После принятия нового регламента по техническому освидетельствованию МС набрала полный ход самодеятельность на местах.
Представители ГИМС на очередное ТО требуют паспорта на лодку, на мотор, которые естественно некоторые за долгие годы владения плавсредствами утеряли. Другие купили б\у лодки без данных документов по причине изложенной выше.
В соцсетях сообщают о смешных ситуациях, когда инспекторы, как бы входя в трудное положение судовладельцев, просят просто найти в интернете и распечатать паспорта\инструкции пользователя, чтобы хоть что-то было представлено.
Данные требования в некоторых отделениях ГИМС обосновывает перечнем документов, изложенным в пункте 22 Административного регламента МЧС РФ предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.
В этом пункте дан ИСЧЕРПЫВАЮЩИЙ список документов которые МОЖЕТ требовать инспектор ГИМС при проведении ТО.
Вот он:
22. Для прохождения освидетельствования маломерного судна заявитель представляет:
1) заявление по форме согласно приложению N 1 к настоящему Административному регламенту;
2) документ, подтверждающий право собственности на маломерное судно;
3) техническую документацию на маломерное судно;
4) технический паспорт двигателя или подвесного лодочного мотора с данными о заводском номере и техническими характеристиками;
5) свидетельство о классификации маломерного судна или сертификат соответствия (за исключением маломерных судов, на которые действие технического регламента Таможенного союза «О безопасности маломерных судов», принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 г. N 33 <2> (далее — Технический регламент), не распространяется);
6) конструкторскую и (или) построечную документацию, включая расчеты прочности, остойчивости и непотопляемости (для судов индивидуальной постройки);
7) конструкторскую документацию по изменениям, внесенным в конструкцию корпуса или двигателя маломерного судна (в случае проведения модернизации маломерного судна);
8) судовой билет, выданный до вступления в силу настоящего приказа (при наличии);
9) ранее выданные акты или заключения по результатам проведения освидетельствования маломерного судна (при наличии).
Слово «исчерпывающий» имеет значение «полный», не требующий дополнения.
Иначе говоря п. 22 Регламента представляет собой список документов которые вправе потребовать инспектор для проведения ТО. Иные документы, которые не входят в этот список ГИМС требовать не вправе. Но это не означает, что на очередное техническое освидетельствование требовать нужно всё, что перечислено в пункте 22.
Ясно, что для первичного освидетельствования требуется документация на лодку и мотор. А для внеочередного ТО после модернизации требуется конструкторская документация на проведенные работы.
Также совершенно ясно, что для очередного технического освидетельствования не нужно каждый раз предоставлять этот ворох паспортов и руководств пользователя, ведь есть реестр маломерных судов, где содержится вся информация о судне. Таким образом для проведения ТО раз в пять лет нужно волеизъявление владельца лодки, выраженное в заявлении, паспорт и судовой билет. И это уже подтверждает центральное руководство ГИМС в ответах на обращения недоумевающих граждан.
Однако на местах работники данного ведомства, до сей поры не имея чётких инструкций, как мне видится, перестраховываются от возможных неприятностей. Поэтому пункт 22 трактуется ответственными лицами «в поле» вольно и расширительно, и инспекторы для очередного ТО дополнительно требуют из пункта 22 всё, что только может быть на эту лодку: техническую документацию, паспорта на лодку и мотор, а если лодка когда-то переделывалась, то и конструкторскую документацию на переделку.
Очевидно, что данную ситуацию должно разрешить центральное руководство ГИМС, разослав соответствующую указиловку с разъяснениями «по поводу» в региональные отделения.
Пока такой документ не появится будет «перестраховка» на местах, выраженная в требовании предоставить на очередной техосмотр всевозможные документы сверх судового билета. Как бы абсурдно это не выглядело для каких-то там юристов и прочих умников.