Китайские моторы: брать или…

Китайский лодочный мотор

В вопросе выбора между покупкой китайского и японского мотора не все выглядит однозначно. Однако, в силу того, что однажды возникла мысль о приобретении китайского мотора мощностью 9.9 л.с.,  было изучено много материала по данной теме. Статья представляет собой исключительно набор оценочных суждений, основанных на субъективном мнении автора, и потому не претендует на титул истины в последней инстанции. Я лишь делюсь своими выводами и точкой зрения.

Не счесть алмазов в каменных пещерах

Я насчитал четыре десятка марок китайских лодочных моторов, которые, начиная с 2004-2008 года и по сей день были представлены на российском рынке. Добрых две трети из них копируют (копировали) Ямаху и Тохатсу. Одни китаемарки сходят со сцены, другие появляются. И все выпускают примерно одно и то же. Вы можете представить себе эдак 30 клонов Шевроле Нивы под тремя десятками разных названий? Вот такое отношение к репутации бренда.

Китайских брендов ПЛМ много, причем, если начать считать еще и марки, которые идут в Америку и Европу, то мы увидим совершенно незнакомые российскому покупателю названия, которые ощутимо пополнят список моторного китайпрома. Феномен.

Я наверное не открою секрет, сказав, что по качеству китайские моторы если и конкурируют, то вряд ли успешно с «японцами». Однако люди-лодочники их берут. И тут определяет всё

Цена

Самый дорогой китайский мотор будет всегда ощутимо дешевле самого дешевого японского аналога. Давайте посмотрим на примере.

Стоимость китайских конструктивных копий мотора Yamaha 9.9 F

Марка\модель Цена, руб. Разница в цене с Yamaha 9.9 G
в рублях в процентах
HANGKAI M9.9HP 55500 55500 50,0
SEA-PRO T 9.9S 59700 51300 46,2
Jet Marine T15 BMS 59990 51010 46,0
TITAN TP9.9AMHS 62300 48700 43,9
Hidea HD9.9FHS 66000 45000 40,5
Seanovo T9.9 BMS 69500 41500 37,4
Sailor GM-T 9.9 70000 41000 36,9
HDX T 9.9 BMS 73900 37100 33,4
Parsun T9.9BMS 75600 35400 31,9
HDX Titanium T 9.9 88400 22600 20,4

Ещё раз, все эти моторы — копии 2-т Ямахи 9.9, у всех рабочий объем 246 см3. Можно еще десяток братьев-близнецов вписать в эту таблицу , но думаю для общего представления достаточно.

Удивительно, как плавно заняли эти копии одного и того же двигателя свою ценовую нишу. Здесь есть моторы и дешевле, и значительно дешевле японского «прототипа», но ни один не приблизился к стоимости оригинала ближе, чем на 20%. Что объяснимо, ведь тогда это будет уже ценник другого чуть более дешевого, нежели Yamaha 9.9, но не менее именитого «японца», —  Suzuki DT 9.9 AS. И кто же тогда купит такого «китайца»?

Можно брать любую модель Ямахи или Тохатсу из диапазона от малых до средних мощностей и строить подобные таблицы, состоящие из их китайских копий. Но ничего нового в ценообразовании мы там не увидим — та же разница в 20-50% процентов от японских прототипов.

За счет чего же такая грандиозная экономия получается? Здесь ключевое слово — «качество». Будь всё иначе мы бы уже давно забыли про Хонду, Ямаху, Сузуки и т.д.

Но ведь китайские моторы работают? Работают. Так же хорошо как японские? Ну, может быть не так же, но ведь работают.

Всё дело в границах допустимого, которые каждый покупатель проводит самостоятельно, согласно своим представлениям и запросам.

