Содержание
Не каждое нарушение при управлении маломерным судном обязательно должно заканчиваться составлением протокола. И дело здесь не в доброжелательности отдельно взятого инспектора ГИМС. Просто в некоторых случаях закон позволяет вам устранить причину нарушения на месте или даже уйти на свою стоянку вместо «штрафной». И у вас есть на это целых 40 минут.
Юридическая база
Пункт 2.7 Административного регламента МЧС РФ по надзору за пользованием маломерными судами устанавливает срок исполнения данной государственной функции:
Срок проведения мероприятий по надзору за пользованием маломерными судами, включая время, необходимое для проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, исходя из конкретной обстановки, должен быть минимально необходимым и не превышать 40 минут.
Рассмотрим это на паре примеров.
Починка на месте
Если на лодке при её остановке патрулем ГИМС, допустим, не горит красный судовой огонь, то следствием этого печального факта должен быть штраф или даже лишение прав (11.7·1 КоАП РФ).
Однако если у судоводителя есть запасная лампочка, отвертка и знание пункта 2.7 упомянутого регламента, он может заменить её в течение сорока минут, устранив таким образом нарушение Правил плавания, и отправиться дальше путешествовать.
Штрафстоянка или путь домой?
А что если судоводитель допустил такое нарушение, при котором маломерное судно должно отправиться на штрафстоянку, но при этом его лодка не успела далеко уйти от своей лодочной станции?
Как это ни парадоксально выглядит, формально Закон не рассматривает помещение маломерного судна на штрафстоянку как наказание, как меру ответственности за какое-либо нарушение. Это, повторюсь, одна из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (27.1·7 КоАП РФ) при нарушениях, исключающих дальнейшее пользование лодкой\катером.
Т.е. цель не наказать, а пресечь АПН , исключив, в данном случае, передвижение маломерного судна по водным объектам.
Но ведь судно можно поставить не только на специализированную стоянку. Поэтому вполне логичным будет отправка судна на его же «родную» лодочную базу, если она находится близко.
Позиция Государственной инспекции по маломерным судам
Существует Письмо МЧС РФ от 23 апреля 2018 г. N 91-1882-29 с разъяснениями по порядку применения Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 452-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Согласно этому письму можно сделать вывод, что руководство ГИМС допускает помещение маломерного судна не на штрафстоянку, а на лодочную станцию, где оно постоянно хранится, если эта станция расположена недалеко от места остановки МС патрульной группой.
Вот отрывок из вышеупомянутого письма:
Учитывая изложенное, МЧС России полагает, что задержание и перемещение маломерного судна на специализированную стоянку для хранения при остановке маломерного судна, подлежащего государственной регистрации, не зарегистрированного в установленном порядке либо имеющего неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, может не применяться при соблюдении всех следующих условий:
- имеется возможность исключения маломерного судна из процесса перевозки людей и грузов путем подъема такого судна на берег с помощью автотранспортных средств или иным способом в непосредственной близости от места остановки маломерного судна;
- лицо, управляющее маломерным судном, предоставляет документы, удостоверяющие личность;
- лицо, управляющее маломерным судном, подлежащим государственной регистрации, предоставляет документы, подтверждающие право владения таким судном;
- лицо, управляющее маломерным судном, отстраняется от его управления;
- оформляются все необходимые процессуальные документы;
- судно перемещается к месту его подъема из воды под управлением государственного инспектора по маломерным судам — участника патрульной группы либо на буксире другого судна (пункт 3.22 Административного регламента);
- лицо, управляющее маломерным судном, обеспечивает его полный подъем из воды собственными силами в течение 40 минут (пункт 2.7 Административного регламента) с момента остановки маломерного судна.
Это всё хорошо, но что если судоводитель вновь спустит на воду лодку, поставленную на обычную стоянку, как только ГИМС скроется из виду?
Конечно, такую возможность исключить нельзя, — люди всякие бывают.
Но, с другой стороны, что мешает судовладельцу после оплаты штрафа забрать лодку со специализированной стоянки, и точно так же, не регистрируя, спустить её где-нибудь на воду и кататься до следующей встречи с патрулём? Вопрос времени и индивидуального правосознания, только и всего.
Вывод
У судоводителя, совершившего административное правонарушение, при котором судно задерживается и помещается на штрафстоянку есть (в некоторых случаях) 40 минут, чтобы избежать этой меры, самостоятельно «эвакуировавшись» на свою стоянку.
Такое же время есть у судоводителя для устранения нарушения на месте, в тех случаях, когда это возможно.
Письмо МЧС РФ не является нормативно-правовым актом. Следовательно требовать от сотрудника ГИМС, тряся перед ним этой бумагой, возглавить почетный эскорт по возвращению на родную лодочную станцию вашего незарегистрированного судна будет неправильно.
Тем не менее данное письмо исходит от руководства ГИМС, выражая его позицию, а также содержит ссылки на нужные нормативно-правовые акты. Поэтому не лишним будет его распечатать и держать в лодке.
Семь футов!
«У судоводителя, совершившего административное правонарушение, при котором судно задерживается и помещается на штрафстоянку есть (в некоторых случаях) 40 минут, чтобы избежать этой меры, самостоятельно «эвакуировавшись» на свою стоянку.»
ЭТОГО МАЛО
«… может не применяться при соблюдении всех следующих условий: …»
== ВСЕХ УСЛОВИЙ ЗА 40 МИН ==
имеется возможность подъёма на берег + есть личные доки капитана + есть доки на владение капитаном + отстранение (сход на берег?) + протокол (видимо?) + перегон в месту подъёма + полный подъём силами/за счёт капитана
мало удалиться к своей стоянке, сначала надо установить личность, право собственности, оформить, отбуксировать и поднять. всё за 40 мин.