0

Моторная лодка Fishroad 530 HT или казус Беллы

Если на форумах Вы попросите совета о недорогой лодке с полурубкой, то наверняка «знатоки» порекомендуют Вам «Фишроуд 530». Статья представляет собой обзор данной лодки с историческими экскурсами, реминисценциями и околонаучными рассуждениями.

Родословная

Предшественник лодки Fishroad-530Лодка Fishroad 530 HT — это копия лодки «Bella 530 HT Classic», производившейся в Финляндии с 1975 до 2012 г.

С 2011 г. ветеран финского малого судостроения стал выпускаться отечественным производителем под названием «Fishroad 530 HT», который по геометрии корпуса абсолютно идентичен лодке «Bella 530 НТ». Поэтому в дальнейшем всё, что будет говориться о «Белле» в совершенно равной и безраздельной степени относится и к «Фишроуду».

Сначала был Finnspeed 530 (№1 на рисунке ниже). Это был вполне себе небольшой деревянный рыбацкий баркасик — этакая шлюпка с домиком, рассчитанная на неспешное передвижение в водоизмещающем режиме под скромной силовой установкой. Однако в начале 1970-х фанера, как материал, уже нет отвечала потребностям растущего рынка водной техники. Технологии контактного формования стали доступны, дешевы, а главное, позволяли наладить массовый выпуск лодок и катеров.

Эволюция Fishroad 530

Рис. 1. Эволюция Fishroad 530 HT (кликабельно)

Поэтому, в начале 70-х фанерный «Finnspeed 530» был постепенно вытеснен его производным, воплощённым в композите — лодкой Finnspeed 530 HT (№2 на рисунке). Помимо того, что в качестве материала корпуса теперь использовался стеклопластик, изменения коснулись также и обводов. Корму выпрямили и сделали плоской, т.е. она приобела черты плоскодонного глиссера. Скулы «скруглили», носовую оконечность заострили — вот и черты переходника с закругленными обводами. В качестве силовой установки стал выступать ПЛМ. Отсутствие скулы всегда чревато замыванием бортов и забрызгиванием кокпита. Посему появилось некое подобие клинкерной обшивки, а по сути  — брызгоотбойники.

В итоге получилась лодка с гибридными обводами плоскодонного глиссера и переходника. Как это сказалось на гидродинамическом поведении корпуса, рассмотрим ниже.

Вот в таком виде (практически без значимых изменений) лодка дальше и выпускалась. В Финляндии в 1975 году она стала называться Bella 530 HT Classic (№3) и производилась до 2012 года (включительно) верфью Bella-Veneet Oy. Затем эта модель была снята с производства.

Стоит отметить, что в Финляндии лодки до 5,4 м и с мотором до 20 л.с. не подлежат регистрации. Нерегистрируемые комплекты финны очень уважают, — они дают море преференций своим владельцам. Например, неригистрируемым компектом может управлять даже ребёнок. Так что спрос на эту лодку был в Финляндии всегда обеспечен.

В России с начала 2011 г. лодка выпускается в Санкт-Петербурге под назанием Fishroad 530 HT (№4). В настоящее время, после незначительных изменений в кокпите, выпускается вариант «Fishroad 530 HT Профи».

Если между номерами 1 и 2, 2 и 3 на картинке видны некоторые отличия, то «Белла» и «Фишроуд»  (№ 3 и 4 соответственно) просто неотличимы .

Плюсы и минусы Fishroad 530

Нужно совершенно чётко представлять, что любая HT или каютная лодка в размерах 5+ метров — это компромисс. Рассмотрим, что из себя предствавляет «ФР 530»

Переходный режим передвижения

«Белла 530» неизменно позиционировалась производителем как лодка, основным режимом передвижения которой является полу-глиссирование (semi-planing). На нашем языке данный режим именуется «переходный».  На рисунке ниже Вы видите «фирменный» переходный режим от «Беллы-Фишроуда». Скорость в таком режиме 15-20 км\ч и в таком режиме производитель «Беллы» и рекомендует нам передвигаться:

Bella-530 и Fishroad-530 в переходном режиме

Рис. 2. Белла и Фишроуд «переходят»

Там где жёлтенькая «Белла» судоводитель рулит стоя. А рулит он так потому, что, как легко заметить, в данном «основном» режиме есть недостаток обзорности. Мешает обозревать акваторию приподнятая, в силу кормового дифферента, носовая часть. Но если встать, то всё видно.