Всё под контролем или проверь уровень масла в редукторе

Если пошерстить интернет, то можно найти немало примеров «чудес» сборки некоторых представителей китайпрома. Можно, конечно, говорить что это отдельные «косяки», и, не исключено, что так и есть. Однако, как мне кажется, общее положение дел (в некоторой степени) иллюстрирует вот эта наклейка на дейдвудах лодочных моторов одного, не такого уж неизвестного, китайского производителя:

Проверь масло в редукторе

Проверь масло в редукторе

Если кто не знает, масло в редуктор должен заливать завод-изготовитель. Это такая же обязательная процедура как вставить шплинт в гайку при установке гребного винта.

А теперь скажите мне, пожалуйста, это как же надо не доверять своему сборочному производству, чтобы требовать от покупателя проверять уровень масла в редукторе только что приобретенного мотора?

Самое смешное, что некоторые владельцы берегут эту наклейку, и так с ней и ездят, не снимая. 🙂 Как им это удается, учитывая, что она все время находится под водой, для меня загадка. Не верите? Смотрите чаще Youtube.

Вообще, конечно, «Китай» бывает разным.

Феномен или если нет разницы зачем платить больше

На интернет-сайтах некоторых дилеров лодочных моторов китайского производства вам доходчиво объяснят откуда взялись низкие цены на их продукцию. Вам скажут, что китайская экономика идёт семимильными шагами, что китайские производители ПЛМ (подвесных лодочных моторов) день и ночь ведут борьбу за потребительские рынки и поэтому отчаянно снижают цены. При этом мировой капитализм бессилен перед китайскими законами, которые позволяют копировать всё и вся — лишь бы это было во благо народу и экономике. Брак? Ну да, такое было раньше, но сейчас его меньше. На вопрос часто ли ломаются проданные ими моторы вам честно скажут: «Да, бывает иногда, конечно». И тут же прибавят неизменное «но в основном по мелочам», ну и, конечно же, сакраментальное «вся техника ломается» с вишенкой на торте в виде рассказа о неожиданном и впечатляющем выходе из строя дорогого япономотра. Знакомые рассуждения?

Вопросы рынка

Очень критично относитесь к мнению любых продавцов о технике, на продаже которой они зарабатывают.

Конечно, экономика. Конечно, борьба за рынки. Конечно лояльные законы.

Но вот почему Китай, имеющий отрасль тяжелого машиностроения, производящий высокоточное, высокотехнологичное оборудование, запускающий на орбиту Земли спутники, не выпускает  лодочные моторы, способные конкурировать с японскими ПЛМ по уровню качества? Ведь все технологии доступны… Ответ прост и очевиден.

По ходу даже поверхностного анализа ситуации становится ясно, что китайские производители прочно укрепились в нише конструктивных копий популярных марок лодочных моторов. Копиям, как всегда, далековато или откровенно далеко до оригиналов, но зато их цена привлекательна. Производителям моторов именитых брендов неинтересна ниша более низких цен, но на рынок качественных моторов они не пустят просто так никого, и уж тем более тех, кому они разрешили (а иных объяснений я не вижу) копировать их разработки. Поэтому исход любой серьезной борьбы за качество этих копий предопределен заранее, и если эта борьба и ведется, то имеет свои пределы, возможно точно установленные.

«Китайцев», полностью скопированных с зарубежных марок, и я насчитал три. Но, кажется, производители этих марок тоже не в накладе. Ведь на сборочные производства китаемоторов идёт какое-то количество японских запчастей, выпускаемых для их оригиналов.

Так же, с появлением на рынке китайских копий ПЛМ прибавилось упоминаемости и узнавания  брендов их прототипов. Так, например, слова «у меня мотор – копия Yamaha 9.9, только дешевле» на самом деле дорогого стоят. Ведь это по сути проявление лояльности к бренду «Yamaha», в сочетании с его эффективной и бесплатной имиджевой рекламой.

Говорят, когда директора китайского отделения Mersedes  спросили, как компания относится к тому, что на престижной автовыставке напротив её «Гелендвагена» стоит его абсолютная китайская копия, он с улыбкой ответил: «Мы считаем это похвалой нашей продукции!».

Итак

Согласитесь, много чего китайского найдется в нашем обиходе. Мы с удовольствием покупаем и успешно используем китайские шариковые ручки, фонарики, удочки, телефоны, кондиционеры и даже автомобили.

