Штрафстоянки для лодок и катеров: проблемы и решения

Штрафстоянки ГИМС

Все мы видим, как организована на улицах наших городов работа по отправлению автомобилей, стоящих не там где нужно, на штрафстоянку. Наверное, вскоре не останется ни одного более-менее активного автолюбителя, который хоть раз не забирал бы свою машину со стоянки, куда он её не ставил и не собирался. Но вот попадание лодки на штрафстоянку пока является казуистикой. Почему? Да потому что пока не организована у нас должным образом это «услуга».

 

Когда маломерное судно помещается на штрафстоянку

Рассмотрим нарушения, при которых применяется такая обеспечительная мера как задержание судна и помещение его на специализированную стоянку.

Раньше их было всего два:

  1. езда без прав и судового билета (11.8.1·1 КоАП РФ);
  2. управление судном в состоянии опьянения или отказ от медицинского освидетельствования (11.9 КоАП РФ).

С 09.01.2018 вступили в силу поправки к Кодексу об административной ответственности РФ (статья 27.13), которые расширяют перечень подобных нарушений:

Статья 27.13. Задержание транспортного средства

1. В целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 11.8, частью 1 статьи 11.8.1, статьями 11.9… настоящего Кодекса, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания

Таким образом, согласно действующей редакции статьи КоАП, на специализированную стоянку судно отправится за следующие нарушения:

  1. управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном (часть 2 статьи 11.8);
  2. управление судном, подлежащим государственной регистрации, не зарегистрированным в установленном порядке (часть 3 статьи 11.8);
  3. управление судном, имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация (часть 3 статьи 11.8);
  4. управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета маломерного судна или его заверенной копии, либо без доверенности (часть 1 статьи. 11.8.1);
  5. управление судном в состоянии опьянения или отказ от медицинского освидетельствования (статья 11.9)

Как видим, «причин» уехать на штрафстоянку стало значительно больше, и теперь их целых пять

Одна из причин ужесточения ответственности «безответственных» судоводителей заключается в том, что бюджет недополучает огромные суммы по причине того, что некоторые граждане уклоняются от регистрации своих плавсредств. Т.е. деньги валяются на земле – их надо просто поднять.

Что такое государственная регистрация маломерного судна всем понятно. А вот перечень неисправностей, при которых запрещена эксплуатация маломерного судна, большинство судоводителей не знает. Согласно «Правилам пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации» (утв. Приказом МЧС РФ от 29 июня 2005 г. N 502) это следующие неисправности:

  • наличие сквозных пробоин корпуса судна независимо от их местонахождения;
  • отсутствие или разгерметизация гермоотсеков и (или) воздушных ящиков судна;
  • отсутствие предусмотренных конструкцией деталей крепления рулевого устройства или повреждение его составных частей, или необеспечение надежности его работы;
  • наличие утечек топлива, вибрации, отсутствие или неисправность глушителя, повреждение системы дистанционного управления двигателем, необеспечение надежного включения (выключения) реверс-редуктора, неисправность блокировки запуска двигателя (мотора) при включенном реверсе;
  • несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, указанным в судовом билете;
  • отсутствие, неисправность или несоответствие отличительных огней установленным требованиям.

Кстати, имеет смысл обратить особое внимание на последние два пункта из списка выше. Безобидная, казалось бы, мелочь может привести к неприятностям и финансовым потерям.

Как несложно догадаться, вопрос организации штрафстоянок приобрел дополнительную актуальность. Одно дело принять закон, обязывающий маломерные суда нарушителей отправлять на специализированные стоянки, другое — иметь инфраструктуру, обеспечивающую выполнение данного требования. А штрафстоянок-марин в РФ пока очень и очень немного

Проблемы в организации штрафстоянок ГИМС

Вообще идея с увеличением всероссийской сети штрафстоянок для маломерных судов выглядит пока что трудновыполнимой. Если частников в виде ООО и ЗАО желающих взвалить на себя непосильный труд по хранению задержанного ГИБДД автотранспорта хоть отбавляй, то с лодками и катерами всё гораздо сложнее. И на это есть объективные причины.

Во-первых, «услуга» сезонная – 6 месяцев максимум, а в некоторых регионах и 2-3 всего-то. Чем будет заниматься специализированная стоянка во внесезонье?

Во-вторых, если во избежание мелких хищений машину можно везде опечатать этими отвратительными наклейками, то, что делать с лодкой? Как опечатаешь открытый кокпит?

ГИМС, конечно, может заключать договоры с обычными лодочными стоянками (маринами). Но ведь  в случае кражи задержанной лодки или мотора марина должна будет полностью возместить материальный ущерб. А, как известно, администрация стоянок предпочитают составлять договоры с мотолодочниками так, чтобы этой перспективы полностью избежать, а всю услугу свести к аренде места для стоянки на воде. Материальная ответственность с их стороны, как правило, полностью исключена. Даже минимальная и очевидная. Например, в моем договоре на летнюю стоянку маломерного судна было написано, что во время шторма и прочих серьёзных ненастий я должен находиться рядом с лодкой и лично контролировать, чтобы она не повредилась.

Т.е. если стоянщики будут открещиваться всеми путями от заманчивой перспективы принимать на ответственное хранение дорогущие лодки, то как будет организован отстой задержанных судов и за чей счёт остается неясным.

Решения

Пока же в регионах пытаются найти решение проблемы. Так в Саратове планируется некое новшество: хотят организовать штраф-причалы с большой вместительностью. Чем они отличаются от штрафстоянок я так и не понял. Видимо ничем. Пока в Саратове действует только одна специализированная стоянка ГИМС, — одна на всю область.

А вот в Самаре задержанные лодки отправляют на ближайшую платную лодочную стоянку, с которой заключается договор ответственного хранения маломерного судна до устранения причин задержания. Видно как-то в Самаре налажено взаимодействие между стояночным бизнесом и ГИМС. А значит такое возможно везде.

Появляются в новостях сообщения об организации новых штрафстоянок ГИМС во многих регионах. Субъекты РФ принимают законы, где расписаны тарифы стоимости услуг пребывания задержанных маломерных судов на специализированных стоянках.

Таким образом, с усилением надзорной деятельности ГИМС и ужесточением административной ответственности судоводителей, штрафстоянки для лодок и катеров из мира, по большому счету, фантастики потихоньку перебираются в нашу реальность.