Раз уж речь зашла об обзорности, стоит отметить, что смотреть в расположенные в 2-х с лишним метрах от рулевого передние стекла — тоже не верх удобства. Представьте, что стекла запотели изнутри, или забрызганы снаружи. Правда есть стеклоочиститель… один, — на правом переднем стёклышке. Помогает ли он при такой удаленности стекла от судоводителя? Вопрос.

На одном из форумов производитель «Фишроудов» пишет:

Возможность поставить смешной по нашим меркам мотор от 20 сил — это тоже одно из впечатляющих качеств этой не совсем уж маленькой лодки.

Возможность-то есть, однако с ПЛМ 20 л.с. «Белла» с «Фишроудом» так и останутся в этом «переходном состоянии». Хотя… может и не надо этой лодке большего. О том, что показывает эта лодка с мотором больше 20 л.с. — чуть ниже.

Надо только понять одну вещь: ни «Белла-530», ни «Фишроад-530» не являются судами полноценного переходного режима именно в его понимании как способа постоянного передвижения.

Какие ваши доказательства?

Маркетинг, будучи он хоть 100 раз назван наукой, гидродинамику никогда не обманет.

Конечно, финские конструкторы совершенно искренне хотели сделать лодку полуглиссирующего режима под мотор малой мощности. Для этого были выбраны круглоскулые обводы. Не то чтобы это был неудачный выбор. Такие обводы успешно применяются и «работают» на «переходниках». Но в данном случае идея, кажется малоосуществима при таких исходных данных (корпус 5,3 м, мотор 20 л.с.). Поэтому на деле вышло точно так, как пишет Л.М. Кривоносов в своей книге «Расчеты и чертежи в любительском судостроении» (1964 г.) в разделе Обводы полуглиссирующих судов:

При неудачно выбранных главных размерениях и обводах может наступить такой режим движения, при котором поперечная волна, поднимаемая носовой частью судна, располагается очень неудачно по отношению к судну: кормовая часть судна оказывается во впадине, а нос — на гребне. При таком положении судна («свечой») сопротивление очень велико, и чтобы выбраться из этого положения, судну требуется очень большая мощность. В этих случаях иногда помогает отгиб кормовой части днища книзу и перемещение центра тяжести к носу.

Днище у лодки плоское и корма без отгиба (иначе 20 л.с. — совсем мало было бы). Вот и получилась лодка по обводам больше глиссирующая, чем полуглиссирующая. Соответственно получаем тот тип переходного режима, который характерен для глиссирующего судна.

«Нос в небо» и волна от судна — это характерное поведение глиссирующего судна, не дотягивающего до полноценного глиссирования по причине недостатка подъемной силы на транце. Корма «тащит» воду и гонит волну, лодка пытается преодолеть сопротивление. А скругленные скулы только добавляют ходовой дифферент на корму.

О каком экономичном расходе топлива можно здесь рассуждать?

Суда, рассчитанные на постоянное передвижение в переходном режиме имеют несколько иные обводы, позволяющие передвигаться без избыточного кормового дифферента (рис. 3).

 

Катер "Стриж" в переходном режиме

Рис. 3. Катер «Стриж» в переходном режиме

С ПЛМ 30-40 л.с. лодка способна глиссировать, но при этом часто склонна к дельфинированию. Что является следствием недостатка подъемной силы на корме, читай мощности мотора (это к слову о «смешных по нашим меркам» моторах мощнее 20 л.с.). Это подтверждает опыт некоторых владельцев, у которых Fishroad 530 HT  успешно глиссирует с небольшой загрузкой под мотором 50 л.с. Практически плоское днище позволяет ПЛМ данной мощности разгонять эту лодку до скорости приблизительно 50 км/ч! Для корпуса такой длины и с такой мощностью двигателя — это очень и очень хороший показатель. Но для такого результата нужны идеальные условия — гладкая вода. В противном случае днище будет получать весьма ощутимые удары о волну.

