13

Техосмотр (техническое освидетельствование) лодок и катеров. Как сейчас?

Как сейчас обстоят дела с техосмотром лодок? Что изменилось? Что водномоторникам ждать в будущем?

Вместо пролога

Штамп техосмотра в судовом билетеСъездил как-то в солнечную Италию руководитель МЧС, побыл там денёк и привез домой очень серьёзное намерение отменить в РФ техосмотр лодок, катеров и пр. маломерных судов в 2016 г. Эта новость нас порадовала в июле 2015 года. С тех пор прошли месяцы, но окончательное решение не принято. Более того этот вопрос больше нигде не поднимался и не обсуждался. Конечно водномоторная общественность — только за отмену техосмотра лодок. Но понятно, что мнения общественности тут далеко недостаточно. Поэтому пока техническое освидетельствование маломерных судов – обязательная процедура. Если ТО отменят, я тут же большими жирными буквами здесь об этом сообщу. Так что смело ставьте в закладки :).

Кому можно больше не беспокоиться о техосмотре

Забыть от техническом осмотре могут владельцы маломерных судов, ставших, в результате изменений в законодательстве РФ, неподнадзорными ГИМС. Т.е. лодки, снаряженный вес которых (вес лодки + вес мотора + вес снаряжения по нормам оснащенности для данного судна) не больше 200 кг, а мощность мотора не превышает 10,88 л.с. (8 кВт). Если Вы владелец такой лодки, и она зарегистрирована в ГИМС, смело идите и снимайте её с учета.

Техническое освидетельствование маломерных судов

Напомню о двух вещах.

  • Маломерным считается судно, длинна которого не превышает 20 метров, а пассажировместимость не больше 12 человек.
  • Штраф за эксплуатацию маломерного судна при отсутствии техосмотра 500-1000 руб.

В каких случаях проводится техническое освидетельствование

  1. При регистрации в ГИМС судов индивидуальной постройки или не имеющих сертификата (с проведением испытаний на мореходные качества).
  2. Очередное ТО — в процессе эксплуатации. Сейчас периодичность прохождения установлена в 5 лет. Как правильно рассчитать дату очередного ТО см. ниже.
  3. Освидетельствование маломерного судна перед переходом в другой регион или перегоном.
  4. После устранения замечаний выявленных при техосмотре или после ремонта, переоборудования, аварии, а также для определения состояния маломерного судна по инициативе заявителя.
  5. Замена силовой установки (стационарный двигатель, ПЛМ).

Пункт 5 довольно творческий, неоднозначный и не всегда применим (например в случаях, когда новый двигатель точно такой же, как и предыдущий).

Согласно Постановления Правительства РФ от 18 сентября 2013 г. N 820 Очередное освидетельствование проводится на берегу и на плаву. Т.о., в отличие от ежегодных технических осмотров в прошлом, когда инспектор проводил его на плаву, сейчас лодку смотрят и на воде (сюда входит испытание мореходных качеств, проверка на водотёчность и пр.), и на суше (состояние корпуса, силовой установки).

Стоит отметить, что при прохождении очередного ТО (а также при замене силовой установки) двигатель проверяется на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных веществ, в т.ч. двуокиси углерода (СО). Предельно допустимая норма выброса СО — не больше 4,8% от объемной концентрации СО в отработанных газах. Кстати, проверить чистоту выхлопа инспектор ГИМС может не только во рамках ТО, но и во время проведения соответствующих рейдов на воде. Сотрудники ГИМС пользуются переносными газоанализаторами с возможностью распечатки результатов («Инфракар-А-02»).

