 09:54

за 10 лет судоводительства я только 1 раз сталкивался с ГИМС на воде. по этой причине на своей ПВХ+18лс я перестал проходить техосмотр еще лет 7 назад. с учетом того, что в москве ставка налога 100 руб за лошадь (а свыше 100лс — 200 руб), гидроциклы вообще 250-500, то может дешевле оказаться изредка заплатить штраф. при этом гимс еще может протокол не так составить, понятых не вписать, кто подтвердит, что мотор висел другой, можно ходатайствовать о рассмотрении дела по месту жительства, тогда инспектор вообще никаких палок не получит с этого протокола…

Ник
18.06.2018 23:36

Подскажите,а как можно забрать гидроцикл со штраф стоянки, если он не зарегистрирован и зарегистрировать его не получиться?
Использую в деревне по реке, поэтому доков на него нет. (Только ДКП и всё)

02.07.2019 11:15

Здравствуйте . Есть самодельный катер .Катер без номерной , год постройки 1977 материал фанера длина на 5,6 м ширина на 1,8 м высота борта 0,8 м пассажировместимость 5-6 человек ( было 8 человек ) грузоподъемность 600 кг район условия плавания ВВП — ВП формула класса 2.1 3В 6 (22 )гос номер Р61-80СА условия плавания высота волны 0,5 м удалении от берега 2000 владелец не менялся , при оформлении разрешение на мощность двигателя давали на саратовском судоремзаводе , при замене судового билета справку потеряли и по желанию инспекции исправили количество пассажиров с 8 на 5-6 теперь не могу вписать двигатель сузуки 85 так как инспектор требует документы на переделку ссылаясь на последнюю запись где был указан один двигатель 30 л .с. Как быть ? Судоремзавод уже уничтожен !

Сергей
20.05.2020 09:34

Здравствуйте, у меня такой вопрос у меня и у моего друга есть у каждого лодка ПВХ, зарегистрированные обе, но у меня «Вихрь» умер и я его сдал в металлолом. Так вот, что нужно сделать законными путями чтобы можно было использовать его лодку и мою в разных местах ,а использовать один двигатель? Двигатель вписан только в одном билете. В гимсе разводят руками говорят мы не знаем.

Юрий
03.05.2023 14:06

Хорошая статья, дельная.

Мне помогла определиться )))