И всегда у любого китайского товара есть более дорогой, но более качественный зарубежный конкурент. Такова стратегия большинства китайских производств товаров ширпотреба — ориентация на небогатого покупателя.

Ровно та же ситуация и с китайскими лодочными моторами. И вот тут каждый, кто не может по деньгам позволить себе новый брендовый мотор, делает свой выбор.

Одни влезают в долги друзьям и родственникам или даже банку, но берут «фирму». Другие, понимающие в моторах (или хотя бы знающие тех, кто понимает), находят подержанного, но в хорошем состоянии «японца». Третьи продолжают копить.

Остальные покупают китайскую продукцию.

Конечно, китайские моторы можно брать. Но с определенными оговорками.

Надежность = безопасность

Прежде всего нужно отталкиваться от условий будущей эксплуатации. Небольшие озера и речки простят любой каприз двигателя, — были бы вёсла. А вот море или водохранилище предъявляют свои несколько более серьезные требования к мотору. И главное, что там от него требуется — это надежность. А в условиях большой и неспокойной акватории надежность ПЛМ — это безопасность, — ваша и ваших пассажиров.

Лично я пока не знаю ни одной китайской марки подвесников, которой бы я доверился в этом плане и взял бы ее для эксплуатации на Волге в наших местах (Куйбышевское, Саратовское водохранилища).

Ликвидность

Покупая ПЛМ, я всегда держу в уме вопрос: «а как быстро и хорошо его можно будет потом продать, при надобности». На б\у «японца» спрос, конечно, больше. За таким мотором в хорошем состоянии, да по разумной цене, выстраивается в прямом смысле телефонная очередь. Так что, как минимум, половину разницы в цене, по сравнению с китаемотором, вы спокойно вернёте при продаже той же Ямахи, допустим, через 4-5 лет.

Для более полной картины смотрите объявления в вашем регионе — будете иметь представление, что примерно будет стоить ваш мотор через несколько лет.

Предпродажная подготовка и осмотр

Любой, кто имеет имеет хоть какое-то представление о подвесных моторах, увидев наклейку на ноге новенького двигателя, призывающую проверить уровень масла в редукторе, спросит себя «а запускался ли вообще этот мотор когда-нибудь?».

Поэтому прежде, чем отдавать деньги за китайское «то же самое, но дешевле» нужно его запустить, хотя бы.

В идеале китайские моторы хорошо бы после покупки разобрать, проверить и снова собрать. И некоторые дилеры перед продажей так и поступают. Всё правильно — лучше устранить пустяковый огрех сборки или заменить очевидный брак до начала эксплуатации, нежели потом нести расходы по серьезному гарантийному ремонту.

Ищите таких продавцов.

Внимательно изучайте гарантийное соглашение. Часто гарантия не предоставляется на многие узлы и части двигателя.

Если берёте китайский мотор без гарантии или с рук, имеет смысл после покупки воспользоваться услугами специалиста для проведения  вышеупомянутого «профилактического осмотра» вашего подвесника. Лучше отдать небольшую сумму за ревизию двигателя, чем потом разоряться на запчасти, которые отнюдь не дёшевы, да и не всегда их можно быстро получить.

Запчасти

Если вы отдаете себе отчет, что нечто, что вы покупаете, может запросто сломаться (само или с вашей помощью), то перед такой покупкой не лишне будет выяснить насколько облегчит ваш карман та или иная поломка.

За один и тот же ремонт мастер возьмет одинаково что за китайский, что за японский ПЛМ. А что насчет запчастей?

Сейчас некоторые продавцы китайских моторов советуют покупать запчасти для них на сайте zipmarine.ru. Так, идём на сайт и читаем в «новостях»:

zipmarine.ru

Ну, что ж, это нам и надо. Здесь мы будем прицениваться к запчастям на указанные китайские подвесники.

Цены на японские запчасти мы возьмем с megazip.ru.