Кстати, благодаря заостренной носовой оконечности и скругленным скулам, при движении в свежую погоду в «переходном» режиме «ФР 530» не шлепает носом об волну с кучей брызг. Это большой плюс по сравнению с глиссирующим судном в тех же условиях и в том же режиме передвижения.

Глиссирование

Есть основания предполагать, что для стопроцентного, без дельфинирования, глиссирования с любой загрузкой этой лодке нужно примерно 60 л.с. (в настоящее время ограничение — 50 л.с.). Кстати, корпуса у «Белл» всегда были одни и те же, но в 70-80-х годах производитель разрешал ставить на них ПЛМ мощностью до 55 л.с. Затем, было поставлено ограничение: максимум 35 л.с. Почему производитель установил такой предел остаётся только догадываться. Но видно не зря. Кто же по доброй воле станет ограничивать возможности своей продукции?

Bella-530 и Fishroad-530

Рис. 4. Bella-530 и Fishroad-530 глиссируют

Водоизмещающий режим

Имя наполовину шлюпочные обводы, Фишроуд нормально, довольно комфортно ходит в водоизмещенке, хотя и с некоторыми недостатками курсовой устойчивости. Обзор, разумеется, лучший из всех трёх режимов.

Обитаемость

Основные размерения кокпита:

Лодка Белла 530

Рис. 5. Лодка Bella 530 HT Classic

 

Fishroad-530 обладает довольно обыкновенным спальным местом для своего размера. Такой же, как и у многих 5-метровых HT-лодок «треугольничек» на двух людей среднего роста.

В варианте «Профи», который сейчас выпускается отсутствует левая консоль, которую заменили откидным столиком. Это несколько улучшило ситуацию со спальным местом.

Экономика должна быть экономной

Финский журнал «Kippari» (Шкипер) в майском выпуске 2006 г опубликовал результаты сравнительных тестов нескольких HT-лодок, пользовавшихся популярностью в Финляндии в 70-х, 80-х годах. Лодки оценивались по нескольким критериям: внешний вид, обитаемость, производительность, экономичность и т.д. «Белла» в этих тестах, проигрывая по всем группам критериев (кроме цены), набрала наименьшее количество очков. Но здесь мы остановимся только на экономичности. Так вот, для всех лодок замерялся расход топлива от оборотов.

Для Bella 530 HT Classic результаты были следующие:

Тесты Bella-530

Рис. 7. Результаты тестов лодки Bella-530

Итак, по результатам данного теста, самый экономичный режим (он же самый тихий в плане шумности) — водоизмещающий, при скоростях 2,1-4,7 узлов (3,9-8,7 км\ч). Что, в общем-то, вполне ожидаемо. Далее с 2-2,5 тыс. оборотов лодка начинает «переходить», причем, чем больше оборотов, тем больше был расход. Пик прожорливости приходится на скромные 3000 об. (1,13л\ммилю или 61 л на 100 км). Видимо при 3 тыс. об. лодка находилась в самом что ни на есть суровом «переходном» режиме, испытывая наибольшее сопротивление водной стихии.

Свои «законные» 5000 оборотов тридцатка так и не выкрутила, что вполне нормально, — всё же корпус не маленький. Максимальная скорость — 11,2 узлов или 20,7 км. Расход при этом тоже не сильно ниже максимального. И владельцы, и маркетологи рекомендуют ходить на этой лодке со скоростью 15-25 км\час. По табличным данным этот диапазон соответствует 3500-4000 о/мин. Расход, соответственно 1,03-1,10 л\ммилю или 55,69-59,42 л на 100 км. Вот что мы имеем на этой лодке с движком 30 л.с. в плане экономичности. Это много, братцы мои.  Факт, что такой расход соответствует, очень мягко говоря, небольшим скоростям,  делает картину ещё более унылой.

