Содержание
Статья основана на субъективном мнении автора о моторах китайского производства, и потому не претендует на титул истины в последней инстанции. Я лишь делюсь своими выводами и точкой зрения.
Не счесть алмазов в каменных пещерах
Я насчитал четыре десятка марок китайских лодочных моторов, которые, начиная с 2004-2008 года и по сей день были представлены на российском рынке. Добрых две трети из них копируют Ямаху и Тохатсу. Одни «китаемарки» сходят со сцены, другие появляются. И все выпускают примерно одно и то же. Вы можете представить себе эдак 30 клонов Шевроле Нивы под тремя десятками разных названий?
А вот китайских брендов ПЛМ много, причем, если начать считать еще и марки, которые идут в Америку и Европу, то мы увидим совершенно незнакомые российскому покупателю названия, которые ощутимо пополнят список моторного китайпрома.
Я наверное не открою секрет, сказав, что по качеству китайские моторы сильно уступают «японцам». Однако люди-лодочники их берут. И тут определяет всё
Цена
Самый дорогой китайский мотор будет всегда ощутимо дешевле самого дешевого японского аналога. Давайте посмотрим на примере.
Стоимость китайских конструктивных копий мотора Yamaha 9.9 F
Марка\модель | Цена, руб. | Разница в цене с Yamaha 9.9 G | |
в рублях | в процентах | ||
HANGKAI M9.9HP | 55500 | 55500 | 50,0 |
SEA-PRO T 9.9S | 59700 | 51300 | 46,2 |
Jet Marine T15 BMS | 59990 | 51010 | 46,0 |
TITAN TP9.9AMHS | 62300 | 48700 | 43,9 |
Hidea HD9.9FHS | 66000 | 45000 | 40,5 |
Seanovo T9.9 BMS | 69500 | 41500 | 37,4 |
Sailor GM-T 9.9 | 70000 | 41000 | 36,9 |
HDX T 9.9 BMS | 73900 | 37100 | 33,4 |
Parsun T9.9BMS | 75600 | 35400 | 31,9 |
HDX Titanium T 9.9 | 88400 | 22600 | 20,4 |
Ещё раз, все эти моторы — копии 2-т Ямахи 9.9, у всех рабочий объем 246 см3. Можно еще десяток братьев-близнецов вписать в эту таблицу , но думаю для общего представления достаточно.
Удивительно, как плавно заняли эти копии одного и того же двигателя свою ценовую нишу. Здесь есть моторы и дешевле, и значительно дешевле японского «прототипа», но ни один не приблизился к стоимости оригинала ближе, чем на 20%. Что объяснимо, ведь тогда это будет уже ценник другого чуть более дешевого, нежели Yamaha 9.9, но не менее именитого «японца», — Suzuki DT 9.9 AS. И кто же тогда купит такого «китайца»?
Можно брать любую модель Ямахи или Тохатсу из диапазона от малых до средних мощностей и строить подобные таблицы, состоящие из их китайских копий. Но ничего нового в ценообразовании мы там не увидим — та же разница в 20-50% процентов от японских прототипов.
Ясно, что здесь ключевое слово «качество». Будь всё иначе мы бы уже давно забыли про Хонду, Ямаху, Сузуки и т.д.
Но ведь китайские моторы работают? Работают. Так же хорошо как японские? Ну, может быть не так же, но ведь работают.
Всё дело в границах допустимого, которые каждый покупатель проводит самостоятельно, согласно своим представлениям и запросам.
Всё под контролем или проверь уровень масла в редукторе
В Сети найдётся немало отчетов и сообщений с примерами «чудес» сборки некоторых представителей китайпрома. Можно, конечно, говорить что это отдельные «косяки».
Общее положение дел (в некоторой степени) иллюстрирует вот эта наклейка на дейдвудах лодочных моторов одного, не такого уж неизвестного, китайского производителя:
Если кто не знает, масло в редуктор должен заливать завод-изготовитель. Это такая же обязательная процедура как вставить шплинт в гайку при установке гребного винта.
Так как же надо не доверять своему сборочному производству, чтобы требовать от покупателя проверять уровень масла в редукторе только что приобретенного мотора?
Самое смешное, что некоторые владельцы берегут эту наклейку, и так с ней и ездят, не снимая. 🙂 Как им это удается, учитывая, что она все время находится под водой, для меня загадка.
Вообще, конечно, «Китай» бывает разным.
Феномен или если нет разницы зачем платить больше
Некоторые дилеры лодочных моторов китайского производства вам доходчиво объяснят откуда взялись низкие цены на их продукцию:
- Китайская экономика идёт семимильными шагами.
- Китайские производители день и ночь ведут борьбу за потребительские рынки и поэтому отчаянно снижают цены на ПЛМ.
- При этом мировой капитализм бессилен перед китайскими законами, которые позволяют копировать всё и вся во благо китайскому народу и национальной экономике.
- Брак? Ну да, «такое было раньше, но сейчас его меньше».
