V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц

109. Заявитель имеет право подать жалобу на решения и (или) действия (бездействие) органа регистрации, предоставляющего государственную услугу, и (или) конкретных ответственных лиц (далее — жалоба).

Предмет жалобы

110. Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе, в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование представления заявителем документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
  • отказ в приеме от заявителя документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и настоящим Административным регламентом;
  • требование внесения заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • отказ конкретных ответственных лиц органа регистрации, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных по результатам предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока внесения таких исправлений.

111. Жалоба должна содержать:

  • наименование органа регистрации, предоставляющего государственную услугу, либо данные о конкретном ответственном лице, решения и действия (бездействие) которого обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа регистрации, предоставляющего государственную услугу, либо конкретного ответственного лица;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа регистрации, предоставляющего государственную услугу, либо конкретного ответственного лица. Заявителем могут быть представлены документы, подтверждающие его доводы, либо их копии.

Органы государственной власти и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть направлена жалоба

112. В органе регистрации, предоставляющем государственную услугу, рассматриваются жалобы на решения и действия (бездействие) ответственных лиц органа регистрации.

113. В случае, если обжалуются решения руководителя органа регистрации, предоставляющего государственную услугу, жалоба подается в вышестоящий орган (в порядке подчиненности).

Порядок подачи и рассмотрения жалобы

114. Прием жалоб в письменной форме осуществляется органом регистрации, предоставляющим государственную услугу, в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал заявление на получение государственной услуги, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).

Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.

В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность.

Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.

115. В случае, если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации.

116. В электронном виде жалоба может быть подана заявителем посредством официального сайта МЧС России (mchs.gov.ru) или в ЕПГУ.

117. При подаче жалобы в электронном виде документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации, может быть представлен в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

118. В органах регистрации, предоставляющих государственную услугу, определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица, которые обеспечивают прием и рассмотрение жалоб в соответствии с требованиями настоящего Административного регламента.

Если принятие решения по жалобе, поданной заявителем, не входит в компетенцию органа регистрации, которому она адресована, орган регистрации в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

119. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры.

Срок рассмотрения жалобы

120. Поступившая жалоба подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

121. Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации. В случае обжалования отказа органа регистрации предоставить государственную услугу, принять документы, необходимых для предоставления государственной услуги, у заявителя, исправить допущенные опечатки или ошибки, а также в случае обжалования нарушения установленного срока проведения таких исправлений поступившая жалоба подлежит рассмотрению в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

Результат рассмотрения жалобы

122. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

123. При удовлетворении жалобы принимаются исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений.

124. Решение об отказе в удовлетворении жалобы принимается в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

125. Уполномоченное на рассмотрение жалобы должностное лицо вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

Порядок информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы

126. Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме.

127. В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование органа регистрации, предоставляющего государственную услугу, рассмотревшего жалобу, должность, инициалы, фамилия должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о лицах, решение или действие (бездействие) которых обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае, если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

128. Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом.

129. По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

Порядок обжалования решения по жалобе

130. В досудебном порядке решения, принятые по жалобе, могут быть обжалованы в вышестоящем органе (в порядке подчиненности).

Право заявителя на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы

131. Орган регистрации, предоставляющий государственную услугу, обязан по запросу заявителя предоставлять ему нормативные правовые акты и документы, содержащие информацию, которая использовалась для принятия решения при предоставлении заявителю государственной услуги.

Способы информирования заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы

132. Справочные, статистические и аналитические материалы, касающиеся информирования заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалоб, размещаются в сети «Интернет» на официальном сайте МЧС России (mchs.gov.ru) и на сайтах территориальных органов МЧС России.

Боцман