Вероятность наезда на подводное невидимое препятствие одинакова для любого мотора и никак не зависит от его качества, цены, марки и т.д. 🙂

Допустим, после удара о камень покрошило шестеренки редуктора и погнуло, да ещё скрутило по шлицам гребной вал. Расходник под названием винт и мелочи по редуктору считать не будем. Для наглядности ограничимся тремя шестеренками и гребновалом.

Оригинальные запчасти для японской ямахи и китайские запчасти для её китайских копий взаимозаменяемы и имеют в обоих каталогах одинаковые идентификационные номера.

Сведем всё в простенькую табличку:

Стоимость запчастей для редуктора ПЛМ Yamaha 9.9 F\G и его конструктивных копий

Название детали Код Производитель\цена, руб.
YMM Тайвань Китай Yamaha
Гребной вал 683-45611-00-00 3562 5422,37 8820
Шестерня переднего хода 6E7-45560-01-00 2070 3181,36 3788
Шестерня приводная 63V-45551-00-00 932 1447,16 2532
Шестерня заднего хода 6E7-45571-00-00 2070 2450,31 3569
ИТОГО: 8634 12501,2 18709

Как видим, «Китай-Тайвань» дешевле. Но так как запчасти идентичны эта информация полезна скорее в познавательном плане, и на выбор между Yamaha и какой-нибудь её копией особого влияния не оказывает.

Что, например, вам мешает взять Ямаху, заранее решив, что в случае ремонта вы не будете тратиться на японский оригинал, а купите более дешевую китайскую или тайваньскую запчасть?

Хотя, конечно, на данный момент китае-тайваньские комплектующие не совсем одно и то же по качеству по сравнению с японскими. Примеры неожиданных и «уникальных» поломок можно посмотреть на Ютюб-канале одного разносторонне развитого механика, снимающего интересные ролики о ПЛМ.

С другой стороны, японские детальки в плане цен явно вышли за пределы Солнечной системы и сейчас уверенно бороздят просторы глубокого космоса. Редуктор — это не дёшево, конечно, но вот оригинальные запчасти для поршневой группы обойдутся вам дороже в разы. Учитывая, что хорошо перегреть моторчик иногда весьма просто, это не очень радостный факт.

Получается интересный выбор: купить мотор класса «так себе» и поэтому быть готовым к ремонту, — благо есть доступные по цене, но того же класса запчасти, или взять дорогой мотор, который не доставит особых проблем, но только при грамотной эксплуатации. В противном случае будет дорогой ремонт из-за дорогих деталей (если, конечно, не женить фирменный мотор с китае-тайваньскими запчастями). Тут еще надо подумать, что лучше.

Не подлежит сомнению одно обстоятельство. Если человек не любит читать инструкций, не проявляет осторожность на незнакомом водоеме, не задумываясь ездит по всяким мутнякам, грязям и т.д. … словом, легкомысленно относится к мотору, то такому человеку, наверное, выгоднее брать «китайца», так как япономотор в таких заботливых руках тоже скажет «кря».

Вывод

На больших и сложных водоемах отказ мотора является чрезвычайным происшествием, цена возможных последствий которого очень высока. И в чем эту цену измерить, в рублях? Неужели безопасность стоит несколько десятков тысяч разницы в стоимости оргинального двигателя и его копии? Лично моим выбором уже не в первый раз стал японский мотор.

С другой стороны, если лодка ходит недалеко, по тихим заводям и маленьким речушкам, если при отказе двигателя можно быстро добраться на веслах до дома или хотя бы до цивилизации, то почему бы не подумать о китайском моторе? Особенно это касается маломощных и легких «китайцев» — ведь их всегда можно положить в багажник машины и отвезти в гараж, домой или в то место, где есть руки, которые его разберут и приведут в чувство.

В качестве заключения я решил поставить один видеоролик. С некоторыми словами автора я, как и многие (наверное), не согласен.  Но его рассуждения, на мой взгляд, вполне вписываются в тему статьи.

Удачного выбора и, конечно же, семь футов!