Новые лодки с моторами перед постановкой на учёт проходят первичное техническое освидетельствование согласно п. 2.3 приказа МЧС №501 от 20.06.2005. В данном случае первичное ТО проводится по упрощенной схеме: инспектор ГИМС осматривает лодку и мотор на суше. При этом

проверяется техническая документация на судно, устанавливаются вместимость судна, обязательные условия, нормы и технические требования по его грузоподъемности и пассажировместимости, допустимой мощности и количеству двигателей (подвесных моторов)… минимальной высоте надводного борта, высоте волны, при которой судно может плавать, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием

Составляется акт первичного технического освидетельствования, данные из которого вносятся в судовой билет, и ставится штамп о прохождении ТО.

Если лодка новая, но без сертификата, либо заявленные в технической документации (паспорте) на судно параметры не соответствуют параметрам судна, представленного для технического освидетельствования, дополнительно проводятся испытания на воде. Оцениваются мореходные качества: плавучесть, остойчивость и непотопляемость. Это касается и впервые регистрируемых лодок индивидуальной постройки.

Какие документы Вы должны предоставить  в ГИМС для проведения техосмотра

  1. Заявление судовладельца —  скачать (MS Word 97-2003).
  2. Паспорт.
  3. Если судно для процедуры ТО предоставляет не владелец — доверенность в простой письменной форме.
  4. Судовой билет.

Государственную пошлину за техосмотр лодки теперь платить не надо.

Как техническое обследование лодки происходит «в жизни»

Доставляете инспектора к лодке. Сначала показываете лодку на прицепе. Он осматривает корпус, делает фотографии «шильдика» на лодке, на моторе, затем — общий план. После «фотосессии» смотрит всё ли есть в лодке согласно требованиям норм оснащения маломерного судна. После чего лодку спускаете на воду. Инспектор проверяет мотор: ход на передней и задней передачах, на СО (если есть газоанализатор). Немного покатается. Если есть электоропомпа, проверит. Если есть магнитола, включит:). После чего инспектор составляет акт технического освидетельствования, который Вы вместе с заявлением отдаете в свою ГИМС. Потом забираете судовой билет со штампиком о пройденном техосмотре. Обычно так. Официальный регламент процедуры смотрите здесь (в формате MS Word 97-2003).

Ничего в подзаголовке странного не видите? Ну конечно, — не «обследование», а «освидетельствование» :). Привыкайте к новым терминам, уважаемый коллега.

Сроки проведения технического освидетельствования

Обратите внимание! Когда в 2012 г было «изобретено» новое ТО, при расчете срока очередного технического освидетельствования мы руководствовались Приказом МЧС России от 18.10.2012 № 608. Там за точку отсчёта 5-летнего промежутка установлена дата государственной регистрации маломерного судна в реестре маломерных судов. Т.е., например, человек владеет лодкой с 2001 года, поставленной на учет в том же году. Последний техосмотр был в 2012 году (т.е. в третью «пятилетку» от 2001 г). Следовательно, очередное техническое освидетельствование его лодка должна пройти в 2016 г. Формула: 2001+5+5+5=2016. Так было до сентября 2013 года. Но сейчас всё по-другому.

Теперь согласно Постановлению № 820:

маломерное судно предъявляется к очередному освидетельствованию до начала его эксплуатации (для маломерных судов, не прошедших очередное освидетельствование во время классификации) или до истечения 5-летнего срока со дня предыдущего очередного освидетельствования. В случае временного отказа собственника маломерного судна от его эксплуатации маломерное судно предъявляется к очередному освидетельствованию до начала его эксплуатации

Что это означает? То, что независимо от даты государственной регистрации, теперь промежуток 5 лет для очередного ТО исчисляется с даты последнего техосмотра.

Расчёт для предыдущего примера теперь выглядит так. Например, лодка на учете с 2001 года, но это теперь не важно. Последний ТО был в 2012 году. Следовательно, очередное техническое освидетельствования лодка должна пройти в 2017 (а не в 2016, как выше) году. Формула: 2012+5=2017.

Ну а если техническое освидетельствование было в прошлом сезоне просрочено, понятно, что пройти его нужно до начала эксплуатации.

Как видите, ничего сложного.