На вопрос часто ли ломаются проданные ими моторы вам честно ответят: «Да, бывает иногда, конечно». И тут же прибавят неизменное «но в основном по мелочам», ну и, конечно же, сакраментальное «вся техника ломается» с вишенкой на торте в виде рассказа о неожиданном и впечатляющем выходе из строя дорогого япономотра. Знакомые рассуждения?
Очень критично относитесь к мнению любых продавцов о технике, на продаже которой они зарабатывают.
Вопросы рынка
Конечно, экономика. Конечно, борьба за рынки. Конечно лояльные законы.
Но почему же Китай, имеющий отрасль тяжелого машиностроения, производящий высокоточное, высокотехнологичное оборудование, запускающий на орбиту Земли спутники, не выпускает лодочные моторы, способные конкурировать с японскими по уровню качества? Ведь все технологии доступны… Ответ прост и очевиден.
Китайские производители прочно укрепились в нише конструктивных копий популярных марок лодочных моторов. Копиям, как всегда, далеко до оригиналов, но зато их цена привлекательна.
Производителям моторов именитых брендов неинтересна ниша более низких цен, но на рынок качественных моторов они не пустят просто так никого, и уж тем более тех, кому они разрешили (а иных объяснений я не вижу) копировать их разработки. Поэтому исход любой серьезной борьбы за качество этих копий предопределен заранее, качество копий имеет свой предел, возможно точно установленный.
И сдаётся, что производители копируемых моторов тоже не в накладе. Ведь на сборочные производства китаемоторов идёт какое-то количество японских запчастей любого производства (угадайте когда и каких), выпускаемых для их оригиналов. И наоборот, кстати.
Ещё один момент. Задумайтесь над фразой «у меня мотор – копия Yamaha 9.9, только дешевле» . Ведь эти слова дорогого стоят: по сути проявление лояльности к бренду «Yamaha», в сочетании с его эффективной и бесплатной имиджевой рекламой.
Так зачем китам рынка бороться с «копировальщиками»? Это же куры, несущие золотые яйца 🙂 .
Говорят, когда директора китайского отделения Mersedes спросили, как компания относится к тому, что на престижной автовыставке напротив её «Гелендвагена» стоит его абсолютная китайская копия, он с улыбкой ответил: «Мы считаем это похвалой нашей продукции!».
Итак
Много чего китайского найдется в нашем обиходе. Мы с удовольствием пользуемся китайскими шариковыми ручками, фонариками, удочками, телефонами, кондиционерами и даже автомобилями.
И всегда у любого китайского товара есть более дорогой, но более качественный зарубежный конкурент. Такова стратегия большинства китайских производств товаров ширпотреба — ориентация на небогатого покупателя.
Ровно та же ситуация и с китайскими лодочными моторами.
И тут каждый, кто не может по деньгам позволить себе мотор бренда класса «А», делает свой выбор:
- Одни влезают в долги друзьям и родственникам или даже банку, но берут дорогой брендовый ПЛМ.
- Другие, понимающие в моторах (или хотя бы знающие тех, кто понимает), находят подержанного, но в хорошем состоянии «японца».
- Третьи продолжают копить.
- Остальные покупают китайскую продукцию.
Конечно, китайские моторы можно брать. Но с определенными оговорками.
Надежность = безопасность
Прежде всего нужно отталкиваться от условий будущей эксплуатации. Небольшие озера и речки простят любой каприз двигателя, — были бы вёсла. А вот море или водохранилище предъявляют свои несколько более серьезные требования к мотору. И главное, что там от него требуется — это надежность. А в условиях большой и неспокойной акватории надежность ПЛМ — это безопасность, — ваша и ваших пассажиров.
Лично я пока не знаю ни одной китайской марки подвесников, которой бы я доверился в этом плане и взял бы ее для эксплуатации на Волге в наших местах (Куйбышевское, Саратовское водохранилища).
Ликвидность
Покупая ПЛМ, я всегда держу в уме вопрос: «А как быстро и хорошо его можно будет потом продать, при надобности?».
На б\у «японца» спрос, конечно, больше. За таким мотором в хорошем состоянии, да по разумной цене, выстраивается в прямом смысле телефонная очередь. Так что, как минимум, половину разницы в цене, по сравнению с китаемотором, вы спокойно вернёте при продаже той же Ямахи, допустим, через 4-5 лет.
Предпродажная подготовка и осмотр
Все моторы, после сборки должны пройти процедуру пробного запуска и отработать какое-то время для выявления возможного брака. Более того, в рекламных роликах именитых китайских производителей (в том числе и мотора с ярлыком про масло выше) можно увидеть как много моторов на одном стенде дружно отрабатывают свои тесты, баламутя воду большого бассейна.
Поэтому, увидев наклейку на ноге новенького двигателя, призывающую проверить уровень масла в редукторе, мы можем задаться вопросом: «А запускался ли вообще этот мотор когда-нибудь?».
Вот вам ещё один аргумент в пользу того, что прежде чем отдавать деньги за китайское «то же самое, но дешевле» его нужно запустить, хотя бы.
