Моторная лодка Прогресс-4: секрет её успеха

Тип судна: Моторная лодка

Наименование модели: Прогресс-4

Материал корпуса: Дюралюминий

Длина наибольшая, см: 465 (4.65м)

Ширина наибольшая, см: 170 (1.7м)

Высота борта, см: 65 (0.65м)

Высота транца, см: 38

Килеватость на транце, град.: 7

Толщина днища, мм: 2

Толщина обшивки бортов, мм: 1,5

Вес в стандартиной комплектации, кг: 250

Грузоподъемность, кг: 500

Пассажировместимость, чел.: 5

Минимальная рекомендованная мощность двигателя, л.с.: 30

Рекомендованная мощность двигателя, л.с.: 40

Максимальная мощность двигателя, л.с.: 50

Мореходность до высоты волны, м: 0,75

Статья для тех, кто задумался о приобретении легендарной советской лодки Прогресс-4. Взвесим «за» и «против»Моторная лодка Прогресс-4

Что мы можем сказать об этой лодочке? Всё очень просто — это классика малого судостроения в своем размере. Не зря она была, пожалуй, самой массовой лодкой времен СССР. Да и сейчас Прогресс-4, не смотря на свой почтенный возраст, — одно из самых распространенных на наших водоемах маломерное судно.

Плюсы

Небольшой вес и удачные обводы (со скромной, но все же имеющейся килеватостью днища на транце) позволяют комфортно эксплуатировать эту лодку с мотором 30 л.с.: среди современных российских лодок размером 4,7м других таких просто НЕТ.

К несомненным достоинствам лодки можно добавить и довольно вместительные для этого размера кокпит и передний багажный рундук. Т.е. Прогресс-4 для своего размера довольно просторен. Правда внутри он столь же и аскетичен. Да и сиденья не являются его гм… сильной стороной.

Прогресс — 4 довольно хорошо управляем, хотя и несколько уступает в этом одноразмерным нынешним лодкам. Но пускай те сначала попробуют поехать под 30 л.с :).

К плюсам можно добавить то, что лодка не валкая и можно довольно уверенно перемещаться внутри кокпита в статике. Широкие протопчины позволяют ходить по борту, не боясь навернуться с него.

Утки\кнехты металлические, надежные — не чета пластмассовым шпулькам некоторых пропиаренных современных брэндов.

Да и лодка сама по себе продумана, надежна и рассчитана на долгую эксплуатацию разумным хозяином.

Ну и самый, так сказать, жирнющий плюс — цена. П4 с какой-нибудь видавшей виды ямахой 40 стоит в разы меньше чем его современный «одногрупник» с запросами своего производителя (цена) и его самого по поводу достаточной мощности мотора.

Всё вышеперечисленное не оставляло бы никаких шансов конкурентам если бы не некоторые

Нюансы

Это ни в коем случае не минусы конструктива (о недостатках речь пойдет ниже). Это именно особенности положения дел на рынке с этой лодкой.

Дело в том, что найти корпус «Прогресс-4» в нормальном состоянии чрезвычайно нелегко. Дедушки, которые бережно эксплуатировали свои «Проги» под Вихрями 20-25, в основном отошли от дел по тем или иным причинам, а их лодки достались родственникам или просто удачливым покупателям. А то, что сейчас продается на рынке, в основном — разбитое иномоторами и «спарками» Вихрей барахло, ну или просто, само по себе, — течное, рассыпающееся барахло.

Причина тут абсолютно проста. Нерадивые хозяева давно превратили свои лодки в трухлявое, никому не нужное даже задаром  гуано. А из доживших до наших дней «Прогрессов» часть просто помирает по старости. Ведь, как ни крути, 40 лет для дюралевой клепанной «катстрюльки» — приличный трудовой стаж. А люди ведь обычные, — в большинстве своем — наездники,  — лишний раз на днище не глянут, клепки не протянут, красить/перекрашивать как и когда положено не будут. Вот и дряхлеют лодки. Тут ситуация —  один в один, как со старыми марками автомобилей: какие просто уехали на металлолом, какие сыпятся от старости и лишь некоторые, которые эксплуатировались заботливо и бережно, находятся во вполне приличном и рабочем состоянии. Причём   хозяева последних с ними расставаться не спешат.

Точно так и с «Прогрессами». Находящийся в здравом уме и трезвом рассудке человек никогда не продаст эту лодку, если она в нормальном состоянии. Потому что если она в нормальном состоянии, то это — идеал лодки 4,7м. Ну или, по крайней мере, — далеко не худший вариант.

Вот и продаются у нас в основном подмарафеченные «Проги», которые ждут не дождутся новых хозяев, по простодушию душевном готовых зимой купить не гладя блестящий, свежевыкрашенный П-4. А по наступлении сезона, когда выяснится, что новоприобретенный кораблик набирает воду быстрее чем её откачивает помпа, счастливый обладатель начнет хорошо  вкладываться в восстановление худого корытца. Либо (что финансово придпочтительней) просто избавится от лодки.

Минусы

И всё-таки корпусу «Прогресса -4» не хватает жёсткости. Иногда просто чувствуется как бы это сказать… некие продольные телодвижения корпуса при езде под мощным (для него) мотором (50 л.с.). Это следствие компромиссного набора П-4 — там совсем нет стрингеров, только флоры (в отличие от Прогресса-2, кстати). Но с другой стороны, металл на днище потолще, а рассчитан «Прогресс» был, по большому счету на 30 л.с..

Ещё одна ложка дёгтя — слабый транец. Укреплять его нужно обязательно. О том, как это делается написаны целые руководства на форумах, — так что не будем вдаваться в детали.

Ну а в целом

«Прогресс-4» — удобная лёгкая, подвижная, вместительная лодка, к тому же не требующая табуна лошадей на транце.

Так что если Вам попалась чудою случая «четверка» в хорошем состоянии, берите и не думайте.

Но это лодочка дюралевая, так что следить за ней придётся, к чему и будьте готовы.