Нормативная база

  1. Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2013 г. N 820 «О государственном надзоре за спортивными парусными судами, прогулочными судами и маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, об их классификации и освидетельствовании, о государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». Скачать (MS Word 97-2003).
  2. Приказ МЧС России от 18.10.2012 N 608 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.05.2013 N 28343) Скачать (MS Word 97-2003).

13 комментариев

  1. вопрос что необходимо для прохождения то. у меня обь м ; п.м mercury30 ; ночью выход запрещён. вопрос: 1 что из себя предстовляет фонарь белого огня. 2 нужен ли огнетушитель. 3 какой якорь. 4 что за свисток. 5 какая мед. аптечка. если можно полный перечень с картинками. и где купить.

  2. Если раньше достаточно было просто перед поездкой на отдых привезти лодку с мотором и показать ее на суше инспектору для сверки номеров и комплектации, и сделать в Москве это можно было в разных точках(Строгино, Захарково и пр.),то теперь
    надо самому прибыть по воде под мотором, и не важно как ты в одиночку будешь спускать лодку с мотором, где оставлять автомобиль и пр. И место для этого оставили только одно — в Капотне.
    Получается, что проще забить на это ТО, ехать отдыхать без ТО, а если остановит ГИМС на воде, — оплатить штраф в 500-1000 рублей и получить ТО у инспектора на месте, показав лодку на ходу, если конечно все в норме и комплектация в лодке присутствует.
    Раньше ТО было каждый сезон, перед выездом на воду, что было правильно. А делать период 5 лет для лодки из ПВХ, у которой срок службы всего-то лет 8, — это пренебрежение всякой безопасностью, так как за 5 лет можно так повредить оболочку, что на такой лодке выходить на воду будет просто небезопасно, но талон ТО на нее будет в норме.
    Насчет комплектации:
    Раньше на ТО проходил любой фонарь(3-х батареечный с батарейками ААА), теперь наверное и светодиодный подойдет.Это нужно, если аварийно оказался на воде в темноте или задержался на рыбалке на вечерней зоре.Чтобы доплыть до места нужно освещать себе дорогу, чтобы не переехать корягу, колы, мостки при причаливании.Этот фонарь заменяет переднюю фару.
    Огнетушитель и аптечка подходили от автомобиля, еще нужен был спасательный конец Александрова(нетонущий шнур с пенопластовым буйком), якорь — кошка(раскидываются 4 лапы, удерживаемые кольцом в сложенном состоянии), вес указан в судовом билете, но подойдет и трек от трактора весом 4-6 кг. Кошки продаются в профильных магазинах типа Экстрим, треки — раньше можно было найти на свалке, в какой-нить сельской ремонтной мастерской. Теперь это уже антиквар. Свисток раньше был в комплекте спасжилета фирмы Опыт. Но его можно купить в Ашане, Фикс-прайс в отделе игрушек или спорт-товаров.

  3. Здравствуйте помогите уточнить по комплектации.
    1.Огнетушитель
    2. Аптечка
    3. Якорь
    4. Свисток
    5. Спасательные жилеты(от количества мест в судне)
    6. Фонарь
    7. Спасательный линь с буйком

    Все?
    Заранее спасибо!

    • Еще нужен ковш-ведро,сигнальный огонь-фальшвеер, ремкомплект

    • а сейчас еще надо чтоб спас жилеты были одобрены в речном регистре и имели сертификат качества! а не просто китайские! и еще ходовые огни и топовый! а вместо огнетушителя нетонущий полог два на два метра, если мотор подвесной, если стационар то и то и другое! это если плав средства до 3 категории, 3 4 категории нужен спас круг по мимо всего прочего тоже с сертификатом!

  4. Здравствуйте,в свое время зарегистрировал Прогресс 2 с мотором ямаха50,по требованию инспекторов на фирме усилили транец,после осмотра инспекторами и с их одобрения получил регистрацию,с 2007 года проблем с техосмотром не возникало,в этом году техосмотр не прошел по причине завышенной мощности,как быть?