Как упоминалось выше наименьший уровень потребления топлива приходится на самые малые обороты: при 1000 в мин скорость —  2,1 узлов (3,9 км\ч), мотор расходует 0,32 л\ммилю или 17,3 л на 100 км. Ого! Бинго! Только есть нюанс… Ладно уж, не будем говорить о средней скорости пешехода, — дело в том, что течение на р. Волге у нас 3-4 км\ч.

А теперь давайте попробуем серьезно разобраться с какой скоростью нужно идти на этой лодке под 30 л.с. (напомню для финской «Беллы» разрешено не более 35 л.с.), чтобы хоть куда-то добраться в разумные сроки и при этом не сильно потратиться на бензин. Не будем ничего выдумывать, раз говорят знатоки, что ходить на этой лодке нужно 15-25 км\ч, то и будем отталкиваться от этих величин.

Начнем с того что максимум, что показала испытуемая лодка под 30-кой — 11,2 узла, т.е. 20,7 км\ч при 4000 об\мин. Бросаем на борьбу с течением 4 км\ч, получаем 16,7 км\ч, — т.е. нижняя часть диапазона рекомендованных скоростей. Расход топлива при этом практически максимальный — 59,4 л на 100 км.

Хотите большей «экономии»? Тогда нужно сбрасывать обороты, — и не меньше, чем на 1500, т.е. до 2500 об\мин. Исходя из данных таблички, при оборотах 2500 в мин. и  движении против течения, (при скорости последнего 4 км\ч) скорость лодки составит приблизительно 7 км\ч (скорость трусящей вдоль берега дворняжки — 9 км\ч). Расход в данных условиях будет примерно 7,1 л\час или 39,45 л на 100 км. Примерно столько же топлива (или чуть больше, в зависимости от ПЛМ) употребит на 100 км против течения глиссирующая лодка 5+м при скорости 40-45 км\ч, т.е. передвигаясь в 5-6 раз быстрее Фишроуда.

Вывод: обладая «Беллой 530» и ей подобными, нужно понять, что экономичных скоростей с ПЛМ 30 л.с. у неё просто нет. Если только не двигаться по течению или по зеркальной глади озера.

Работа над ошибками

Основные минусы лодки «Беллы» — это плохая обзорность и ощутимый расход топлива, особенно  при эксплуатации под маломощным мотором.

Спальное место

Финны особо никогда не были озадачены вопросами ночлега в лодке: главное чтобы было укрытие от дождичка и чтобы вещички не промокали. Этим требованиям «Белла» вполне удовлетворяла. А рубку зачастую использовали примерно так:

Полурубка в Bella 530 HT

Рис. 8. Полурубка в «Bella 530 HT»

Иначе обстоит дело с «Fishroad 530». Особенности национального отдыха подразумевают возможность нормальной ночёвки в лодке. А спальное место в предмете обсуждения для двух людей даже среднего роста — не очень. Как уже написано выше, наш производитель убрал левую консоль, что дало возможность располагаться паре среднегабаритных людей «уступом».

Неважная обзорность и повышенный аппетит

Эти два минуса имеют одну общую причину: кормовой дифферент при движении — в силу отсутствия правильных «переходных обводов».  Плохо видно по курсу из-за гордо задранного носа. Приличный расход — следствие движения в переходном режиме с постоянным сопротивлением. Ну что ж, российскому водномоторнику не привыкать исправлять конструктивные недостатки корпусов. Что можно сделать тут?

Для начала посмотрим как должны выглядеть правильные обводы для движения в полуглиссирующем режиме. Чтобы не ходить далеко  за примерами возьмём тот же «Стриж»:

Катер переходного режима "Стриж"

Рис. 9. Катер переходного режима «Стриж» (кликабельно)

Видите отгиб днища на корме? Это как раз то, чего не хватает Белле-Фишроуду для нормального переходного режима. Дело в том что отгиб действует как закрылка у самолета, увеличивая угол атаки и выравниявая тем самым корпус. Если со скулами у «Фишроуда» мы точно ничего не сделаем, то угол атаки на корме мы можем немного увеличить. Но просто отгибом невозможно ограничиться, тут придётся менять практически всю геометрию корпуса.

Поэтому самое правильное решение — установка транцевых плит (ТП). Это конечно промежуточное решение, но хоть что-то. Кроме того есть ещё один гидродинамический «костыль» в нашем распоряжении — это гидрокрыло. Установленное на АКП мотора оно, практически, делает то же самое. Недостатки гидрокрыла известны — ухудшение управляемости и гораздо более выраженное, по сравнению с транцевыми плитами, увеличение расхода топлива после установки.

Так же не забывааем, что на положение корпуса в воде сильно влияет угол наклона дейдвуда, то бишь «ноги» мотора. Чем он меньше по отношению к корпусу, т.е. чем сильнее мотор «поджат», тем больше будет сила, прижимающая нос к воде, а стало быть уменьшающая кормовой дифферент. Транцевая накладка, или, как её ещё называют, клин — костыль  №3 в данном случае. Минусы поджатого мотора — ухудшение управляемости.

Используя что-то из вышеперечисленного (или в различных комбинациях), думаю можно добиться от данной лодки более-менее экономичного переходного режима с хорошими скоростными показателями.

Преференции

К достоинствам лодки можно, без всяких сомнений отнести культуру производства. Лодка действительно собрана хорошо. Внешне выглядит довольно празднично и даже солидно.

При установке тента (дождь, ветер или ночлег) места внутри лодки, как в микроавтобусе. Плюсуем? Плюсуем.

Цена

На момент написания статьи цена FishRoad 530 HT Профи в стандартной комплектации — 388 000 руб. Мотор Yamaha F50DETL обойдётся Вам 471 200 руб. Итого, стоимость комплекта составит 859 200 руб. Можно, конечно, сэкономить на лошадиных силах,  но полноценного глиссирования не будет. С другой стороны, при таких-то обводах оно может оказаться небезопасным. Мотор нормальной мощности уберёт «дельфин», но долго ли прослужит корпус, получая удары о волну? Я уж не говорю про ощущения экипажа. У нас на Волге рябь-то считается наилучшими условиями, а водная гладь — вообще редкость. А заносы на глиссировании при поворотах (привет от плоского дна) и крен (плата за круглые скулы)? Тогда может и не нужно глиссировать? Может действительно — 30 л.с., и хорош? Или, если 50 л.с., то с умом и осторожностью.

У конкурентов что-то дешевле, что-то дороже. В целом сногсшибательной экономии не получится. Для примера, цены на две новые укомплектованные мотором HT-лодки в размере 5+ метров:

  1. «Бриз-17» — 299 000 руб., Yamaha F70 AETL 535 600 руб. Итого, 834 600 руб. Как видим цена примерно одна.
  2. «Phoenix 530» HT 475 000 руб., Yamaha F70 AETL 535 600 руб. Итого, 1 010 600 руб.

Феникс, конечно красив, шикарен, быстр, да и спальник побольше, и вообще — другая лодка. Но ценник!

Ну, а если к «ФР-530» взять двухтакную 30-ку (600200 руб за комплект), что, как я писал 4-мя абзацами выше может и имеет единственный смысл для этой лодки, экономия, конечно, впечатляет.

Секрет её успеха

При всех перечисленных недостатках Bella хорошо продавалась у себя на родине. В лучшие времена верфь производила по 8-10 лодок в месяц. Успех лодки состоялся по вполне объяснимым причинам.

Во-первых, лодка может передвигаться под 20-сильным мотором. Насколько хорошо — другой вопрос, но то, что при таком моторе она не требовала (и не требует) по финским законам регистрации — это огромное конкурентное преимущество. Во-вторых, тут играет роль чисто экономический аспект: маломощный мотор намного дешевле, а финны умеют считать деньги. К тому же в те времена сама «Bella» была, по сравнению с конкурентами, дешёвой. Все эти факторы и определили её популярность в Финляндии в 1970-1990-х годах.

Bella-Veneet Oy, она же, на английский манер, Bella Boats, в 2012 году сняла с производства этот «символ эпохи». Сейчас верфь вообще не производит подобных лодок. Теперь в моде у финнов глиссирование. 🙂 Что ж, всё проходит, времена меняются и всё меняется вместе с временами.

