Стальной винт или алюминиевый?

steel-propellerКаждый водномоторник рано или поздно встает перед вопросом: а не пора ли поставить на мотор стальной винт? Что лучше стальной винт или алюминиевый? Оправданы ли инвестиции в «сталь»?

По гидродинамическим характеристикам винты из нержавейки уверенно обыгрывают своих алюминиевых сородичей с аналогичными параметрами. Технология литья стального винта позволяет получать и тонкие, но прочные лопасти, и интерцепторы,  капы (cups — чашки).

Однако, по сравнению с алюминиевыми оригиналами, цена на брендовую нержавейку в пару-тройку раз выше. Чего уж говорить про алюминиевый Китай-Тайвань.

Итак, что мы получаем взамен $500-$800-$(и т.д.)?

Во-первых, «гидродинамически» более легкий винт при тех же параметрах, что у алюминиевого. Т.е. двигателю за счет более тонких кромок лопастей и, соответственно, меньшего сопротивления потоку воды раскрутить стальной винт легче. А это означает, что мотор раскрутит стальной винт до тех же оборотов, что и алюминиевый меньшего шага. К примеру, вместо алюминиевого винта 13 шага можно брать сталь 14-го.

Таким образом, получаем первое преимущество: скорость.

За счет более продвинутой технологии литья, на стальных винтах можно получать довольно сложные конфигурации и формы лопастей (упомянутые «капы» — загибы на краях лопастей), которые увеличивают КПД винта (уменьшают проскальзывание и кавитацию). Следовательно, имеем еще одно преимущество стального винта: экономичность.

Часто к плюсам стальных гребных винтов относят их устойчивость к ударам о щепки, густую траву, песок и пр. мелкие препятствия. Вот и третье преимущество: долговечность.

Итак, после поверхностного «теоретического анализа» имеем сплошные плюсы. Кроме цены, конечно.

Ложки дёгтя

1. Если это не первый «научный труд» на тему «нержавейка или алюминий», который вы читаете, то главный аргумент против стали вам уже известен. Это повреждение редуктора и гребного вала при ощутимом ударе стального винта о топляк, камень, сваю и пр. неожиданные препятствия. Там где алюминиевый винт свернётся/раскрошится, но смягчит удар, сталь гораздо жёстче передаст этот удар на вал, что вызовет повреждение последнего, а так же шестерёнок редуктора и прочих «деталек».

Апологеты нержавейки возражают, что хоть винт и повреждается, но редуктор — нет. Мол, на самом-то деле удар гасит втулка гребного винта, которая, проворачиваясь, спасает всё, что может повредиться.

Но… так ли это? (С) Почему тогда на форумах можно встретить такие сообщения?

Проверено собственным опытом, Apollo поймав палочку, практически полностью разрушил редуктор, а втулка (с…ка) как новая.

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Во-первых, на алюминиевых винтах втулка-демпфер тоже имеется. Однако, как показывает всем известная практика, сильные удары даже алюминиевым винтом не проходят для гребного вала бесследно. Как метко заметил один коллега:

резиновая втулка, что на стали, что на алюминии бывает крепче торсионного вала и шестерней в редукторе

Поэтому неудивительно, что некоторые разочаровались в стальных винтах, поверив в сказку о втулке-спасительнице.

Во-вторых. Резиновая втулка не может полностью погасить удар. Да, она способна провернуться вокруг оси гребного вала. Однако для этого вектор силы удара должен быть направлен перпендикулярно оси вращения или близко к этому.
Но винт именно налетает на препятствия, и удар как раз получается продольный, направленный больше вдоль оси гребновала. Поэтому зачастую втулка и не проворачивается. Для этого не создается достаточного радиального усилия. Так что втулки-демпферы, конечно нужны. Но какой пользы больше от них, — маркетинговой или практической, неясно.

2. Трудности с подбором стального винта. Если у меня на Yamah’е в качестве универсального стоит ямаховский же винт 13 шага, а мне нужен скоростной вариант, думать особо не надо. Можно покупать оригинальный винт на шаг больше. Нужен грузовой? Беру оригинальный на шаг меньше. Со сталью так не сделаешь. Бывает, у стального винта такие же параметры (диаметр, шаг), что и у «родного», но он оказывается гидродинамически значительно «легче» (или «тяжелее») оригинального собрата. Конечно, что-что, а стальные винты нельзя покупать без пробы. Но далеко не у всех есть возможность опробовать разные пропеллерами «с возвратом». Да и ассортимент «по стали» у наших продавцов небольшой. Но это не минус стальных винтов. Это наша «нержавеющая» действительность.

3. Часто люди, «пересевшие» с алюминиевого винта на стальной отмечают, что лодка не так быстро теряет скорость при сбросе газа. Так же становится ощутимым удар при включении передачи. И то, и другое есть следствие большего, по сравнению с алюминиевым, веса винта, и, как следствие, большей инерции. Кто не сталкивался с ситуацией, когда (как можно быстрее!) надо переключиться с передней передачи на заднюю? Вот тогда тяжелый стальной винт даст приличную нагрузку на редуктор. С непредсказуемыми последствиями. Конечно, на то она и голова, чтобы таких ситуаций не возникало. Но не лучше ли, чтобы техника всё же прощала ошибки рулевого?

Выводы

Стальной винт очень хорош, но дорог и при наезде на что-либо твердое, может оказаться опасен для редуктора.

Конечно «нержавейка» в некоторых случаях действительно необходима. Например, если есть «прохваты» и (или) кавитация, разрушающие алюминиевый винт, но нет возможности уменьшить монтажную высоту двигателя. Незаменим такой винт и в водно-моторном спорте. Однако в данной статье подразумевались общие условия эксплуатации, без крайностей.