    • Т.н. усиление транца является модернизацией маломерного судна без изменений, влекущих изменение присвоенной категории сложности района плавания, но с существенным изменением в конструкции корпуса.

      Согласно Правилам классификации и освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях (Утверждены постановлением Правительства РФ от 18.09.2013 г. N 820) после модернизации маломерного судна собственник подает заявление о проведении внеочередного освидетельствования в орган классификации. К указанному заявлению прилагается документация, позволяющая определить сложность и технологию проведенной модернизации.

      Т.е. нужен проект и расчет усиления транца. И то, и другое можно заказать в любой ближайшей организации занимающейся малым судостроением. Но… Как показывает практика для Прогресс-2 под 40 л.с. ГИМС практически всегда дает добро при наличии вышеперечисленных документов. В Вашем случае паспортная мощность превышена уже на 20 л.с. Имеет смысл данный вопрос обсудить лично с начальником отделения ГИМС. Заодно спросите совета в какую фирму лучше обратиться за проектом. 🙂

      Кстати, если захотите биться до конца, то в случае, если ГИМС при наличии проекта и расчета откажет освидетельствовать и зарегистрировать Ваш «Прогресс-2» с 50 л.с., Вы можете обратиться в суд. Если суд не найдет оснований сомневаться, что проведенная документировано подтвержденная модернизация (усиление транца) позволяет безопасно эксплуатировать Вашу лодку с мотором мощностью 50 л.с., он обяжет ГИМС освидетельствовать и зарегистрировать данное маломерное судно.

      P.S. Если в судовой уже вписан «полтинник», то, конечно, речь идёт только об освидетельствовании, т.к. лодка уже зарегистрирована с этим двигателем. Но это ничего не меняет: Вам нужен проект.

      P.P.S. Если от фирмы, усилившей транец у Вас есть проект, то Вам остается только визит к начальнику и затем (если консенсус не достигнут) берёте письменный отказ — и в суд.

      • Вроде бы все ясно,но той фирмы уже нет,но регистрация и проведение предыдущих техосмотров без каких либо проблем после осмотра лодки не является признанием качества проделанной работы,да и не требовали ни какой проект,где его сейчас взять,наверное после первого протокола придется на разборе полетов требовать письменный отказ об отказе проводить тех освидетельствование,ну а там видно будет,я не сторонник обострять отношения и считал себя вполне законопослушным,но вот оказался вне закона,если бы речь шла о регистрации,то и разговора бы не было. Большое спасибо. я думаю я не один такой,до сих пор было все нормально.

  5. Добрый день. Есть желание переоборудовать лодку»Южанка 2″, (вместо капота сделать открытую площадку для лова , а блоки плавучести убрать в нарощенные борта). Хотелось бы знать, — возникнут ли сложности при последующих тех осмотрах ? И возможные шаги к упреждению сложностей в будущем.

  6. Если доработки меняют формулу класса, характеристики, указанные в паспорте или в судовом билете, то данные изменения нужно согласовывать с ГИМС с последующим прохождением классификации.

  7. Проходил техосмотр на просторах под Астраханью. И что интересно инспектор сказал что дата техосмотра проставляется конечная. Поясню, проходил в 2018 году, мне поставили дату 2023 год следующее прохождение. А уже в Москве при прохождении ТО в 2019 году человеку в билете и поставили 2019 год. Вот я теперь не могу понять, если нас остановит ГИМС для проверки, у кого правильная дата будет прописана? У меня,2023 год, или у него,2019 год. Если правильно у него, тогда что означает мой 23 год? А если правильно у меня, то 19 год уже недействителен, может объяснит кто….

    • Судовой билет с отметкой о допуске к плаванию возвращается заявителю после положительных результатов освидетельствования маломерного судна.
      Разумеется проставляется дата пройденного освидетельствования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *