21

Так какой же мотор лучше — двухтактный или четырехтактный?

Что можно добавить к тоннам материала написанного по данной тематике? Очередную банальность?

Тем не менее, наткнувшись на очередное форумное сражение в рамках перманентной войны «остроконечников и тупоконечников», решил высказаться и привести кое-какие цифры.

Давайте попробуем быстренько разобраться.

Преимущества

Какие преимущества у 4-х  и 2-хтактных двигателей?

Плюсы двухтактных лодочных моторов

  • меньший вес;
  • лучшая динамика;
  • меньшая цена;
  • простота обслуживания и ремонта (как следствие простоты конструкции);
  • большая надёжность (тоже как следствие простоты конструкции);

Плюсы четырехтактных лодочных моторов

  • меньший шум при работе (особенно на низких оборотах);
  • меньший расход топлива.

Не для всех 2-тактных двигателей нужно предварительно мешать бензин с маслом. Поэтому отсутствие  данной процедуры при эксплуатации 4-тактников я не стал записывать им в преимущества. Традиционный довод о сногсшибательном ресурсе 4-х тактов я так же не привожу по причине отсутствия как веских доказательств данного утверждения, так и неактуальности данной проблемы для подавляющего числа водномоторников.

Так же ничего не стал упоминать, касающееся экологичности двигателей. Неактуально это пока у нас. Хорошо это или плохо, но вопрос ребром не ставится, и нет поводов думать, что в ближайшем обозримом будущем что-то здесь изменится.

Сухой остаток

Итак, на вопрос зачем нам сильно переплачивать за четыре такта мы, получается, можем ответить: «Он тихий и экономичный».

А вот теперь давайте определимся стоит ли эта «тихая и скромная девушка» расходов на свадьбу?

Легко рассказывать про «тишину» человеку, не знакомому с предметом обсуждения. Да, на малых, до 1000-1200, оборотах четырёхтактник тихий, а на холостых даже почти не слышный, — помню пару раз, поначалу, уже работающий движок пытался запустить ключом. 🙂

Однако, каждый, кто эксплуатировал и 2-т,  и 4-т ПЛМ, вам скажет, что начиная с 4000 об. разница в шумности исчезает и к верхнему пределу максимальных становится незначительна.

Да буде она значительна (есть среди 2-тактников и «тракторы»), сколько времени мы слушаем шум нашего мотора? Большую часть отдыха\выезда мотор стоит заглушенный.

Но малошумность никогда не была решающим доводом апологетов четырёх тактов. Железобетонным аргументом в споре с мыслителями из противоположного лагеря всегда являлась экономичность.

Экономика должна быть экономной

Четырёхтактные двигатели расходуют меньше бензина, — и это неоспоримый факт. Меньше бензина — меньше загрузка лодки, меньше стоимость выезда.

Однако, 4-тактные двигатели той же мощности, как правило, тяжелее своих двухтактных собратьев и, так же, дороже их. Таким образом, как ни крути, мы должны знать:

  1. окупает ли экономия топлива дороговизну стоимости самого мотора;
  2. компенсирует ли разница в весе необходимого топлива разницу в весе моторов.

Ямаха, как и некоторые другие производители, публикует сообщения с результатами оценки производительности своих ПЛМ. В Интернете эта информация находится в свободном доступе по адресу http://yamahaoutboards.com/owner-resources/performance-bulletins

Для оценки экономического эффекта от использования четырехтактного двигателя мне нужны были данные по расходу пары 2-т и 4-т ПЛМ с одинаковым числом лошадей.  Выбор я остановил на двух двигателях средней мощности:

  1. 2-т: Yamaha 50TLR (у нас известен как Yamaha 50HETOL).
  2. 4-т: Yamaha F50TLR (у нас Yamaha F50HETL).

Двухтактный «полтинник» испытывался на лодке Sundance FX 17 Flicker (длина 5,21м; ширина 1,98м; полный вес при испытаниях 710 кг).

Четырехтактный — на лодке Key West 166 SK (длина 4,95м; ширина 1,83м; полный вес при испытаниях 623 кг).