В идеале китайские моторы хорошо бы после покупки разобрать, осмотреть и снова собрать. И некоторые дилеры перед продажей так и поступают. Всё правильно: лучше устранить пустяковый огрех сборки или заменить очевидный брак до начала эксплуатации, нежели потом нести расходы по серьезному гарантийному ремонту.
Ищите таких продавцов.
Внимательно изучайте гарантийное соглашение. Часто гарантия не предоставляется на многие узлы и части двигателя.
Если берёте китайский мотор без гарантии или с рук, имеет смысл после покупки воспользоваться услугами специалиста для проведения вышеупомянутого «профосмотра» вашего подвесника. Лучше отдать небольшую сумму за ревизию двигателя, чем потом разоряться на запчасти, которые отнюдь не дёшевы, да и не всегда их можно быстро получить.
Запчасти
За один и тот же ремонт мастер возьмет одинаково что за китайский, что за японский ПЛМ. А что насчет запчастей?
Сейчас некоторые продавцы китайских моторов советуют покупать запчасти для них на сайте zipmarine.ru. Так, идём на сайт и читаем в «новостях»:
Ну, что ж, это нам и надо. Здесь мы будем прицениваться к запчастям на указанные китайские подвесники.
Цены на японские запчасти мы возьмем с megazip.ru.
Вероятность наезда на подводное невидимое препятствие одинакова для любого мотора и никак не зависит от его качества, цены, марки и т.д. 🙂
Допустим, после удара о камень покрошило шестеренки редуктора и погнуло, да ещё скрутило по шлицам гребной вал. Винт и мелочи по редуктору считать не будем. Для наглядности ограничимся тремя шестеренками и гребновалом.
Оригинальные запчасти для японской ямахи и китайские запчасти для её китайских копий взаимозаменяемы и имеют в обоих каталогах одинаковые идентификационные номера.
Сведем всё в простенькую табличку:
Стоимость запчастей для редуктора ПЛМ Yamaha 9.9 F\G и его конструктивных копий
Название детали | Код | Производитель\цена, руб. | ||
YMM Тайвань | Китай | Yamaha | ||
Гребной вал | 683-45611-00-00 | 3562 | 5422,37 | 8820 |
Шестерня переднего хода | 6E7-45560-01-00 | 2070 | 3181,36 | 3788 |
Шестерня приводная | 63V-45551-00-00 | 932 | 1447,16 | 2532 |
Шестерня заднего хода | 6E7-45571-00-00 | 2070 | 2450,31 | 3569 |
ИТОГО: | 8634 | 12501,2 | 18709 |
Как видим, «Китай-Тайвань» дешевле.
Конечно, на данный момент китае-тайваньские комплектующие не совсем одно и то же по качеству по сравнению с японскими. Примеры неожиданных и «уникальных» поломок можно посмотреть на Ютюб-канале одного разносторонне развитого механика, снимающего интересные ролики о ПЛМ.
С другой стороны, японские детальки в плане цен явно вышли за пределы Солнечной системы и сейчас уверенно бороздят просторы дальнего космоса. Редуктор — это не дёшево, конечно, но вот оригинальные запчасти для поршневой группы обойдутся вам дороже в разы. Учитывая, что хорошо перегреть моторчик иногда весьма просто, это не очень радостный факт.
Получается интересный выбор:
- купить мотор класса «так себе» и поэтому быть готовым к ремонту, — благо есть доступные по цене, но того же класса запчасти,
- или взять дорогой надежный мотор, который не будет ломаться, но только при грамотной эксплуатации. В противном случае будет дорогой ремонт из-за дорогих деталей (если, конечно, не женить фирменный мотор с китае-тайваньскими запчастями).
Тут еще надо подумать, что лучше.
Однако, если человек не любит читать инструкций, не проявляет осторожность на незнакомом водоеме, не задумываясь ездит по всяким мутнякам, грязям и т.д. … словом, легкомысленно относится к мотору, то такому человеку, наверное, выгоднее брать «китайца», так как япономотор в таких заботливых руках тоже скажет «кря».
Вывод
На больших и сложных водоемах отказ мотора является чрезвычайным происшествием, цена возможных последствий которого очень высока. И в чем эту цену измерить, в рублях? Неужели безопасность стоит несколько десятков тысяч разницы в стоимости оргинального двигателя и его копии? Лично моим выбором уже не в первый раз стал японский мотор.
С другой стороны, если лодка ходит недалеко, по тихим заводям и маленьким речушкам, если при отказе двигателя можно быстро добраться на веслах до дома или хотя бы до цивилизации, то почему бы не подумать о китайском моторе? Особенно это касается маломощных и легких «китайцев» — ведь их всегда можно положить в багажник машины и отвезти в гараж, домой или в то место, где есть руки, которые его разберут и приведут в чувство.
В качестве заключения я решил поставить один видеоролик. С некоторыми словами автора я, как и многие (наверное), не согласен. Но его рассуждения, на мой взгляд, вполне вписываются в тему статьи.
Удачного выбора и, конечно же, семь футов!