За управление лодкой в состоянии опьянения суд может лишить прав и на автомобиль. Точка или знак вопроса?

Лишат ли прав на авто, за НС на лодке?

Время от времени данная актуальная тема возникает на рыболовных и прочих околоводномоторных интернет-болталках.

Суды периодически лишают лодочников-пьяниц прав на все транспортные средства (а не только на лодки-катера). Однако, не смотря на это, есть группы людей, активно убеждающих, что за управление плавсредством в нетрезвом состоянии лишат прав только на плавсредство. А всем, что на колесах лишить права управлять не имеют таких прав (пардон за тавтологию).

Я лично, когда вопрос заходит о подобных неоднозначных вопросах, на первое место ставлю сложившуюся практику правоприменения, т.е. судебную практику. А она говорит, что да, у любителя поколдырять и потом сесть за штурвал лодки есть реальный шанс отдохнуть некоторое время, как от штурвала, так и от руля. Одно из судебных решений, подтверждающих данный, тезис вы найдёте в конце статьи.

Более того, и про это почему-то все забывают, правило действует и в обратном направлении. Т.е. за нетрезвое состояние на автомобиле могут лишить прав не только на него, но и на все транспортные средства, включая лодки, катера и прочие гидроциклы.

Друг рассказывал об одном поучительном случае. Дело было так. Один человек, отдыхая и расслабляясь в загородном доме (а для чего же ещё нужны загородные дома?), ожидал жену, отъехавшую на машине в местное сельпо за продуктами. И вот возле этого магазина у неё возник конфликт с каким-то мужчиной-водителем.  Ситуация-то была, как говорится  на копейку, а ругани на рупь. В общем, жена звонит мужу и жалуется. Тот, ничтоже сумняшеся, прыгает в квадроцикл и мчится по лесным тропам поддержать супругу.

Мужик-водитель тоже не растерялся и тоже сделал звонок. Таким образом, на месте совершенно пустяшного инцидента сошлись две конфликтующие группы: 1) мужик + гаишники (им он и звонил), 2) жена + муж. Представители первой группы по доброй  традиции приобщили всех участников конфликта к старинной гаишной забаве под названием «познакомься с нашим алкотестером». Таким вот образом муж-заступник и попался на НС. Суд его лишил прав НА ВСЁ, что несовместимо с нетрезвым состоянием, включая катер. Мотайте на ус.

Но вернемся к нашим катерам. Какие аргументы применяют сторонники тезы, что за пьянку на лодке могут лишить прав только на лодку?

Аргумент всего один, но весомый. Это КоАП, где в статье 11.9 (Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения) чётко прописана санкция: 1,5-2 тыс. руб. или(!) лишение права управления судном на 1-2 года.

И на это возразить нечего. Поэтому я тоже сторонник того, что лодки отдельно, машины отдельно. Но… к сожалению, есть судебные прецеденты, когда за НС на лодке лишают прав на все транспортные средства. Чем руководствуются данные судьи мне неведомо. Но такие решения есть, и это факт.

Я проанализировал доступную судебную практику по части 1 ст. 11.9 КоАП Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения. Примерно в половине случаев судья ограничивается штрафом, в остальных ситуациях лишают прав на год-полтора. Попалась пара решений, где за пьянку на лодке лишили прав на остальные ТС. Одно решение, как я уже писал, выкладываю здесь. Второе практически такое же, так что нет смысла тратить ваше время на его прочтение. В обоих случаях судьи никак не обосновывают расширение санкции по ст. 11.9 на все транспортные средства.

Конечно, речь здесь может идти о судебной ошибке: судьи ведь люди и, увы, могут ошибаться. Дело тут в другом. Ну, допустим, вернет вам Верховный суд ваши права на автомобиль, но сколько времени и нервов вам это будет стоить?

И возникает резонный вопрос, а стоит ли  300 грамм веселья таких вот неопределенных ситуаций? И тогда может ну его на фиг  ездить «под шафе» на лодке?

Приложения

Решение по административному делу № 5-96-989/2010