Тест двух и четырехтактных моторов

Обратите внимание, что лодка, на которой установлен двухтактник (Sundance FX 17) немного длиннее и шире другой и также тяжелее её на 83 кг. Но это наиболее близкие по параметрам и типу плавсредства, что мне удалось найти для данной мощности. Ладно, дадим немного форы четырём тактам. 🙂

Результаты испытаний были таковы:

Yamaha 50TLR Yamaha F50TLR
об\мин скорость
км\ч
расход
л\ч
расход
л\100 км
об\мин скорость
км\ч
расход
л\ч
расход
л\100 км
1000 6,28 1,89 30,16 1000 6,44 1,51 23,52
1500 8,53 3,41 39,94 1500 7,72 2,27 29,40
2000 10,94 4,54 41,51 2000 9,17 3,79 41,27
2500 12,07 6,44 53,32 2500 11,59 4,92 42,47
3000 19,31 7,95 41,16 3000 16,74 6,81 40,71
3500 29,29 9,46 32,31 3500 28,97 6,81 23,52
4000 37,82 10,98 29,03 4000 35,89 8,71 24,26
4500 44,42 11,73 26,42 4500 42,16 10,60 25,14
5000 51,98 16,28 31,31 5000 46,99 13,25 28,19
5500 57,78 21,58 37,35 5500 51,34 17,79 34,66
5600 58,26 21,96 37,69 5950 54,88 18,93 34,49

Давайте немного преобразуем табличку, чтобы можно было оперировать как абсолютными, так и относительными величинами:

об\мин расход, л\ч
Yamaha 50
расход, л\ч
Yamaha F50
разница
в расходе, %
1000 1,89 1,51 25,00
1500 3,41 2,27 50,00
2000 4,54 3,79 20,00
2500 6,44 4,92 30,77
3000 7,95 6,81 16,67
3500 9,46 6,81 38,89
4000 10,98 8,71 26,09
4500 11,73 10,60 10,71
5000 16,28 13,25 22,86
5500 21,58 17,79 21,28

Диапазон оборотов от глиссирования до ~5000 является предпочтительным для судоводителя, который не любит тащиться в пол-газа, но и не намерен тратить лишнего. Золотая середина. И в этом диапазоне четырёхтактник, как вы можете подсчитать, расходует в среднем на 20,27% меньше, чем его двухтактный собрат. В абсолютной величине эта экономия составит примерно 2,65 л\час. На такую величину F50 будет меньше расходовать бензина, работая в режиме оптимальных оборотов.

Давайте теперь считать деньги. Оговорюсь сразу, я не беру в расчет масло для 2-т и масло и 2 фильтра для F50. Введение в расчет этих переменных не сильно повлияет на конечный результат, но для F50, в таком случае, придётся строить целый график функции.

Итак, считаем бензин. На момент написания статьи стоимость «участников» теста была такова: Yamaha 50HETOL — 346000 руб., Yamaha F50HETL — 423000 руб. Четырёхтактник стоит на 77000 руб. дороже, но он экономит бензин.

Итак, мы решаем делать ставку на экономию. Давайте подсчитаем, когда наши «инвестиции» для начала просто к нам вернутся.

Как уже говорилось, для данной пары моторов экономия бензина составляет ~2,65 л\час в пользу F50. Стоимость 92-го бензина на момент написания статьи ~36 руб\л. Переведём литры в деньги: 2,65Х36=95,4. Т.о., средняя экономия в рублях в час составит 95,4 руб.

Посчитаем сколько нам понадобится моточасов, чтобы на сэкономленном бензине вернуть деньги, переплаченные за  четырёхтактный мотор:

77000:95,4=807,1.

807 моточасов! Вы ощущаете размах? Именно столько должен проработать F50, чтобы переплата при покупке, по сравнению с 50 2-т, полностью вернулась к Вам в карман.

Что такое 807 м/ч? Думаю Вы не станете возражать, что немного найдётся людей, накатывающих за сезон более 50 моточасов. И это ещё довольно оптимистично, — лично я последнее время и 40 не набираю… Считаем сезоны: 807:50=16,14. Вдумайтесь в эту цифру: 16 лет! Столько должно пройти времени, чтобы разница в стоимости рассматриваемой пары моторов окупилась.

И  это экономный мотор!?

Я правду об тебе порасскажу такую,  что хуже всякой лжи

Смотрите что получается. Мы пришли в магазин для покупки мотора мощностью 50 л.с. Наслушавшись сказок менеджера про тихий, экономный мотор, берем «четыре такта» вместо двух. Т.е. от нетяжёлого, динамичного мотора мы отказываемся в пользу более тяжелого и более дорогого мотора. Главное, что он расходует на 20%  меньше бензина. Вот он, маркетинг в действии.

Шутки-шутками, но ведь именно так зачастую и принимаются решения. Начитался покупатель форумов, потом еще продавец песен напел — и всё, «клиент созрел».

Давайте ответим на простые вопросы.

Производителю моторов выгоднее продавать какой мотор, — простой и дешёвый или сложный и дорогой? Конечно дорогой!

В каком моторе больше деталей: в простом 2-тактном или в более сложном? В сложном. Где вероятность поломки больше? В сложном. Выгодно производителю продавать запчасти для ремонта? Да!

Ещё один очень интересный вопрос: почему большинство 2-тактных двигателей в плане дизайна выглядят как несуразные гости из прошлого века, как какие-то гадкие утята, а четырехтактные все чуть ли не ультрадизайновые? Что, «двушкам» нельзя нормальные колпаки хотя бы сделать? Непонятно это, как минимум, непонятно.

Ну, и наконец, дилеру и всем кого он кормит, какой выгоднее Вам продать мотор дорогой или не очень?

И кому же выгодна «4-тактная» философия? Ответ: выгодна всем в цепочке от производителя до кассирши, но, увы, только не Вам.

Выводы

Четырёхтактник иногда бывает предпочтителен для некоторых видов использования, а иногда бывает безальтернативен . Например, для известных видов рыбалки на низких оборотах 4-тактный двигатель больше подходит (хотя, и тут есть о чём поспорить). Для постоянных многочасовых передвижений по воде, будь-то пенсионер, которому нефиг больше делать по жизни, или рыбанутый, который рыбачит сутками, от последнего льда до первого, — этим людям 4 такта также могут оказаться более удобными. И, конечно, не стоит забывать о профессиональных пассажироперевозчиках — вот кому важен и ресурс, и экономия.

Но что дадут «четыре такта» обычному небогатому водномоторнику, отдыхающему на речке по погожим, тихим выходным, обладающему плавсредством, рассчитанным для моторов 30-60 л.с.? Ничего, кроме чувства облегчения кармана от лишних денег. Как бы при этом стильно и престижно не смотрелось на транце «экономно-дорогое» приобретение.

Таким образом, выбор для небольших сезонных пробегов 4-тактного лодочного мотора, если он значительно дороже 2-тактного такой же мощности, выглядит убыточным и нерациональным. Во всяком случае, для тех, кто считает деньги.

Боцман

Подписаться
Подписаться на

21 комментариев
сначала старые
сначала новые
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии
Андрей
17.04.2017 12:35

Ой спасибо за статью! Я чуть не вляпался. Сокрушался по дорогим 4х-тктникам, думал как деньги гоношить буду. Прям выдохнул. СПАСИБО!

Андрей
22.04.2017 08:37
Reply to  Боцман

На самом деле информации в интернете много, вот только она а)не систематизирована и б)лоббирована. На форумах тот,кто не купил движок аргументируют начитавшись описаний от продавцов,а тот, кто купил -«своё болото» хвалит. И всегда, когда долго копаешь оказываешься в онлайн магазине:-) . Статьи специалистов(настоящих) -редкость, а тут всё чётко по полочкам разложено. Спасибо!