Ошибка резидента

Как это ни печально, но «Fishroad 530 HT» за почти 5 лет своей истории не повторила успех своей сестры-близнеца. Выпуск на уровне «две лодки в месяц» не назовешь производственным достижением. Причины этого зеркальны составляющим популярности «Беллы» в Финляндии в прошлом веке.

Начнем с того, что хоть с 10-ю, хоть с 20-ю л.с. Фишроуд у нас в России подлежит регистрации. Ретро-дизайн баркаса с окошками способен заинтересовать своеобразностью и неким, я не знаю как выразить, внешним уютом что ли. Однако философия передвижения в режиме, когда не очень хорошо видно, что там впереди, да ещё тихим ходом, большинству малопонятна.

Итого

Лодка способна передвигаться в трёх режимах: водоизмещающем, переходном, глиссирующем. Недостатки передвижения описаны выше, но, тем не менее, при установке ПЛМ 50 л.с. Фишроуд 530 становится весьма и весьма универсальным плавсредством. Хотя глиссировать нужно под таким мотором на ней, помня особенности корпуса, а потому, учитывая состояние акватории.

При установке мотора 30 л.с. и менее лодка по большей части должна рассматриваться как тихоход. В таком виде она решительно не подойдёт для отдыха «одного дня», если выезжать нужно на приличное расстояние. Так же вряд ли будет удобно выходить на ней далеко и на пару дней: туда, куда «глиссер», не торопясь, в экономичном режиме дойдёт за час, «Фишроуд» будет чапать 2-2,5 ч. Таким образом лодка с маломощными моторами весьма ограничит дальность выходов для тех, кто ценит время или не желает тратить драгоценные часы выходного дня, добираясь до места отдыха. А значит придётся довольствоваться тем, что расположено недалеко от стоянки.

Прочие недостатки тихоходности настолько очевидны, что рассуждать о них, просто лень. Но что нас могло бы примирить с этими недостатками? Только комфорт размещения. Говоря проще, нормальная, вместительная каюта. Здесь предмет обсуждения не лучше, чем его 5(+)-метровые глиссирующие конкуренты. Остается только одно неоспоримое преимущество: экономическое (если комплектовать маломощным мотором).

Ликвидность — отдельный вопрос. А при покупке желательно, чтобы в этом вопросе была некая определенность.

Лодка подойдёт Вам в нескольких случаях:

  1. Если Вы ищете 5-метровую тихоходную шлюпку с «укрытием» и под мотор 10-20 л.с.: кроме «Фишроуда» у нас, пожалуй, для этого ничего не найти. Для чего нужна такая? Ну мало ли… на турбазу, например.
  2. Вы по каким-то причинам принципиально не хотите быстро передвигаться по воде.
  3. Протяженность обычного маршрута лодки в одну сторону не более 5-10 км.
  4. Вы — любитель неспешно путешествовать по воде. Скорость по GPS? Это Вас не интересует. Главное — как можно дольше наслаждаться мерным рокотом мотора, обозревая окрестности.

Владельца Беллы530 или Фишроуда-530 я вижу как спокойного, рассудительного человека (желательно среднего или небольшого роста), которому некуда торопиться, потому что есть уйма времени. Такой типаж характерен для  байдарочников, «шлюпочников-ялочников», яхтсменов и прочих любителей неспешного водного туризма. Т.е. лодка для совершенно определенной и довольно узкой прослойки тех, кто отдыхает на воде. Но тем не менее, такие люди есть, а значит при правильной расстановке маркетинговых усилий у лодки найдутся покупатели.

Боцман

Подписаться
Подписаться на

0 комментариев
Inline Feedbacks
Смотреть все комментарии
Георгий
14.01.2019 01:49

очень хороший разбор достоинств и недостатков ( коих больше)..здравое и взвешенное суждение спасибо..
к сожалению не наблюдается поступления на рынок водоизмещающих корпусов отечественного производства..а спрос есть..