Подвесные лодочные моторы Yamaha 30H — обзор линейки

Спецификация (технические характеристики) подвесного лодочного мотора Yamaha 30H

ПроизводительYamaha Motor Company Limited, Япония
(Yamaha Hatsudōki Kabushiki-gaisha)
Марка:Yamaha
Модель:Yamaha 30H
Тип двигателя:2-тактный, бензиновый
Мощность, л.с.:30
Мощность, кВт:22.07
Вес двигателя, кг:53-54
Предельный вес глиссирующего судна, кг:547
Максимальный расход топлива, л\час:11.5
Предэксплуатационная обкатка, час:10
Система запуска двигателя:Электростартер или ручной запуск
Система управления:Румпельное или рулевое
Регулировка угла откидки мотора:Вручную
Необходимая высота транца судна, мм:423 или 550
Передаточное число редуктора:2,08
Степень сжатия:7
Топливная система:карбюраторная
Система смазки двигателя:предварительное смешивание
Число цилиндров:2
Обороты максимальные, WOT, об\мин:4500-5500
Рабочий объем двигателя, см3:496
Диаметр циллиндра, мм:72
Ход поршня, мм:61
Топливная ёмкость:Отдельный топливный бак 24 л.
Цена в рублях:165000-182000 (на 12.12.2017)
Цена в долларах США:2804-3093 (на 12.12.2017)

Yamaha-30H

Наверное нет смысла лишний раз говорить о надежности и простоте обслуживания двухтактных лодочных моторов от фирмы Ямаха. Однако мотор Yamaha 30H является ярким воплощением именно надежности, неприхотливости в сочетании с хорошими показателями тяги.

Технические характеристики и особенности

Среди двухтактных движков мощностью 30 л.с. моторы линейки Yamaha 30H имеют второй по величине рабочий объем, 496 мл. В сочетании со степенью сжатия 7 в цилиндрах это позволяет развивать максимальную мощность (эффективная мощность 29,6 л.с.) при частоте вращения коленвала 5000 оборотов в минуту.

Цилиндров, кстати, в данной «тридцатке» два, а карбюраторов один, что роднит его с Ямахой 40XWS. Т.е. такой же трясучий на низах, слегка громковатый любитель «плотно поесть», но зато надёжный и не слишком дорогой работяга. Два «горшка», один карб, контактное зажигание, чего проще? Никакой мотор не напоминает, из старых советских времен? Ну, конечно — «Вихрь-30», только в лучшем, почти безупречном воплощении. Японовихрь, одним словом.

Yamaha 30H умеет пропищать нерадивому судоводителю о своем перегреве. Очень удобно то, что модели с электростартером оснащены и ручным запуском (таким же как у румпельных). Так что, посадив аккумулятор, слушая музыку, вы не будете потом просить друзей-лодочников о помощи. Просто дернули шнурок и поехали. Заводится вручную довольно легко, без каких-то особо резких усилий.

Генератор мотора выдает аж 6 ампер (прилично для такого моторчика, правда?). Но регулятора напряжения, как говорится, «нет, как нет». Поэтому если вы не хотите поджарить аккумулятор во время дальних переходов (или спортивных упражнений на полном газу), хорошо бы, чтобы его емкость была от 70 Ампер-час. Можно, конечно, купить и отдельно, сделанный руками наших умельцев, регулятор напряжения. Предложений обзавестись таким хэндмэйдом-довеском, что называется от Вани и от Васи, найдете на  любом лодочном форуме. Естественно, подобная продукция не сертифицирована Ямахой, так что использовать вам её придётся под свою личную ответственность относительно возможных неблагоприятных последствий для бортовой электроники. 🙂

На мой взгляд, лучше (и проще) взять аккумулятор нормальной ёмкости, которую рекомендует производитель, а не придумывать ещё что-то, начитавшись форумов.

Двигатель имеет пять позиций наклона, который меняется вручную. Приятная мелочь – мелководный режим откидывания дейдвуда.

Передаточное число редуктора 2,08 позволяет использовать винты с шагом 13 дюймов на нетяжелых небольших лодках.

Yamaha 30H на воде

Испытывалась лодка «Прогресс-4» с тремя взрослыми людьми на борту. Бензин 40 литров и всякие вещи в носу и рундуках. Где-то максимум  550 кг вес груженой лодки получается. Формулу необходимой для вывода на глиссирование мощности ПЛМ помните (1 л.с. на каждые 20-25 кг, в  зависимости от килеватости)? Учитывая некоторую плоскодонность «Прогресса», лошадей нормально в данной конфигурации.

Установлен мотор 30HMHS (т.е. румпельный), переделанный под дистанционное управление. Онако почему-то Вадим (хозяин)  заводит его «дёргалкой» (легко и непринужденно со второго рывка). Ну, а чем не вариант, если мотор нормально заводится руками? Ставить какие-то там стартеры, релюхи к ним, выпрямители — зачем это всё суровому волжскому рыбаку? 🙂

Винт установлен родненький, ямаховский, с шагом 13 дюймов и диаметром 9 и 7/8 дюйма. Потянет ли 600 кг мотор с таким винтом, ведь Вадим-то ездит в основном один? Вопрос.

Газ, газ, газ — и мотор начинает неспешно вытаскивать лодку и нас в ней на глисс. До 2000 оборотов вибрация ощутима, что называется под сидушкой. Такое ощущения, что преодолевали мы этот «горб» выхода на глиссирование где-то с пол-минуты, секунд 20 точно.  Полноценно глиссировать наш «Прогресс» начал, когда аналоговый ямаховский тахометр показывал где-то 3900 оборотов.

Для этого мотора 13-дюймовый винт – это, считай, скоростной. На скоростном винте, да без трима переход в глиссирование всегда  небыстр. А для Прогресса-4 ещё и шаг винта, кажется, великоват. Надо было брать 12, конечно.

Результаты тестов мотора 30HMHS на лодке «Прогресс-4»

Обороты коленвала, в мин.
Скорость по GPS, км\ч
900 5
3900 24
4500 32
5300 (max) 41

Скорость смотрел по смратфоновскому GPS. Как-то я его сравнивал у себя на лодке с бортовым картплоттером, — да вы знаете, практически одинаково меряют скорость по GPS оба девайса.

Замерить мгновенный расход топлива не было технической возможности. А общий, — ну что он даст? Ясно, что чем ближе к максимально возможным на отдельно взятой лодке оборотам, тем больше расход.

Кстати, хозяин лодки не верит в цифру максимального паспортного расхода 11 л\ч. Говорит при хорошей загрузке литров 13 в час точно употребляет.

А что касается теста… Не плохой результат, не так ли?

Выводы

Двухтактные моторы линейки Yamaha 30H универсальны  и легки (в прямом и переносном смысле) в применении, недороги и достаточно тяговиты даже для применения на лодках до 4,6-4,7  метров. Ведь, мотор схож по теххарактеристикам с советским «Вихрь-30», а на «Вихрях» мы ездили на не таких уж маленьких советских лодках? Ездили. Так что мотор актуален и потому востребован.