Андрей
25.05.2017 22:11

Я не согласен в корне с автором статьи. Если бы производители моторов не вводили бы новшества в маломоторные агрегаты, то мы до сих пор ходили бы на паровых двигателях….а еще может галеоны с рабами на веслах….технологии не стоят на месте и двигатели сложнее,электроники больше.Авто без инжектора уже ни кто не мыслит.Почему же лодкомоторам не стремится к лучшему.Технологиям дорогу,старье в гараж и музей…,хотя некоторые экземпляры стоят как «паровоз на запасном пути» и будут востребованы всегда.

Вик
18.09.2017 12:14
Reply to  Боцман

Абсолютно согласен с Автором. Замечательная статья. Особенно понравилось про 807 моточасов!!!

Yasha
06.01.2024 01:25
Reply to  Андрей

У автора 2 тактный мотор. Я видел людей у которых ханкай, они говорят что это лучший мотор в мире. Совсем скоро наша любимая гос дума в ведёт запрет на так. Тогда посмотрите как такие как автор первыми побегут за 4т. И потом будут хвалить 4х тактные моторы.

Дмитрий
24.10.2017 20:28

я как бы не полностью согласен с автором, он масло не посчитал для двухтактный!!!

Дмитрий
24.10.2017 20:45
Reply to  Дмитрий

а ещё можно мотор и б/у купить, двух или трех годовалый, не обязательно же новый!

Виталий
12.08.2018 21:42

Статья , круть . Спасибо автору . Полностью согласен с выводом .

Алексей
11.02.2019 13:09

Эконом-выводы в основном правильные. Но мне важнее тихий ход на небольших оборотах и расход л/час, — река небольшая, передвигаюсь по ней мах 10 — 15км- бака хватает (+1,5л резерв), а в лодке места лишнего мало для бензобака, да и таскать его каждый раз. Поэтому «переплата» в 10т.р. за соответствие нужным характеристикам и удобство использования, приемлема. Из минусов 4т это вес, условия транспортировки, обслуживание чуть более трудоемкое.
Мотор должен отвечать Вашим потребностям и возможностям, а кому-какой решайте сами, главное это потом не жалеть о выборе) Да, и кто жалеть-то будет?, мотор же везет!!

андрей
10.05.2019 12:12

Спасибо,думаю о покупке, как раз кстати прочитал!

Дмитрий
15.02.2020 19:26

Спасибо очень помогли с выбором!!

Антон
02.05.2020 15:39

Отчасти согласен, только надо еще учесть масло в 2т. А оно (если нормальное) очень и очень в копеечку влетает. Так что 16 лет там, конечно, не получится, но все равно достаточно долго.

Олеся
03.06.2020 10:24

Респект Вам, давно присматриваю мужу мотор в подарок на лодку. Лодку уже подарила, остался мотор:) Вроде определилась с фирмой но вот незадача не знала какой взять двухтактный или четырех, а разница в цене весома. Мы далеко от берега не ходим, значит нам и двухтактный подойдет)

Вадим
16.06.2020 09:25

Мастер в Ямахе объяснил, что лучше брать 4Т. Типа там подключил сканер и всё видно, а на 2Т нет. Т типа от хранения сальники ссохнутся, потекут, и не увидишь. И аргумент, что видно моточасы, а это гут при продаже.

Николай
20.06.2020 22:56

Хорошая статья,спасибо-как и в бизнесе нужно учитывать ВСЕ расходы, а не те что лежат на поверхности! Если капнуть ещё немного, то более корректно было бы считать дельту расхода бензина не по моточасам, а по километрам в час! Т.к. за то же время при разнице в расходе примерно в 20% вы уйдёте на расстояние больше примерно на 10% на 2Т! ( возьмём например 5 000 оборотов) то-есть, реальная экономия ещё меньше-не 20% а 10% , не 16 лет, 32))) приблизительно!!!
Все вычисления на коленке за 3 минуты, но приблизительно так и есть) А ещё, я уверен нивелирует разницу первый ремонт и Обслуживание.
Всем спасибо,с Уважением Николай.

Игорь
11.07.2020 02:17

Большое спасибо за полезную статью!!!

Игорь
04.08.2020 18:56

Всегда любил 2 тактный, ну наверно на них вырос